12 ноября 2021, 12:15
Количество просмотров 391

Главные платежные тренды Европы. Открытый банковский API, кошельки и кредиты

Главные платежные тренды Европы. Открытый банковский API, кошельки и кредиты
Европейский рынок платежных решений крайне динамичен: в ЕС активно развивают новые технологии, в связи с чем постоянно меняется регуляторика. Потребители из Европы быстро осваивают новые платежные методы и используют их на ежедневной основе. Российскому бизнесу, нацеленному на Европу, важно успевать за европейскими платежными трендами, делать их доступными для своих клиентов. О трех самых значимых трендах и их особенностях рассказывает Владимир Поляков, руководитель отдела продаж международного платежного провайдера ECOMMPAY.

Open Banking

Напомним, что Open Banking («открытый банкинг») — это технологическая концепция, объединяющая сотни ведущих банков в Европе. Она позволяет совершать мгновенные денежные переводы с одного банковского аккаунта на другой, в том числе открытый в другом банке. В рамках одной платформы конечный потребитель может выбрать нужный ему банк и произвести оплату напрямую на счет продавца в том же банке. Более того, за один товар или услугу можно заплатить одновременно с нескольких счетов.

Метод базируется на регулятивных нововведениях PSD2: платежной директивы, ставшей обязательной для всех финансовых организаций, работающих в странах Европейского союза, с осени 2019 года. Она обязует банки открыть свой API и предоставить доступ к данным о клиентах третьим лицам — финтех-компаниям и онлайн-бизнесам, обладающим соответствующей лицензией. Передача происходит исключительно с согласия владельца данных, то есть клиента.

Благодаря Open Banking онлайн-бизнесу не нужно интегрироваться с каждым отдельным банком. Можно выбрать одного платежного провайдера, у которого есть все нужные вам банки в конкретных странах.

Открытость банковского API позволяет платежным провайдерам разработать оптимальное и гибкое платежное решение, учитывая разные валюты и регионы. Вдобавок исключается возможность оплаты товара мошенниками с украденной карты.

Кроме того, продавец практически полностью защищен от чарджбэков — вынужденных возвратов средств покупателю напрямую через банк. Такая процедура снижает рейтинг надежности компании-продавца у Visa и Mastercard. Избыток чарджбэков может привести к отказу в обслуживании бизнеса со стороны МПС и его занесению в black list. А с двухфакторной аутентификацией, которую подразумевает Open Banking, пользователю сложно доказать, что транзакция совершена случайно.

Конечный пользователь благодаря Open Banking получает, во-первых, безопасность: PSD2, в рамках которой работает технология, очень жестко подходит к вопросу защиты персональных данных. При этом аутентификация упрощена: не требуется ввода данных карты и других дополнительных действий.

 

Главные платежные тренды Европы. Открытый банковский API, кошельки и кредиты - рис.1

 

И из этого следует второе преимущество — удобство: моментальная оплата напрямую с аккаунта на аккаунт, возможность напрямую подключаться к любому европейскому банку. К настоящему моменту созданная на платформе Open Banking система уже насчитывает 292 провайдера (банки, платежные системы) и почти 4 млн активных пользователей.

Технология Open Banking может быть применима в любой отрасли, где необходимо быстрое проведение платежа: от онлайн-игр до сайта, продающего авиабилеты или спорттовары. Но особенно востребована она в отраслях, где компания не просто хочет моментально получать платежи, но и должна передавать их дальше: например, это актуально для маркетплейсов. Когда покупатель оплатил товар, условный Озон должен тут же перевести средства конечному магазину.

Вдобавок Open Banking может оказаться настоящим спасением для осуществляющих транзакции между Великобританией и ЕС после Brexit. Сейчас это межрегиональные покупки с комиссиями в 1,5% вместо обычных 0,3% — Visa и MasterCard недавно повысили комиссии. Open Banking позволит бизнесу снизить эти расходы. Например, этого удалось добиться компании MySport.

Проблема Open Banking для компаний сегодня заключается в том, что под нее нужно заново выстраивать всю инфраструктуру платежного решения. Это связано с тем, что технология ограничена конкретным набором банков, которые ее используют. Однако исследование ECOMMPAY в Великобритании показало, что 36% бизнесов в стране внедрили Open Banking еще до начала 2021 года, а еще 32% планируют сделать это до конца этого года.

Buy now, pay later

Речь идет о вариантах отложенной оплаты товаров или услуг: с отсрочкой на 30 дней, разделением платежа на три или четыре части без процентов. В отличие от классических микрокредитов отложенная оплата возможна сразу на сайте или в приложении. В момент выбора данной платежной опции происходит автоматическая проверка кредитной истории покупателя.

Компания Research and Markets в исследовании Global Online Travel Payment Methods 2021 назвала метод Buy now pay later (BNPL) набирающим популярность у путешественников. В 2020 году он привлек много внимания и для каждого четвертого респондента стал важным фактором при бронировании travel- услуги. С учетом того, что к 2025 году ожидается, что свыше 70% выручки туристической отрасли будут формировать онлайн-продажи, BNPL может сыграть в этом важную роль.

Travel-ниша — далеко не единственная, для которой могут быть ценными методы BNPL: они подойдут и торговому ритейлу. Особенно продавцам, предлагающим дорогие бытовые товары — вроде телевизоров, холодильников. Тем более что BNPL привлекает не только людей с низким достатком: люди со средним и высоким тоже используют рассрочку, предпочитая разбить платежи на несколько пулов.

 

Главные платежные тренды Европы. Открытый банковский API, кошельки и кредиты - рис.2

 

Один из вариантов BNPL — Pay in 3, Pay in 4: сумма делится на три или четыре части. Если покупатель не уложился в обозначенные рамки и, например, ему придется совершить пятый платеж, то начисляются проценты. Классическое кредитование подразумевает переплату с первого дня, но срок закрытия долга будет больше. Последний вариант BNPL — отсрочка на 30 дней. Фактически это тоже кредит, но в первый месяц проценты не начисляются. Если потребитель успел оплатить покупку в указанный срок, он ничего не теряет.

Преимущество методов BNPL для бизнеса — повышение лояльности клиентов за счет появления доступной опции оплаты, а также увеличение среднего чека. Те, кто раньше отказывался от покупки из-за высокой цены, теперь могут ее совершить за счет разделения платежей. Для международного рынка это оптимальная замена кредитным картам: не нужно платить за обслуживание, процент начисляется не всегда. Свыше 50% потребителей предпочтут BNPL, а не кредитную карту. У магазина растет средний чек и конверсия. Для покупателя BNPL привлекателен также моментальным решением по его кредитоспособности и автоматической проверкой: не нужно собирать и передавать документы.

Но, как и во всех кредитных методиках, здесь возможен отказ, если покупатель неплатежеспособен. Кроме того, если человек просрочил оплату в одном магазине, он не получит одобрение у всех онлайн-торговцев конкретной платежной системы.

Еще один неприятный нюанс может быть связан с регуляторикой. Ключевые игроки в нише отложенных платежей — Klarna и Clearpay, и в первую очередь благодаря им свыше 5 млн человек в пандемию совершили покупки на 3,7 млрд долл. США. В итоге в 2020 году использование методов BNPL выросло в четыре раза по отношению к 2019 му. Многие накопили долги в размере 1000 ф. ст. (1,3 тыс. долл. США). В Великобритании считают, что BNPL стимулирует людей покупать больше, чем они могут себе позволить, поэтому власти передают эту систему под надзор Управления по финансовому регулированию (FCA).

Электронные кошельки

В России электронные кошельки практически не сдавали позиций, в Европе они снова взлетели в пандемию, требуя от бизнеса внедрить в число способов оплаты и их. Например, в Великобритании 20% респондентов опроса, проведенного ECOMMPAY в сотрудничестве с Censuswide, впервые воспользовались электронными кошельками в период локдауна. Более того, к этому методу приходит старшее поколение: каждый второй британец в возрасте 55+ платил с помощью электронного кошелька в пандемию, а 21% респондентов 45–54 лет стали чаще его использовать.

 

Главные платежные тренды Европы. Открытый банковский API, кошельки и кредиты - рис.3

 

В Западной и Центральной Европе на электронные кошельки приходится 23% от общей доли онлайн-платежей, при этом наиболее высокие показатели в Германии, Италии, Великобритании, где 25–29% населения платят таким способом. В Испании и Дании — 22%. В остальных странах показатели ниже 20%. А самый популярный кошелек — PayPal. При этом доля e-wallet в Европе в целом в 2020 году достигла 44,5%, а к 2024 году может вырасти до 51,7%.

Как указывают Juniper Research в своем исследовании, к 2025 году траты через электронные кошельки могут превысить 10 трлн долл. США. Для сравнения — в 2020 году они достигли 5,5 трлн долл., и в целом могут стать ведущей технологией в e-commerce. Отчасти это связано с ростом популярности бесконтактных платежей через смартфоны: телефон становится заменой форм-фактора карты, причем более безопасной — продавец не получает данные карты благодаря технологии токенизации. Если брать онлайн-покупки, то в случае с электронным кошельком покупатель не вводит реквизиты карты, что снижает риск утечки персональных данных и мошенничества. Кроме того, в рамках одного кошелька можно хранить несколько валют, что удобно при международных транзакциях, а за пользование им не надо платить.

Для бизнеса введение электронных кошельков как метода оплаты может привести к росту прибыли, поскольку это выход на новый сегмент потребителей. Во многих странах e-wallet пользуются большой популярностью, и если клиент не увидит такой вариант на странице платежа, то может просто уйти с сайта, не завершив покупки. Общее количество транзакций у потребителей благодаря e-wallet растет, как показывает ряд исследований. Их расходы благодаря кошельку увеличиваются на 2,4%. Вдобавок в системах e-wallet появляются программы лояльности: например, за покупки начисляются баллы, которыми можно расплатиться при следующем визите в магазин. Такие предложения ценят свыше 70% потребителей в США и Великобритании, поэтому они могут помочь магазину повысить лояльность клиента.

Использовать электронные кошельки уместно в любом бизнесе, однако наиболее оправданно это для компаний, у которых невысокий средний чек. Оплата дорогостоящих покупок сопряжена с определенными обстоятельствами: у электронных кошельков могут стоять ограничения по размеру транзакций с целью снизить риски фрода. На этом фоне мелкие покупки вроде авиабилетов, заказа еды, компьютерных игр гораздо более вероятны.

Рубрика:
{}