быстрый доступ
13 октября 2021, 16:30
Количество просмотров 88

Искушение Wildberries. Первая ласточка российского PSD2?

Искушение Wildberries. Первая ласточка российского PSD2?
Ведущая авторской колонки, независимый эксперт Мария Красенкова анализирует сегодняшнюю ситуацию и возможные последствия государственного регулирования эквайринговых комиссий на примере Евросоюза.

К началу осеннего сезона вновь обострился конфликт маркетплейс Wildberries и международных платежных систем. Напомним, что с 16 августа 2021 года ритейлер начал делать «скидку» на размер межбанковской комиссии при приобретении товара покупателям, которые оплачивают свои покупки с помощью российских платежных систем «Мир», Системы быстрых платежей (СБП) и SberPay.

В Wildberries такой подход объяснили тем, что Visa и Mastercard якобы устанавливают «слишком высокие» тарифы и диктуют свои условия бизнесу. Такое решение онлайн-­ритейлера вызвало закономерные вопросы у Visa и Mastercard. Платежные системы посчитали, что подобные действия Wildberries являются ограничением конкуренции.

20 августа стало известно, что Visa направила в банки-­эквайреры, работающие с Wildberries, письмо, где предупредила о штрафе в 25 тыс. долл. при начислении дополнительных комиссий по своим картам. В письме рекомендовалось устранить нарушения до 31 августа 2021 года, иначе размер штрафа будет расти каждый месяц до устранения нарушения вплоть до 1 млн долл.

В свою очередь, в Mastercard в августе озвучивали размер предполагаемого штрафа от 20 тыс. до 100 тыс. долл.

Не касаясь вопроса ­чьей-либо правоты, отметим, что только время покажет, кто окажется более упорным и готовым поступиться своей прибылью — ​международные платежные системы или ритейлер. В любом случае результат противостояния может существенно повлиять на платежный ландшафт в Российской Федерации.

Между тем показательно, что уже сейчас, только за неполный месяц (с 16 августа по 12 сентября), доля российских платежных систем в обороте Wildberries выросла с 24% до 50%. Самой популярной платежной системой является «Мир»: оборот через нее вырос вдвое. Оборот по SberPay увеличился в 14 раз, по СБП — ​в 9 раз.

А анонсированное введение новых комиссий Visa и MasterCard за сервис 3D Secure будет генерить для крупных банков дополнительные расходы по картам Visa предположительно до 300 тыс. долл. в год, а по картам MasterCard, возможно, даже больше. В таких условиях можно предположить, что подключение эквайрерами предприятий к менее расходной альтернативе — ​Системе быстрых платежей Центробанка — ​будет ускоряться.

В этой связи стоит посмотреть на то, что сейчас происходит в Евросоюзе, где по результатам 2020 года было опубликовано исследование CMSPI и Zephyre, совместно с Eurocommerce (европейская организация, представляющая национальные торговые ассоциации из 31 страны мира).

 

Искушение Wildberries. Первая ласточка российского PSD2? - рис.1

 

Упомянутое исследование показало, что в 2020 году, через 5 лет после введения регулирования размера межбанковского вознаграждения (IFR) внутри страны и внутри Евросоюза на уровне 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт, стоимость обслуживания карточных транзакций для обычного европейского предприятия оказалась выше, чем до введения ограничений.

И одним из драйверов роста стоимости выступили, по мнению исследователей, возросшие комиссии международных платежных систем.

Так, всего с 2015 года произошло существенное увеличение доли комиссий платежных систем в стоимости каждой транзакции — ​с чуть более 0,08% в январе 2016 года до почти 0,15% в январе 2021‑го. Это почти двукратное увеличение стоит европейским предприятиям около 1,46 млрд евро ежегодно. Кстати, многие из этих комиссий — ​например, комиссии за сервис 3D Secure — ​также внедряются сейчас и в России.

 

Искушение Wildberries. Первая ласточка российского PSD2? - рис.2

 

Разумеется, рост расходов на обслуживание безналичных платежей у европейских ритейлеров связан не только с повышением стоимости услуг со стороны платежных систем.

Также одним из фундаментальных последствий COVID‑19 для розничной торговли стал заметный сдвиг в сторону электронной коммерции, где средняя комиссия за прием карт может быть намного выше. ТСП, работающие в онлайн-­среде, также сталкиваются с множеством дополнительных сложностей, включая более низкий процент одобрения транзакций и больший риск мошенничества. Каждый из этих факторов также приводит к увеличению стоимости приема платежей.

 

Искушение Wildberries. Первая ласточка российского PSD2? - рис.3

 

Но есть и еще одна причина роста затрат — ​меняется сама структура предпочтений потребителей. Граждане массово отказываются от более дешевых способов оплаты — ​национальных дебетовых платежных схем. Ожидается, что в период с 2020 по 2024 год значительно вырастут не только такие дорогостоящие методы, как кредитование, но и рассрочка «Покупай сейчас, плати позже» (BNPL). Уже сейчас массовое распространение BNPL-сервисов активно способствует росту стоимости обслуживания безналичных платежей — ​как за счет увеличения затрат за счет ставок до 8%, так и за счет массового перехода на использование сервиса рассрочки миллениалами, не склонными к привычным кредитным продуктам.

В заключение оценим, что из европейского опыта может быть применимо в России. Потенциально при принятии решения о введении прямого тарифного регулирования карточных платежных систем на стороне регулятора исчезнут преимущества использования национальных платежных инструментов — ​в основном Системы быстрых платежей.

Т. е. ЦБ будет сам создавать конкурентов собственному платежному методу, что не выглядит очень реалистичным. Особенно после не очень эффективной попытки регулирования размера межбанковского вознаграждения в пандемийный период, продемонстрировавшей отсутствие прямой связи между ценами и размером IRF.

В свою очередь, для ритейлеров установление дополнительных комиссий за обслуживание международных карточных платежных систем может привести к массовому распространению альтернативных схем оплаты — ​например, рассрочек, аналогичных сервису Яндекса — ​«Сплит». Ведь, сталкиваясь с дополнительными комиссиями и лишаясь привычных бонусов и вознаграждений, потребитель будет искать новую выгодную для себя альтернативу.

А у участников рынка появится возможность предложить интересный сервис и потребителям, и бизнесу, повторив успех того же казахстанского Kaspi в России (один из крупнейших финтехов Европы с капитализацией в 21 млрд долл. США).

Рубрика:
{}