9 сентября 2021, 16:55
Количество просмотров 1012

Raif Pay. Единый сервис для юрлиц от Райффайзенбанка — нужен ли он компаниям?

В июне 2021 года Райффайзенбанк предложил рынку новый сервис Raif Pay, объединив в нем различные платежные решения для юридических лиц, включая МСБ и индивидуальных предпринимателей. Идеолог создания нового сервиса Raif Pay Георгий Коннов, руководитель направления по развитию электронной коммерции Райффайзенбанка, оценивает его перспективы и анализирует, что нового сможет привнести финтех для изменения ландшафта банковских сервисов в обозримом будущем.
Raif Pay. Единый сервис для юрлиц от Райффайзенбанка — нужен ли он компаниям?

Райффайзенбанк

Райффайзенбанк является дочерней структурой Райффайзен Банк Интернациональ АГ. Согласно данным «Интерфакс-ЦЭА», Райффайзенбанк занимает 10-е место по размеру активов по итогам трех месяцев 2021 года, 7-е – по объему средств частных лиц и 9-е – по объему кредитов, выданных небанковскому сектору.

Пандемия, придав дополнительный импульс спросу на дистанционные каналы обслуживания и онлайн-­продукты в самых разнообразных областях, заставила крупных участников рынка финансовых услуг трансформировать свои сервисы с учетом современных реалий, включая принципиально новый уровень коммуникации с клиентами. И если вначале акцент был сделан на развитие дистанционных сервисов для физических лиц, то уже сегодня можно говорить о грядущей волне цифровизации ландшафта банковских продуктов для малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

Райффайзенбанк, в последние годы все активнее использующий наиболее перспективные финтех-­технологии для роста и масштабирования своего бизнеса, в июне 2021 года предложил рынку новый комплексный сервис Raif Pay, объединив на одной платформе различные платежные решения для юридических лиц, включая представителей МСБ и индивидуальных предпринимателей. В рамках единого сервиса Raif Pay клиентам станет доступен широкий перечень продуктов, на подключение которых ранее требовались значительные как временные, так и финансовые затраты: интернет-­эквайринг, торговый эквайринг, система быстрых платежей (СБП), онлайн-­инкассация с применением автоматизированных депозитных машин (АДМ), классическая инкассация, переводы через Систему быстрых платежей (СБП) Банка России, а также дебетовые корпоративные карты.

 

Raif Pay. Единый сервис для юрлиц от Райффайзенбанка — нужен ли он компаниям? - рис.1

 

Прогнозируемые банком широкие перспективы нового сервиса обусловлены в первую очередь его высокой реальной востребованностью и целым рядом принципиальных преимуществ. Это и простое онлайн-­подключение с предоставлением минимального пакета документов, наличие открытых API для автоматизации любого уровня, а также предоставляемая клиентам уникальная возможность протестировать сервисы Raif Pay еще до заключения договора и по результатам принять объективное решение. Открытая документация, демонстрационная зона, доступ в тестовую среду в день обращения и готовые интеграции, как прямые, так и через отраслевых партнеров, все это позволяет развернуть сервис Raif Pay на стороне клиента всего за несколько дней, а значит, сэкономить именно то, что больше всего ценит бизнес, — ​время и деньги!

Raif Pay для бизнеса — ​цифровое семейство и наличные под одной крышей

Создание нового сервиса было продиктовано сложившейся рыночной ситуацией. Так, в 2020 году начали активно продвигаться платежи по СБП. Низкие комиссии и возможность моментального зачисления денежных средств на расчетный счет торгово-­сервисного предприятия активно стимулировали представителей ритейла к прямому подключению к новому сервису.

Отмечу, что для приема онлайн-­оплаты ТСП часто обращаются к платежным агрегаторам, в то время как оплата через СБП продвигалась в основном банками. В то же время, подключаясь к платежным сервисам через кредитные организации, корпоративные клиенты ожидают предоставления возможностей и опций уровня ведущих финтех-­компаний. Таким образом, сама идея создания не просто платежного шлюза, а современного платежного сервиса с безбумажными и бесшовными процессами и простым открытым API, предоставляющим возможность как онлайн-­оплаты, так и внесения платежей наличными, уже витала в воздухе. Так появился концепт нового сервиса Raif Pay, который объединил в себе новые запросы рынка и желание Райффайзенбанка предоставить своим клиентам удобный и простой продукт для управления своим бизнесом.

Залогом успеха проекта стал новый подход к организации продуктовой разработки внутри банка. Два года назад мы сформировали самостоятельную команду электронной коммерции. Она разработала и запустила оплату по СБП, реализовала сервис онлайн-­платежей 2 в 1 (интернет-­эквайринг + СБП) и построила с нуля решение для выплат по СБП. В 2020 году мы усилили команду торгового эквайринга и, проведя оценку, открыли тендер по обновлению карточного платежного процессинга в части эквайринга. На новом решении в ближайшее время пройдут первые боевые транзакции. Это по-настоящему захватывающий проект, т. к. впервые среди системообразующих банков идет внедрение модульной архитектуры с использованием открытой СУБД PostgreSQL в эквайринге.

И это еще отнюдь не все изменения, которые были проведены в банке. Мы сформировали отдельные команды для онлайн-­инкассации, корпоративных карт и платежных сервисов в малом бизнесе. Новое решение позволит проще масштабироваться и обеспечивать нашим партнерам автоматизацию любого уровня. Сегодня команда Raif Pay — ​это 50 сотрудников, делящихся на пять продуктовых команд.

Raif Pay — ​это финтех для всех

Создавать собственную технологически закрытую экосистему по аналогии с другими игроками банковского рынка в Райффайзенбанке не собираются: это не просто дорого, но и неэффективно.

А вот использовать экосистемный подход для открытия новых сервисов и возможностей для партнеров, в том числе технологических компаний, обеспечивающих отраслевые решения, и в первую очередь для корпоративных клиентов, — ​весьма востребованное направление. Объединив онлайн-­оплату и наличные платежи для юридических лиц в единый сервис, мы не просто предлагаем уникальную экосистему, но предвосхищаем огромный интерес самых разных сегментов клиентов к новому продукту. Уже сейчас у Райффайзенбанке за счет клиентов, подключившихся к Raif Pay, произошел существенный рост числа операций как в СБП, так и в автоматических депозитных машинах, в том числе за счет активного прироста новых клиентов, некоторые из которых раньше и не задумывались о подключении к новым банковским сервисам.

Уже первые продажи показали, что, например, через Raif Pay стали активно подключаться как микрокомпании, состоящие из одного человека, так и крупные ритейлеры и технологические структуры. Всех их объединяет одно: возможность попробовать продукт до подписания договора. Автоматизация позволяет предоставлять тестовый доступ сразу после заполнения первой формы для подключения.

 

Raif Pay. Единый сервис для юрлиц от Райффайзенбанка — нужен ли он компаниям? - рис.2

 

Мы запустили сервис цифрового подключения, объединяющий ядро процессов между сегментами, как для новых, так и для существующих клиентов. При таком подходе адресный сервис с привлечением клиентских менеджеров возникает в продукте только там, где он нужен.

Сегодня у нас есть все основания ожидать, что данный сервис при его дальнейшем развитии станет центром притяжения новых корпоративных клиентов. На сегодня самая востребованная услуга — ​оплата по СБП. За ней в банк ежемесячно обращаются несколько тысяч клиентов. В то же время проведенная специалистами Райффайзенбанка работа позволила объединить СБП, эквайринг и услуги онлайн-­инкассации в единое интеграционное решение. Опыт электронной коммерции, опирающийся на автоматизацию с использованием открытых API, оказался применим даже в классических продуктах, таких как торговый эквайринг, инкассация и самоинкассация. Общее продуктовое предложение в рамках сервиса Raif Pay даст возможность не только поддержать динамику подключений по СБП, но и придать ускорение остальным платежным сервисам в целом.

В чем уникальность Raif Pay?

Автоматизация с применением API в электронной коммерции давно стала нормой. Однако в классических продуктах, таких как инкассация или торговый эквайринг, открытый API все еще редкость. На этом фоне Raif Pay привносит практики финтех-­компаний в платежные продукты. Партнеры банка могут, например, получать уведомления в реальном времени о внесении денежных средств в АДМ с привязкой к конкретному сотруднику, а подключение становится доступным им на тестовой среде уже через 2 минуты после заполнения заявки.

Решение по электронной коммерции строится на базе системы быстрых платежей. СБП меняет платежный опыт и сценарий интеграции за счет использования динамического QR-кода при онлайн-­операциях на компьютерах, а также за счет прямой переадресации в банковское приложение из других мобильных сервисов и сайтов. При всех преимуществах СБП для сохранения высокой платежной конверсии требуется переосмысление платежного опыта и банковского платежного API. Поэтому мы приняли решение не встраивать СБП в существовавший протокол эквайринга, а создавать новое решение. Так появилась форма 2 в 1, объединяющая эквайринг и СБП без дополнительных вкладок.

Как изменится ландшафт банковских сервисов в ближайшее время

К бесконтактным платежам всех видов покупатели привыкли за пару лет. В последние годы идет активное замещение физических карт виртуальными. В ближайшем будущем ожидается видимое масштабирование SoftPOS-решений, когда принять карточный платеж можно будет с помощью большинства телефонов с NFC. Рынок экспериментирует и с оплатой по биометрии, например, с помощью лица. Изменений происходит много, но сложно сказать, сможет ли ­какая-­нибудь из технологий так сильно повлиять на рынок, что покупатели буквально забудут, как выглядит платежный терминал.

В целом следует выделить два основных тренда, которые будут формировать новый ландшафт банковских сервисов в ближайшее время. Первый — ​обновление программ лояльности, как компаний федерального масштаба, так и локальных программ для малого бизнеса. Этот тренд будет поддерживаться развитием оплат по СБП. При таком сценарии кешбэк и баллы лояльности перейдут из банков напрямую к продавцам. Прямая программа лояльности, например, через мобильное приложение, может оказаться намного выгоднее для бизнеса за счет персональной коммуникации с клиентом.

Второй тренд — ​цифровизация и автоматизация B2B-оплаты. В оплате физлиц мы уже привыкли к открытому API, и появилось моментальное зачисление. Бизнес же совершает большинство оплат с использованием платежных поручений через выставление счетов. Это требует много ручной работы. Карточные платежные системы ожидают стремительного роста числа корпоративных карт и платежей по ним. В конце года появится и решение в СБП для моментальных B2B-платежей. Это, несомненно, вызовет определенный переворот на рынке корпоративных платежей.

Банки и финтех. Конкуренты или партнеры?

Банки и финтех-­компании часто противопоставляются друг другу. При этом банки зачастую представляются неповоротливыми консервативными структурами с устаревшими технологиями и высокой долей ручных процессов, а финтех-­компании — ​сплошь прогрессивными, гибкими и технологичными бизнесами. Правда заключается в том, что даже лучшим технологическим компаниям нужен банк-партнер, поддерживающий финансовую сторону их бизнеса. С запуском и развитием сервиса Raif Pay мы как банк предлагаем решения, соответствующие уровню ведущих финтех-­компаний, при этом мы прекрасно понимаем, что платежные сервисы требуют адаптации под разные виды бизнеса у клиентов ввиду наличия у них различных сценариев и возможностей по автоматизации. Поэтому с радостью приглашаем бизнес любого уровня к взаимовыгодному партнерству.

 

Raif Pay. Единый сервис для юрлиц от Райффайзенбанка — нужен ли он компаниям? - рис.3

 

Уже сегодня через сайт pay.raif.ru компании могут подать заявку на подключение к СБП и АДМ. Дополнительные решения станут доступны в течение 2021 года. Также на сайте Райффайзенбанка вскоре появится личный кабинет, в котором будут отображаться все транзакции и автоматически формироваться отчетность.

Новый сервис Raif Pay Райффайзенбанка, несомненно, станет для клиентов банка надежным инструментом для развития бизнеса.

Рубрика:
{}

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube