Журнал ПЛАС » Архив » 2021 » Журнал ПЛАС №6 »

Конфиденциальность — право или обязанность? Заметки на полях цифрового рубля

Ведущая авторской колонки, независимый эксперт МарияКрасенкова анализирует, можно ли конфиденциальность отнести к необходимым свой­ствам CBDC.

Конфиденциальность — право или обязанность? Заметки на полях цифрового рубля

В начале июля мировые рынки потряс очередной скандал из сферы контроля за защитой персональных данных экосистемными сервисами.

Международный конгломерат — ​такси-­сервис Didi, представленный и в России, столкнулся с проблемами на родном ему рынке КНР, поскольку китайский регулятор завел против Didi дело из-за «незаконного сбора и обработки персональных данных» всего через несколько дней после невероятно успешного первичного размещения акций на Нью-­Йоркской бирже, где компания смогла привлечь почти 4,5 млрд долл. США.

Из-за раскрытия аудиторских документов, где среди «сырых» данных, в том числе, могли содержаться персональная информация клиентов и электронная переписка между компанией и госучреждениями Китая, Didi пришлось прекратить регистрацию новых пользователей и удалить приложение из китайских магазинов приложений. Это означает, что компания не сможет привлекать новых клиентов, пока идет расследование, — ​а это минимум месяц-­полтора.

Теперь всем китайским компаниям с аудиторией более 1 млн пользователей придется запрашивать у регулятора разрешение и проходить проверку на безопасность данных пользователей.

Власти опасаются, что во время размещения на американских биржах компании могут раскрыть непубличную информацию. Например, предоставить данные о китайских пользователях.

Обеспечение локализации хранения персональных данных граждан беспокоит регуляторов во всем мире. В конце мая представитель Роскомнадзора заявлял, что чиновники ждут от социальных сетей, включая Facebook и Twitter, информацию о выполнении требования о хранении до 1 июля 2021 года.

При этом хочется отметить, что защита чувствительных персональных данных — ​не только вопрос государственной безопасности, но и часто — ​условие пользователя, принимающего решение воспользоваться тем или иным сервисом или услугой.

Это понимают в Евросоюзе, планируя пилотный запуск цифрового евро. Как отметил член совета директоров Европейского центрального банка (ЕЦБ) Фабио Панетта, «если ЕЦБ будет участвовать в цифровых платежах, конфиденциальность платежей будет лучше обеспечена … потому что мы не похожи на частные компании. У нас нет коммерческого интереса в хранении, управлении или монетизации данных пользователей».

Эту позицию о критической важности конфиденциальности и безопасности расчетов подтверждают и результаты опубликованного ЕЦБ отчета по итогам общественной дискуссии (8200 комментариев, из которых 94% принадлежат частным лицам), связанной с запуском цифрового евро. Большинство граждан (53%) заявили, что хотят видеть цифровой евро обеспечивающим максимальную конфиденциальность и защиту персональных данных.

Поэтому ЕЦБ тестирует разные способы защиты платежных данных, чтобы никто из участников платежной цепочки не мог иметь доступа ко всей информации о клиенте. Также исследуется опция дать гражданам возможность совершать почти анонимные платежи на небольшие суммы

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных