9 сентября 2021, 18:05
Количество просмотров 20

Финтех, облачные технологии и открытые API: как Ак Барс Банк готовится к Kazan Digital Week

Финтех, облачные технологии и открытые API: как Ак Барс Банк готовится к Kazan Digital Week
Международный форум Kazan Digital Week, который пройдет с 21 по 24 сентября 2021 года, притянет в татарстанскую столицу финтех-специалистов со всего мира. Облачные технологии инфраструктурных проектов, открытые API и искусственный интеллект станут темами сессий, организованных Ак Барс Банком.
Подробнее о том, как банк развивает цифровые сервисы и как новые технологии внедряются в татарстанские проекты, в интервью журналу «ПЛАС» рассказала директор департамента стратегии, инноваций и маркетинга Ак Барс Банка Юлия Строганова.

ПЛАС: Что помогло Ак Барс Банку перейти от традиционного банка к финансово-­технологической компании? Роль ООО «Ак Барс Цифровые Технологии» в общей стратегии цифровизации банка. Несколько слов об архитектуре построения DataDriven организации с точки зрения продуктовых и технологических команд.

Ю. Строганова: Для Ак Барс Банка полноценный путь к цифровизации начался в 2016 году с утверждения пятилетней стратегии развития и создания центра инноваций Ак Барс Цифровые Технологии. Год спустя банк присоединился к Ассоциации ФинТех и вместе с другими участниками активно включился в пилотируемые финансово-­технологические проекты.

Сейчас банк готовит новую стратегию развития на ближайшие три года, и в ней мы учитываем ряд макроэкономических трендов: развитие удаленного обслуживания, в особенности дистанционную идентификацию личности, спрос на российские технологические аналоги, развитие цифровых платформ и агрегаторов, рост цифровой конкуренции.

Процессы разработки финансовых решений в банке проходят на базе Ак Барс Цифровые Технологии. Мы занимаемся такими направлениями, как цифровой профиль, биометрия, видеоаналитика, разработка клиентских сервисов, интеграция с государственными услугами, система быстрых платежей, решение на базе платформы «Мастерчейн», облачные технологии.

Активное развитие и цифровизация бизнеса позволяют трансформировать Ак Барс Банк в высокотехнологичную открытую организацию, которая способна предложить клиенту набор необходимых решений через создание цифровой системы сервисных решений и разработку инновационных продуктов, а также предоставить клиентам новые возможности и повысить качество их обслуживания.

ПЛАС: Организатором каких финтех-­мероприятий является Ак Барс Банк? Какие стратегические цели они преследуют?

Процессы разработки финансовых решений в банке проходят на базе Ак Барс Цифровые Технологии

Ю. Строганова: Ак Барс Банк — ​организатор масштабных финтех-­мероприятий. Чтобы найти и поддержать перспективные российские ИТ-команды, мы проводим тематические акселераторы (FoodTech акселератор, акселератор SoftPOS-решений для малого и микробизнеса), хакатоны и питч-сессии.

В сентябре 2020 года Ак Барс Банк выступил организатором и официальным партнером Международного онлайн-­форума Kazan Digital Week 2020 и стал куратором секции «Экосистема финтех», собравшей экспертов российского и мирового уровней. В рамках форума банк организовал собственную сессию по теме устойчивого развития.

В этом году банк также примет участие в Kazan Digital Week 2021. В этом году мы организуем 6 секций: от темы облачных технологий в сфере инфраструктуры до таких прикладных тем, как открытые API и использование искусственного интеллекта в банковских и небанковских процессах.

В рамках предстоящего форума и всероссийского ИТ-марафона Digital Superhero в мае этого года Ак Барс Банк уже провел онлайн питч-сессию FinTech-проектов. К участию были приглашены сформированные команды с работающим продуктом в направлениях ESG, Research Tools и RiskTech.

В результате эксперты отобрали семь лучших проектов, которые совпали с повесткой Ак Барс Банка и уже существующими инициативами. На протяжении всего лета финалисты работают с менторами и могут получить компенсацию до 500 тыс. руб­лей на проведение пилотных внедрений.

По их итогам лучшие команды примут участие в DemoDay форума Kazan Digital Week в сентябре, где посоревнуются за главный приз — ​300 тыс. руб­лей от Ак Барс Банка. Также на DemoDay ожидается присутствие венчурных фондов и партнеров, которые будут готовы предложить инструменты масштабирования проектов.

ПЛАС: Что такое цифровые экосистемы и почему они так популярны? Как Ак Барс Банк развивает систему цифровых сервисов?

Ю. Строганова: Система сервисных решений группы компаний банка — ​это многофункциональная платформа, предоставляющая широкую продуктово-­сервисную линейку, включающую как банковские, так и небанковские продукты и, помимо классического банковского фронта, использующая также альтернативные каналы.

Ее цель — ​решение ряда жизненных задач клиентов, а часть ее сервисов непосредственно затрагивает сферу социально-­экономического развития. Зачастую развитие таких проектов Ак Барс Банк осуществляет совместно с министерствами и ведомствами Республики Татарстан.

Банк масштабирует собственную систему биометрических решений и развивает проект «Цифровой профиль гражданина» по дистанционному получению госуслуг. Банк также реализует ряд проектов в сфере образования, медицины, общественного транспорта, туризма. При этом мы максимально задействуем ресурсы группы компаний банка.

ПЛАС: Какие конкретно продукты и сервисы Ак Барс Банк развивает в рамках собственной системы цифровых сервисов? Есть ли решения для самозанятых?

Ю. Строганова: В рамках системы сервисных решений группы компаний Ак Барс Банка реализованы следующие проекты: «Цифровой пропуск», «Образовательная карта  2.0», мобильное приложение Ак Барс Мед, мобильное приложение Tourist Pass, система сервисов для бизнеса на основе компьютерного зрения Face2.

В 2020 году банк оперативно откликнулся на вызов пандемии, реализовав систему «Цифровой пропуск» для республики. В системе было оформлено более 13 млн пропусков на выход из дома во время самоизоляции. После окончания режима самоизоляции все персональные данные пользователей были удалены из системы. Этот кейс доказал, что банк в самые короткие сроки может реализовать крупнейшие проекты в партнерстве с государством.

Мобильное приложение Ак Барс Мед — ​медицинский полис в смартфоне. С помощью него можно воспользоваться услугами обязательного и добровольного медицинского страхования, получить телемедицинскую консультацию, записаться к врачу и изучить свою медицинскую карту. Также приложение оповестит о бесплатном медосмотре или диспансеризации. Проект реализован в 2020 году совместно с Ак Барс Мед.

«Образовательная карта» — ​цифровой социальный проект Ак Барс Банка, призванный повысить качество предоставляемых услуг и упростить повседневные задачи родителей, связанные с организацией образовательного процесса детей. Проект реализован в 2020 году. В едином мобильном приложении он позволяет пользоваться практически всеми сервисами, необходимыми родителям школьников и дошкольников.

Ак Барс Банк совместно с Центром развития туризма Республики Татарстан Visit Tatarstan при поддержке Mastercard разработал и реализовал многофункциональный продукт Tatarstan Tourist Pass для туристов и жителей республики. Это одновременно и туристический гид, и банковское приложение, и программа лояльности, предоставляющая пользователям скидки до 25 процентов в кафе, ресторанах и музеях республики.

Также Ак Барс Банк активно разрабатывает решения на основе биометрических технологий. Создана целая система сервисов для бизнеса на основе компьютерного зрения — ​Face2. Она включает в себя платежную систему Face2Pay, авторизацию пользователей на рабочих местах Face2Security, программу лояльности по лицу Face2Loyalty, систему контроля доступа на основе распознавания лица Face2Pass.

Сервисы для самозанятых доступны в мобильном приложении Ак Барс Онлайн. Клиенты могут выбрать Ак Барс Банк в качестве партнера для взаимодействия с ФНС, если они уже зарегистрировались как самозанятые. Для этого не нужно посещать отделения банка и налоговой службы. Все доходы от профессиональной деятельности самозанятые клиенты могут быстро отмечать в приложении.

ПЛАС: Какие ключевые факторы, по вашему мнению, обусловили ускоренное создание и вывод на рынок новых маркетплейсов, а также ускоренную оптимизацию уже действующих? Можно ли все «списывать» на форс-мажорный фактор в лице COVID‑19, или для происходящего действуют более долгосрочные объективные факторы?

Ю. Строганова: Популярность маркетплейсов связана с активно растущим рынком ­онлайн-­торговли. Прошлый год с пандемией коронавируса, самоизоляцией и переходом на удаленную работу стал катализатором цифровой трансформации компаний, а также подтолкнул клиентов заказывать онлайн те товары и услуги, которые раньше они приобретали только при личном визите в магазин или офис. Сегодня клиент может быстро получить необходимые товары и услуги в режиме «одного окна». Клиентский путь стал более цифровым и коротким.

Ак Барс Банк также стремится максимально упростить клиентский путь. Сегодня мы не только крупнейший банк, а группа, в которую входят компании, предоставляющие широкий спектр небанковских услуг. Это страхование, медицина, пенсионное обеспечение, инвестиционные услуги и прочие. Поэтому уже сейчас можно говорить об объединении целей компаний, входящих в периметр группы, вокруг главной ценности — ​клиента.

 

Финтех, облачные технологии и открытые API: как Ак Барс Банк готовится к Kazan Digital Week - рис.1

 

ПЛАС: По итогам ежегодного исследования банковских приложений для частных лиц мобильное приложение Ак Барс Онлайн вошло в ТОП‑3 среди 24 крупнейших банков России. Несколько слов о причинах популярности и планах дальнейшего развития.

Банк уже третий год сохраняет лидирующие позиции в рейтинге Markswebb

Ю. Строганова: Действительно, эксперты Markswebb Rank & Report оценили удобство и полноту функций по решению ежедневных задач, доступных в мобильном приложении Ак Барс Банка, что принесло ему второе место в номинации Daily Banking для iOS и третье место в этой же номинации для Android.

Банк уже третий год сохраняет лидирующие позиции в рейтинге Markswebb. Это говорит о том, что мы идем в ногу со временем, следуем трендам и быстро реагируем на изменение потребностей наших клиентов.

В приложении у клиентов Ак Барс Банка всегда есть доступ практически ко всем видам банковских услуг, в том числе по управлению счетами, оформлению и погашению кредитов, открытию и пролонгации вкладов, конвертации валют, платежам, переводам.

С помощью Ак Барс Онлайн клиенты банка могут совершать привычные для них операции, не выходя из дома. К примеру, наши клиенты активно оформляют кредиты через мобильное приложение. В дальнейшем мы планируем также развивать полезные функции приложения, которые помогут нашим клиентам жить лучше.

ПЛАС: Какова роль финтеха в развитии экономики страны, в межотраслевом развитии и трансформации сферы услуг?

Ю. Строганова: С помощью финтеха банки привлекают к процессу развития новых технологий компании из различных отраслей, благодаря чему появляются новые перспективные проекты и удобные для клиентов продукты.

Создание системы сервисных решений Ак Барс Банка осуществляется на базе Open Banking (открытый банкинг) — ​площадки с использованием технологии Open API. Помимо очевидного преимущества для клиентов по получению широкого спектра услуг открытый банкинг создает условия для справедливой конкуренции, содействует повышению финансовой грамотности, доступности финансовых услуг и появлению новых инвестиционных сервисов.

Нашими партнерами по API являются ApiBank, Coinkeeper, LetyShops и OneTwoTrip.

Ак Барс Банк и APIBank запустили банковский сервис для LetyShops. Кешбэк-­сервис LetyShops предлагает своим пользователям получить банковскую карту под брендом LetyBank. Выпуск и обслуживание карт осуществляет Ак Барс Банк. Благодаря API-интеграции кешбэк-­сервис смог выстроить закрытую систему цифровых сервисов с абсолютно прозрачными процессами движения денежных средств.

На данный момент Ак Барс Банк совместно с OneTwoTrip реализует новый финансовый продукт ― виртуальную дебетовую банковскую карту. За покупки тревел-­продуктов OneTwoTrip по «Карте с большим кешбэком» на счет пользователя вернется до 11 процентов от стоимости.

Развивать межотраслевые связи банку помогает и проведение тематических финтех-­акселераторов по поиску стартапов.

Например, в прошлом году мы провели FoodTech акселератор ИТ-решений в сфере производства, доставки и приготовления еды. Победителем стал проект ge-co.io — ​сервис для автоматизации бизнес-­процессов в ресторане. Также прошел акселератор SoftPOS-решений для малого и микробизнеса. Победители в партнерстве с банком реализуют решения по приему платежей через СБП и карточных платежей с использованием смартфонов.

Рубрика:
{}