Биометрия – новая норма повседневной жизни? По следам ПЛАС-Форума «Практическая биометрия»

Алексей Катрич, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, принявший деятельное участие в онлайн ПЛАС-Форуме «Практическая биометрия», анализирует ситуацию, сложившуюся в направлении применения и развития биометрических технологий в банковском секторе, платежной индустрии и розничной торговле.

В первую очередь хочу поблагодарить организаторов онлайн ПЛАС-Форума — ​были подобраны очень интересные и сбалансированные спикеры с точки зрения раскрытия тем. Если посмотреть на построение структуры конференции, то четко выделяются: введение — ​общая часть, сессия с выступлениями представителей Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, ЦБ РФ, выступления представителей Ассоциации ФинТех, а также основных лидеров рынка, которые продемонстрировали свои решения по использованию биометрии и продуктов.

Оказалось, что достаточно большое количество продуктов пока еще не готовы к реальному спросу — ​просто потому, что потребность не сформирована. Мы подробно обсуждали, что биометрия — ​это новая реальность, и она, так же как транспортная карта «Тройка», как в свое время первая кредитная карта, неожиданно ворвалась в нашу жизнь. И мы воспринимаем ее сегодня уже не только как данность, но и как позитивный продукт, который подчеркивает особый стиль мышления и открывает новые возможности.

В последующих сессиях были не менее интересные и наполненные практическими решениями обсуждения: поиск новых потребностей, новых задач для клиентов. Условия, когда биометрия становится не просто централизованной заменой одной услуги для всех компаний, а централизованной услугой для многих компаний. Кроме того, эта технология становится частью принципиально новых продуктов, до нее не существующих.

На сегодняшний день биометрия, как с законодательной точки зрения, так и с точки зрения конечного потребителя, является не просто актуальной темой — ​это новая норма жизни, которая в ближайшем будущем станет нашей повседневной реальностью. Я даже рискну предположить, что биометрическая идентификация станет для нас равноправной составляющей цивилизованной жизни, так же как вода, газ, электричество, тепло, иные коммунальные услуги и транспорт. И всем понятно, что биометрия не просто назрела или вчера или сегодня, а уже состоялась как самостоятельная бизнес-­единица, и все ждут от нее подготовленной к реализации новой бизнес-­модели.

 

 

Сейчас большинство компаний, кто в результате пандемии, кто в ходе создания нового вида офисов, пришли к необходимости реализовать персонализацию клиентов, и они давно ждут такой услуги, как биометрическая идентификация новых сервисов. Легкие бизнесы, небольшие компании, не только банки, но практически все другие области, где требуется персонализация клиентов, вздохнут с облегчением, когда смогут использовать централизованную биометрию как гарантированный сервис, который будет реализован на уровне государства. Это позволит не просто оптимизировать расходы, но сконцентрироваться на создании новых продуктов, поисках новых решений для деятельности участников рынка. И разрешит заниматься сегментацией клиентов, выработкой для отдельных видов клиентов взвешенных предложений, особенных продуктов для разных регионов страны.

Пока только крупные корпорации могут себе позволить иметь большое количество офисов и выделенную систему собственной биометрии, я говорю на примере кейса банка ВТБ. При этом хочется отметить практическую готовность крупных компаний на примере ВТБ, где в дополнении к основным функциям единой биометрической системы банк использует широкую платформу биометрических сервисов и соединяет их со всеми каналами доступа клиентов. Потому что просто наличие работающей Единой биометрической системы не может быть фундаментальным изменением бизнес-­процессов коммерческих компаний. На примере ВТБ мы видели, как уже сегодня интегрированы собственные системы, собственные биометрические сервисы, а главное — ​как подключены контактный центр, отделения банков, мобильные приложения, интернет-­портал и даже банкоматы к данной единой платформе внутри ВТБ.

В рамках нашей дискуссии мы пришли к выводу, что подобная услуга, как и в других уважаемых структурах, участвующих в конференции, может стать white label продуктом, который будет предоставляться другим коммерческим компаниям как внешний сервис. По результатам нашей конференции я сделал для себя вывод, что такую услугу наравне с Банком ВТБ готовы еще предоставлять Россельхозбанк и Мегафон.

В заключение хочу отметить, что, имея более 20 лет опыта работы в банках, уверен в том, что банки не предлагают один и тот же продукт по всей территории страны, это связано с тем, что есть разные клиентские сегменты, которым требуется различная степень проверок. Это относится именно к персональной идентификации людей, проверке документов, работе с первичной информацией. В случае с централизованной биометрией данный функционал уходит из приоритета на сторону коммерческих компаний. И коммерческие компании начинают более аккуратно и более точно работать с каждым клиентским сегментом.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных