30 июня 2021, 14:00
Количество просмотров 740

Bankauto.ru. Цифровая платформа для автобизнеса

Какие ключевые факторы обусловили ускоренное создание и вывод на рынок новых маркетплейсов, а также ускоренную оптимизацию уже действующих? Начатую в мартовском номере журнала «ПЛАС» серию публикаций, освещающих данную тему, продолжает Алексей Токарев, президент-­председатель Правления РГС Банка, запустившего маркетплейс для сегмента автобизнеса bankauto.ru.
Bankauto.ru. Цифровая платформа для автобизнеса

В «волне популярности» маркетплейсов, по факту, можно отметить две группы предпосылок. Прежде всего это активно растущий рынок электронной коммерции — ​только за последние два года объемы этого рынка удвоились, а пандемия коронавируса, самоизоляция и переход на тотальную удаленку только подтолкнули компании к еще более быстрой трансформации.

При этом сегодня, в условиях всеобщей диджитализации, меняются как бизнес-­процессы, так и сам клиент. Клиент все чаще хочет получать необходимые ему товары и услуги в режиме «одного окна», по лучшей цене и максимально оперативно. Многие из них готовы заменить личное посещение на онлайн-­коммуникацию. Таким образом, клиентский путь становится все более цифровым и коротким. А любой маркетплейс, объединяя на е-платформе игроков определенной категории, как раз позволяет удовлетворить сегодняшние требования клиентов.

Во-вторых, маркетплейсы позволяют справиться с сегодняшними вызовами в виде роста конкуренции за активных клиентов при умеренном росте традиционных рынков. Бизнес вести еще сложнее, если не вкладываться в технологии. Через 3‑4 года формат ведения бизнеса будет принципиально другим. Поэтому сегодня многие делают ставку на расширение источников доходов за счет реализации новых сервисов, создавая различные партнерские проекты в сегментах, в которых ранее не работали. Это рыночный тренд для тех игроков, которые имеют ресурсы и инвестиции на подобные долгосрочные инициативы.

Тренд на создание маркетплейсов органично встраивается и в общую канву цифровизации всей финансовой системы: продвинутые мобильные приложения, цифровые офисы, активное развитие инфраструктуры NFC-платежей, запуск Системы быстрых платежей, финансового маркетплейса Московской биржи, перспективы внедрения цифровых валют и т. п.

Маркетплейсы на авторынке

В 2020 году одновременно запустилось достаточно большое количество проектов, направленных на развитие цифровых продаж на авторынке. Пока доля автомобильного e-commerce занимает 1%, но в ближайшие годы она вырастет кратно. То, о чем говорили игроки несколько лет, ­наконец-то начало реализовываться.

В России за время самоизоляции онлайн-­продажи авто в принципе получили активное развитие. Раньше автолюбитель мог только выбрать понравившуюся модель машины на сайте, уточнить стоимость и договориться о возможности тест-драйва. Сегодня же некоторые компании упростили приобретение автомобиля до уровня покупки и доставки онлайн. Запущены предложения приобретения автомобилей по подписке. И мы понимаем, что интернет-­технологии скоро будут определять даже такой фактор, как покупка машин, а дилерам развитие интернет-­продаж позволит значительно сократить инвестиции в открытие салонов и получить доступ к новым регионам. Более того, сейчас в России процесс онлайн-­продаж авто активно поддерживается финансовыми компаниями, поэтому есть все шансы, что эта модель продаж останется, а доля таких продаж будет только увеличиваться. И в будущем мы можем увидеть новые форматы продаж: полноценные автомаркетплейсы и шоурумы для выдачи авто, купленных онлайн. Так что все еще впереди.

 

Bankauto.ru. Цифровая платформа для автобизнеса - рис.1

 

Готов к изменением и сам клиент. Согласно опросам, проведенным РГС Банком осенью 2020 года и в январе 2021 года, 14% и 15% россиян соответственно уже готовы к полноценной покупке авто онлайн с учетом всех этапов — ​выбора, оплаты и доставки до двери. Весомая доля автовладельцев при этом готовы к прохождению части этапов покупки авто онлайн: 41% опрошенных готовы определиться в интернете с маркой и моделью, 33% — ​выбрать комплектацию и сравнить цены, 21% — ​забронировать автомобиль, 22% — ​оплатить автомобиль. Чаще покупать авто онлайн готовы молодые люди 30‑35 лет, проживающие в столице или городах-­миллионниках.

Резюмируя, стоит отметить, что цифровой канал продаж позволяет банкам выстраивать новый клиентский опыт, расширять границы общения с клиентом. Продукты и услуги сейчас разрабатываются таким образом, чтобы стимулировать клиентов переходить в интернет и использовать максимально возможное количество дополнительных сервисов.

Что такое настоящий маркетплейс?

Маркетплейс — ​это синергия разных видов бизнесов и инструмент, с помощью которого создаются альянсы. Мы как банк однозначно не продадим машину лучше, чем дилер, не обеспечим обслуживание автомобиля лучше сервисного центра и т. д., да и не собираемся. Мы хотим стать проводником между профессиональными игроками рынка и клиентами, наша задача — ​связать клиента и поставщика услуги и предоставить одним — ​финансирование бизнеса или сделки, а другим — ​возможность приобретения товаров или услуги с гарантированным качеством и стоимостью. В этом мы видим свою основную задачу. Мы считаем, что будущее — ​за альянсами.

На российском рынке, на наш взгляд, сегодня нет автомобильных маркетплейсов полного цикла. К­то-то из игроков сфокусирован на продажах авто онлайн, ­кто-то на сервисах, ­кто-то на финансовой стороне вопроса (дистанционное автокредитование сделок). Есть площадки, которые продают или выкупают автомобили, занимаются реализацией автомобилей на аукционах, проводят тендеры по закупке парка автомобилей и прочее.

Таким образом, достаточно много площадок могут предоставить клиентам те или иные услуги на авторынке, но нет агрегированной платформы, позволяющей клиентам получить все сразу и в одном месте. Именно подобную платформу-­агрегатор создает сейчас РГС Банк.

Bankauto.ru

Bankauto.ru. Цифровая платформа для автобизнеса - рис.2

 

В основе создания нашего маркетплейса в принципе лежит поэтапная реализация бизнес-­стратегии банка, принятой еще в 2019 году. На сегодня РГС Банк — ​единственный в России банк, полностью ориентированный на автомобилистов и компании сферы автобизнеса. Уже сейчас у нас возможно быстро, безопасно и доступно оформить полный спектр финансовых или широкий перечень сервисных услуг, требующийся автомобилисту на любом этапе владения транспортом. Следующий шаг — ​развитие технологический платформы для ускорения темпов роста и завоевания еще более значимых долей рынка. Порядка 50% продаж к 2022 году планируется осуществлять через онлайн-­каналы. Цифровой банк в свою очередь подразумевает переход от традиционной бизнес-­модели с вертикальной интеграцией к построению омниканальной модели продаж, где важную роль будет играть как раз недавно запущенный РГС Банком маркетплейс Bankauto.ru — ​e-commerce платформа для профессиональных участников авторынка и потребителей, которая совместит банковские и небанковские сервисы.

Планы по дальнейшему развитию

Маркетплейс работает всего несколько месяцев. Пока реализованы первые сервисы (покупка автомобилей, trade-in и кредитование). В дальнейшем на платформе будут объединены все товары и сервисные услуги автомобильной отрасли — ​как для частных лиц, так и для B2B-сегмента. Мы хотим быть не просто банком для автомобилистов, мы становимся цифровой платформой, ориентированной на сегмент автобизнеса.

По итогам 2021 года мы ориентируемся на цифру в 200 тыс. зарегистрированных на нашем маркетплейсе клиентов — ​физических лиц. Что касается сотрудничества с партнерами, уже заключены первые контракты с двумя десятками московских дилеров. В 2021 году мы также планируем начать сотрудничество с крупнейшими дилерскими сетями в городах-­миллионниках.

История проекта долгосрочная. Мы строим бизнес не на один день, а на долгие годы. И создаем уникальный проект, который предполагает совмещение банковских и небанковских продуктов, связанных с авторынком, в одном месте. В дальнейшем мы просто будем добавлять услуги, которые будут интересны нашим клиентам и на которые будет спрос.

В заключение отмечу, что маркетплейс bankauto.ru — ​это не готовый продукт, взятый с рынка, мы не используем коробочные решения. Он создан силами внутренней команды разработчиков. Мы решили вложиться в in-house ИТ-ресурс и разрабатываем собственную гибкую ИТ-платформу. На первом этапе это будет полноценный интернет-сайт с адаптивной мобильной версией. До конца 2021 года планируется запуск мобильного приложения с максимально удобным для клиента-­автомобилиста интерфейсом, которое объединит банковские и небанковские сервисы РГС Банка.

Рубрика:
{}

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube