Цифровая валюта перед лицом Налогового кодекса. Ждем изменений?

По мнению Алии Юсуповой, руководителя Комитета по правовым вопросам Ассоциации «Финансовые инновации», ведущего эксперта Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО и ведущей нашей рубрики «Законодательство», принятие в первом чтении Государственной думой законопроекта № 1065710‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дает объективный повод вновь вернуться к обсуждению юридических аспектов цифровой валюты.

Цифровая валюта перед лицом Налогового кодекса. Ждем изменений?

Напоминаем, что законопроект № 1065710‑7 предусматривает изменения, относящиеся к цифровой валюте. В частности, предлагается признать цифровую валюту для целей Налогового кодекса имуществом.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) цифровая валюта в качестве отдельного объекта регулирования по-прежнему не поименована.

Об особенностях такого последовательно применяемого подхода мы ранее писали в статье «Закон «О цифровых финансовых активах» must have?», опубликованной в июньском номере журнала «ПЛАС».

Как отмечалось в летней публикации, нет системного видения того, чем именно обладают владельцы цифрового кода или обозначения и о чем следует информировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Тогда же мы подчеркнули, что Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — ​лишь часть ожидаемого рынком регулирования. Принятый Госдумой Закон «О ЦФА» только на верхнем уровне раскрывает вопросы выпуска и оборота цифровых валют. В связи с чем требуется с большей степенью детализации встроить этот новый объект в систему гражданского законодательства.

Сегодня, по прошествии более 8 месяцев, ситуация в связи с правовым регулированием цифровых валют кардинально не изменилась, отсутствие понятия цифровой валюты в ГК РФ по-прежнему вносит элемент правовой неопределенности в гражданский оборот. Возвращаясь к рассматриваемому законопроекту, не представляется возможным в полной мере проанализировать положения законопроекта, касающиеся операций на счетах в банке, связанных с переводом цифровой валюты.

В этой связи следует обратить внимание на опубликованное на сайте заключение Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству на проект федерального закона № 1065710‑7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части налогообложения цифровой валюты)».

 

 

В частности, в заключении отмечено, что «установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к категории «цифровая валюта», определения их соотношения, в частности, с категориями «цифровых прав», «денег», закрепленными в ГК РФ, а также для установления четкого режима их использования. Для этого необходимо предварительное включение в ГК РФ понятия цифровой валюты (даже при условии ограничения ее гражданского оборота по правилам пункта 2 статьи 129 ГК РФ), одновременное исправление этого понятия в Законе о ЦФА (или удаление его из названного закона в отсутствие необходимости дублирования)».

Итак, ожидаем соответствующих очередных изменений в ГК РФ?

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных