Банки в сегменте самозанятых. Места хватит всем?

Виктор Жидков, директор департамента малого и среднего бизнеса Московского кредитного банка (МКБ), в своем интервью журналу «ПЛАС» рассказывает о том, как банки относятся к перспективе обслуживания самозанятых, о происходящей в России «ментальной революции» и о том, кто сможет снять сливки с нового сегмента банковского обслуживания.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете состояние сектора МСБ? В каком самочувствии малый и средний бизнес подошел к концу весьма сложного 2020 года?В. Жидков: Достаточно посмотреть на государственную статистику, чтобы убедиться — МСБ уже длительный период времени демонстрирует отрицательную демографию: количество компаний малого и среднего бизнеса неуклонно снижается. Но и действующему малому и среднему бизнесу очень трудно выживать. МСБ и микробизнес сосредоточены в сфере обслуживания, там, где нужно очень быстро, грамотно и качественно обслужить население.Проблема заключается в том, что владельцам бизнеса приходится достаточно долго искать инвестиции. Плюс к этому падает спрос со стороны населения на товары и услуги МСБ, поскольку доходы людей снижаются. Негативное влияние оказала и пандемия. Есть сферы экономики, которые просто не способны выдержать 3‑4 месяца без притока выручки. Компаниям, работающим в них, приходится идти, в лучшем случае, на заморозку своей деятельности.ПЛАС: А как сказываются на положении и развитии МСБ новые технологические возможности? Используют ли их компании малого и среднего бизнеса?В. Жидков: Да, конечно. Например, достаточно легко стало зарегистрировать новую компанию без бумажной волокиты и безумных временных затрат. С другой стороны, появляются новые возможности для проведения маркетинговых кампаний, осуществления расчетов, упрощаются издержки, связанные с содержанием бухгалтерии, и т. д. Но главной проблемы в виде снижения спроса и сложностей с привлечением инвестиций представители МСБ решить не могут.В то же время нельзя забывать: малый бизнес — как птица-­феникс. Когда один предприниматель по тем или иным причинам прекращает свою деятельность, на его месте сразу же появляется другой. Всегда, даже при самых благоприятных условиях, были бизнесмены, не сумевшие просчитать риски, и всегда были те, кто благодаря своей настойчивости и умениям создавал в «пустыне» настоящие шедевры бизнеса. Сейчас появление таких шедевров тем более вероятно, потому что государство внедрило принципиально новый способ ведения предпринимательской деятельности.ПЛАС: В чем же, на ваш взгляд, суть этой инициативы?В. Жидков: В возможности стать самозанятым. Ничто не препятствует вам, будучи наемным работником, ­что-то генерить, изобретать в свободное от работы время и продавать результаты своего труда на различных электронных площадках. Например, в Facebook, Инстаграм, ВКонтакте и т. д. Это очень интересная история: фактически самозанятым дается зеленый свет.  ПЛАС: Но ведь считается, что россияне исторически привыкли работать на одну компанию или госструктуру — иными словами, на одном и том же месте за одну и ту же зарплату.В. Жидков: А вот это мнение как раз ошибочно! Специфика нашего исторического наследия — в том, что в силу многих причин, в том числе и экономических, российские граждане всегда активно подрабатывали. Это приносило им дополнительные заработки, но их труд, как и результаты этого труда, при этом не были защищены. Сейчас же такие предприниматели фактически получили возможность очень быстро и легко, с помощью элементарных действий, стать работающими официально и получать законное вознаграждение за свой труд.Происходит настоящая революция в менталитете. Человек становится сам себе руководителем, у него меняется мотивация: он старается работать как можно лучше, потому что знает: не выполнишь работу — не получишь вознаграждения, того самого финансового эквивалента своего труда.ПЛАС: Иными словами, на смену административной мотивации приходит чисто экономическая мотивация?В. Жидков: Да. Такой эксперимент по вовлечению людей в сферу самозанятости уже был проведен в четырех субъектах Федерации. Причем во всех четырех он оказался очень успешным и наглядно продемонстрировал: таким образом решаются две важнейшие задачи. Обычным людям дается возможность реализоваться, продавая результаты своего труда, и одновременно увеличивается собираемость налогов. Всего 4‑6% от дохода — почему бы и нет?ПЛАС: А в чем заключаются новые возможности для банков благодаря появлению этой категории клиентов? Судя по восторженной реакции многих финансово-­кредитных организаций, эти плюсы весьма существенны для банков.В. Жидков: Банки, как регулируемые организации, заинтересованы в том, чтобы во всех сферах бизнеса, во всех сферах экономики действовали четко сформулированные правила игры, и не было простора для возникновения «странных» финансовых отношений между банковскими клиентами. И это первый момент. Второй момент — в том, что банки понимают: вновь возникающие экономические взаимоотношения можно быстро взять под свое крыло, можно сделать обслуживание таких взаимоотношений выгодным и удобным для клиентов сервисом. А поскольку уже сейчас очевидно, что количество самозанятых будет расти, то банки, которые сумеют вложить разумные ресурсы в создание продуктов и услуг для самозанятых, смогут неплохо заработать.  ПЛАС: А какие конкретные продукты и сервисы банки могут предлагать таким клиентам? Идет ли речь о неких специфических разработках или под потребности нового сегмента можно кастомизировать уже имеющиеся предложения?В. Жидков: Начнем с того, что лежит на поверхности, — в первую очередь это обслуживание расчетных счетов, которые адаптированы под вид деятельности самозанятых. Такие люди будут заинтересованы в проведении удобных расчетов, чтобы это было «мгновенно, быстро, красиво». Еще один момент: надо разработать такую тарифную политику
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных