Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №7 »

Сжатие или оптимизация? Как онлайн-инкассация отразится на инкассаторском бизнесе

Российский ритейл оценил и принял технологию онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ), отметили участники Online ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2020 ЧС». Прочно закрепившись у клиентов-ритейлеров, сервис будет развиваться и в будущем. Как это скажется на бизнесе инкассаторских компаний? Для чего некоторые клиенты используют АДМ как «умный сейф», без услуги онлайн-инкассации? И что участники рынка должны сделать, чтобы в полную силу заработала федеральная мультибанковская платформа, обеспечивающая их едиными стандартами предоставления услуг? Об этом и многом другом журналу «ПЛАС» рассказывает заместитель председателя правления ИНКАХРАН Алексей Кабанов.

ПЛАС: В ходе ПЛАС-Форума разгорелась серьезная дискуссия о роли АДМ и онлайн-инкассации для инкассаторского бизнеса. Часть спикеров видит в электронной инкассации «смерть» для бизнеса перевозчиков; другие называют эту услугу естественным этапом развития рынка. Какого мнения придерживаетесь вы?

А. Кабанов: Как любой сервис, инкассаторский бизнес в первую очередь отвечает на потребности клиентов, следует за их желаниями и эволюцией бизнес-процессов. Сейчас мы видим большой спрос на электронную инкассацию, а значит, активно развиваем в компании эту услугу.

Однако я понимаю коллег, которые опасаются «сжатия» инкассаторского бизнеса. Действительно, использование АДМ сжимает рынок классической инкассации: вместо семи визитов на торговую точку мы совершаем один. В то же время использование АДМ позволяет нам более эффективно подходить к задаче формирования маршрутной сети, повышает оперативность и контроль.

В ИНКАХРАН каждый день выходят на маршрут более 400 автомобилей в 28 регионах России. У нас на обслуживании 45 тысяч торговых точек, ежедневно мы инкассируем более 11 тысяч адресов. АДМ позволяет вести онлайн-мониторинг всей маршрутной сети и более эффективно управлять ею.

В случае использования АДМ торговые компании получают мгновенную проверку банкнот, а также технологичность, контроль и повышенную безопасность.

ПЛАС: Давайте проанализируем процесс обслуживания инкассаторами торговой точки, оборудованной АДМ. Затрудняют ли работу инкассаторов различия в устройстве моделей АДМ разных производителей?

А. Кабанов: Процесс максимально прост и автоматизирован: инкассатор приезжает на точку, вскрывает АДМ и сканирует QR-код на сейф-пакете устройства. Далее информация о времени инкассации, сумме, адресе и личных данных кассира в реальном времени попадает в наши учетные системы. Это повышает скорость обработки данных и существенно снижает риски, процессы становятся более технологичными.

Сейчас на российском рынке АДМ представлены устройства 10–15 производителей, но активно работают всего две-три компании. Устройства этих производителей приняты рынком и понятны ему, а возможные новые игроки будут равняться на уже существующие технологии. Для нас как для специализированной компании наличие у клиентов нескольких видов устройств не представляет сложности, так как мы сотрудничаем со всеми лидерами рынка в части АДМ и готовы принять любую из существующих моделей. Например, на рынке 20 тысяч торговых точек, оснащенных АДМ Moniron, и мы ориентируемся на развитие сотрудничества с одним из наиболее активных участников рынка – компанией Profindustry и предпринимаем для этого необходимые шаги.

ПЛАС: На рынке существует сервис по использованию АДМ в режиме офлайн, когда устройство служит умным сейфом с высоким уровнем защиты, но не предоставляет услугу электронной инкассации. Насколько востребована такая конфигурация?

А. Кабанов: Спрос на АДМ, используемые в качестве умного сейфа, характерен для крупных компаний – торговых ритейлеров. В отличие от небольших магазинов, нуждающихся в моментальном зачислении внесенных в АДМ денег, для крупных сетей с гигантскими оборотами на счетах быстрое зачисление дневной выручки уже не так ценно. Для них использование АДМ помогает достичь иной цели, а именно – оптимизация численности персонала, распознавание фальшивых купюр и повышение уровня безопасности. Если в торговой точке установлен АДМ, как правило, отпадает необходимость в дополнительном контроле за кассирами: работать с АДМ просто, внести выручку в устройство может любой уполномоченный компанией сотрудник. АДМ решает вопрос с распознаванием фальшивых денег.

Кроме того, АДМ отвечает всем требованиям защиты, предъявляемым Центробанком: АДМ – это «касса» НКО на территории клиента, эти отношения регулируются нормативными документами регулятора. АДМ обеспечивает дополнительную безопасность сотрудников торговой точки. Это особенно актуально

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных