Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №7 » 50 просмотров

Сжатие или оптимизация? Как онлайн-инкассация отразится на инкассаторском бизнесе

Российский ритейл оценил и принял технологию онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин (АДМ), отметили участники Online ПЛАС-Форума «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО 2020 ЧС». Прочно закрепившись у клиентов-ритейлеров, сервис будет развиваться и в будущем. Как это скажется на бизнесе инкассаторских компаний? Для чего некоторые клиенты используют АДМ как «умный сейф», без услуги онлайн-инкассации? И что участники рынка должны сделать, чтобы в полную силу заработала федеральная мультибанковская платформа, обеспечивающая их едиными стандартами предоставления услуг? Об этом и многом другом журналу «ПЛАС» рассказывает заместитель председателя правления ИНКАХРАН Алексей Кабанов.

ПЛАС: В ходе ПЛАС-Форума разгорелась серьезная дискуссия о роли АДМ и онлайн-инкассации для инкассаторского бизнеса. Часть спикеров видит в электронной инкассации «смерть» для бизнеса перевозчиков; другие называют эту услугу естественным этапом развития рынка. Какого мнения придерживаетесь вы?

А. Кабанов: Как любой сервис, инкассаторский бизнес в первую очередь отвечает на потребности клиентов, следует за их желаниями и эволюцией бизнес-процессов. Сейчас мы видим большой спрос на электронную инкассацию, а значит, активно развиваем в компании эту услугу.

Однако я понимаю коллег, которые опасаются «сжатия» инкассаторского бизнеса. Действительно, использование АДМ сжимает рынок классической инкассации: вместо семи визитов на торговую точку мы совершаем один. В то же время использование АДМ позволяет нам более эффективно подходить к задаче формирования маршрутной сети, повышает оперативность и контроль.

В ИНКАХРАН каждый день выходят на маршрут более 400 автомобилей в 28 регионах России. У нас на обслуживании 45 тысяч торговых точек, ежедневно мы инкассируем более 11 тысяч адресов. АДМ позволяет вести онлайн-мониторинг всей маршрутной сети и более эффективно управлять ею.

В случае использования АДМ торговые компании получают мгновенную проверку банкнот, а также технологичность, контроль и повышенную безопасность.

ПЛАС: Давайте проанализируем процесс обслуживания инкассаторами торговой точки, оборудованной АДМ. Затрудняют ли работу инкассаторов различия в устройстве моделей АДМ разных производителей?

А. Кабанов: Процесс максимально прост и автоматизирован: инкассатор приезжает на точку, вскрывает АДМ и сканирует QR-код на сейф-пакете устройства. Далее информация о времени инкассации, сумме, адресе и личных данных кассира в реальном времени попадает в наши учетные системы. Это повышает скорость обработки данных и существенно снижает риски, процессы становятся более технологичными.

Сейчас на российском рынке АДМ представлены устройства 10–15 производителей, но активно работают всего две-три компании. Устройства этих производителей приняты рынком и понятны ему, а возможные новые игроки будут равняться на уже существующие технологии. Для нас как для специализированной компании наличие у клиентов нескольких видов устройств не представляет сложности, так как мы сотрудничаем со всеми лидерами рынка в части АДМ и готовы принять любую из существующих моделей. Например, на рынке 20 тысяч торговых точек, оснащенных АДМ Moniron, и мы ориентируемся на развитие сотрудничества с одним из наиболее активных участников рынка – компанией Profindustry и предпринимаем для этого необходимые шаги.

ПЛАС: На рынке существует сервис по использованию АДМ в режиме офлайн, когда устройство служит умным сейфом с высоким уровнем защиты, но не предоставляет услугу электронной инкассации. Насколько востребована такая конфигурация?

А. Кабанов: Спрос на АДМ, используемые в качестве умного сейфа, характерен для крупных компаний – торговых ритейлеров. В отличие от небольших магазинов, нуждающихся в моментальном зачислении внесенных в АДМ денег, для крупных сетей с гигантскими оборотами на счетах быстрое зачисление дневной выручки уже не так ценно. Для них использование АДМ помогает достичь иной цели, а именно – оптимизация численности персонала, распознавание фальшивых купюр и повышение уровня безопасности. Если в торговой точке установлен АДМ, как правило, отпадает необходимость в дополнительном контроле за кассирами: работать с АДМ просто, внести выручку в устройство может любой уполномоченный компанией сотрудник. АДМ решает вопрос с распознаванием фальшивых денег.

Использование АДМ сжимает рынок классической инкассации: вместо семи визитов на торговую точку мы совершаем один

Кроме того, АДМ отвечает всем требованиям защиты, предъявляемым Центробанком: АДМ – это «касса» НКО на территории клиента, эти отношения регулируются нормативными документами регулятора. АДМ обеспечивает дополнительную безопасность сотрудников торговой точки. Это особенно актуально в отдаленных населенных пунктах и на бензоколонках, расположенных у дороги. Когда кассир сразу – еще в процессе совершения торговой операции – помещает деньги в АДМ, у криминального элемента меньше соблазна совершить нападение на эту точку.

ПЛАС: Какие функции АДМ, на ваш взгляд, будут востребованы в будущем?

А. Кабанов: Я бы сделал ставку на ресайклинг, систему замкнутого цикла использования наличных. Чтобы у кассира, внесшего деньги в АДМ, была возможность получить наличные из этого же устройства на другие цели, в том числе на их получение в виде заработной платы. Также рынок ждет модель АДМ с функцией размена.

ПЛАС: На ваш взгляд, схема взаимодействия «ритейлер – банк – инкассатор» в рамках сервиса онлайн-инкассации нуждается в оптимизации до «ритейлер – инкассатор»? В США на этом рынке доминируют инкассаторские компании. В России активную позицию занимают банки.

Доля наличных в выручке снижается, а стоимость ее обслуживания, напротив, растет и, скорее всего, будет расти дальше

А. Кабанов: Инкассация – это низкомаржинальный и высокорискованный продукт.  Порог входа в этот бизнес достаточно высок. Если у банка собственная служба инкассации имеет менее 30–50 машин, у проекта нулевая рентабельность, а то и прямой убыток. На мой взгляд, банкам выгоднее отдавать эту услугу на полный аутсорсинг специализированным компаниям, у которых больше опыта и шире масштаб приема клиента на обслуживание. На стороне банка остается функция контроля за качеством предоставляемой услуги, а такая модель работы подразумевает минимальные расходы. Думаю, рынку необходимо идти в сторону схемы «ритейлер – инкассатор», отдав банку контрольные функции.

ПЛАС: Поможет ли мультибанковская платформа решить для клиента в случае необходимости вопрос безболезненной и быстрой смены выбранного банка? Не превратится ли смена банка в некую самоцель?

А. Кабанов: Основную часть дохода банку приносит кредитование корпоративных клиентов, включая ритейлеров. Второй столп структуры доходности банка – валютные операции. РКО, куда входит и инкассация, только на третьем месте.

Итак, кредит стоит во главе угла, инкассация – это дополнительный сервис. Имея универсальное решение в виде мультибанковской платформы, клиент получает возможность более гибко выбирать банка-партнера. При этом мультибанковская платформа – это гарантия использования единых стандартов работы, защищенный канал, обеспечивающий технологичность и безопасность.

ПЛАС: К сожалению, история знает массу примеров, когда технологии, получившие свое развитие в период кризиса, становились невостребованными после стабилизации ситуации. Не ждет ли такая судьба услугу онлайн-инкассации с использованием АДМ?

А. Кабанов: Пандемия и вызванный ею карантин, безусловно, подстегнули спрос на электронную инкассацию и внедрение АДМ. На мой взгляд, тенденция на использование электронной инкассации сохранится. Причина проста – в торговле растет доля безналичных платежей, часть оборота уходит в электронную коммерцию. Как следствие, доля наличных в выручке снижается, а стоимость ее обслуживания, напротив, растет и, скорее всего, будет расти дальше.

Пример с условными цифрами: в прошлом году для клиента стоимость инкассации миллиона рублей в месяц составляла 10 тысяч рублей. В этом году наличная выручка клиента составляет уже 500 тысяч рублей в месяц, а стоимость услуги инкассации – все те же 10 тысяч, а то и выше. В этом случае АДМ – лучшее решение для ритейлера, даже с учетом особенностей этой услуги и высоких первоначальных вложений.

ПЛАС: Для инкассаторской компании мультибанковская платформа облегчит более активное использование АДМ?

А. Кабанов: Для нас мультибанковская платформа играет большую роль в плане единых стандартов. Нам, как и банкам, важно работать с клиентом по единой форме отчетности на едином канале передачи информации, который соответствует нашим требованиям информационной безопасности. Сейчас, чтобы мультибанковская платформа заработала, участникам рынка необходимо принять ее за общий знаменатель и начать ею пользоваться. Дискуссия на ПЛАС-Форуме в очередной раз показала, что на нашем рынке у участников одни и те же проблемы, одни и те же задачи, мы говорим на одном языке. Поэтому, думаю, в ближайшем будущем нас ждут развитие рынка, активное внедрение мультибанковской платформы в бизнес-процессы ее участников и рост числа партнеров, которых она в себе объединяет.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных