Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №7 » 40 просмотров

Коллаборация – великая сила! СБП сегодня и завтра

Виталий Копысов, директор по инновациям СКБ-банка, о сегодняшнем дне и планах банка по развитию Системы быстрых платежей.

Cистема быстрых платежей «родилась» в августе 2017-го на мягком диване переговорки в офисе QIWI на Спиридоновке. В это время у Ассоциации ФинТех еще не было замечательного офиса в центре Москвы, и основные рабочие группы «заговорщиков» по проектам собирались именно здесь. Тогда, в августе 2017-го, на листочке бумаги форматом А4 четверо «мечтателей» от финтеха, в том числе и автор этих строк, нарисовали первую архитектуру будущего самого инновационного в стране проекта под рабочим названием «Система мгновенных розничных платежей (СМРП)».

В коллаборации с банками, входящими в рабочую группу АФТ, был создан прототип и было проведено пилотирование системы. В начале 2018 года проект решением оператора системы ЦБ РФ был передан в НСПК. Как всем хорошо известно, Система быстрых платежей официально запущена в России в январе 2019 года силами двенадцати пилотных банков.

На сегодня Система быстрых платежей – уникальный сервис от ЦБ РФ, к которому уже подключено более 100 банков

На сегодня Система быстрых платежей – уникальный сервис от ЦБ РФ, к которому уже подключено более 100 банков. Система позволяет в течение 15 секунд, 365 дней в году, 24 часа в сутки переводить денежные средства между банковскими счетами и оплачивать услуги/товары в торгово-сервисных предприятиях. Фактически это первая в РФ система мгновенных и реальных переводов денежных средств между счетами в различных банках. СБП не зависит от операционных дней участников, праздников и выходных. СБП не зависит от географии своих участников, для нее главное, чтобы клиент выразил желание совершить операцию с ее помощью. Это настоящий «банковский робот», который не требует никакого участия сотрудника самого банка в проведении операции, первый созданный в нашей стране «бесчеловечный» финтех-сервис, который развивается и сейчас семимильными шагами через коллаборацию команд ЦБ РФ, НСПК и банков – пилотных участников системы.

Создавая архитектуру нового сервиса, создатели СБП (ЦБ РФ, НСПК, эксперты от банков и технологических партнеров) постарались полностью «вылечить» все «болезни», которые мы видим при использовании классических банковских переводов и банковских карт. Мы понимали, что СБП – не просто платежный сервис для переводов физических лиц, поэтому сразу «примеряли» систему на весь платежный бизнес финансовых организаций и хотели, чтобы сервис, с одной стороны, был абсолютно безопасным для клиентов, а с другой – позволил легко встраивать платежные решения в платежные сценарии бизнеса. Мы мечтали, чтобы дорогие и сложные платежные решения для торгово-сервисных предприятий и интернет-торговли ушли в прошлое. Конечно же, при этом мы не забыли и себя любимых – прямых участников СБП, и старались максимально использовать в каждом новом сценарии сервиса существующие уже методы. Банки, участники пилотной группы, смогли вложить в СБП лучшие практики, и спасибо ЦБ РФ и НСПК, что они нас услышали и продолжают слышать сейчас! Мы работаем в тесной коллаборации, творили, творим и, конечно же, будем совместно творить, поскольку к сегодняшнему дню не прошли и половины эволюционного развития СБП.

С начала запуска СБП сумма совершенных операций в системе уже разменяла третью сотню миллиардов рублей. Рост платежей сервиса переводов между физическими лицами напоминает сегодня геометрическую прогрессию – он растет в разы. Вынужденный переход в онлайн-торговлю ритейла в период пандемии привел к аналогичному развитию и куайринга (обслуживание QR-платежей), так мы в Делобанке (Банковская группа СКБ-банка) назвали сервис оплаты через СБП товаров и услуг. Делобанк зарегистрировал в СБП уже более тысячи ТСП. Сегодня Банковская группа СКБ-банка силами инновационной лаборатории продолжает активно развивать направление развития финтеха за счет интеграции платежных методов СБП в бизнес-платформы клиентов Делобанка и партнеров Банковской группы СКБ-банка.

Многие ошибочно думают, что оплата через СБП товаров и услуг – это только статический или динамический QR-код

Многие ошибочно думают, что оплата через СБП товаров и услуг – это только статический или динамический QR-код. Однако сегодня все уже обстоит совсем не так. Есть функционал мгновенного счета, который мы запустили еще в 2019 году. Его с большим удовольствием применяют наши клиенты в мобильных платформах. Например, скорость оплаты через мобильное приложение для приложения B-Pay от российского стартапа Briskly через СБП ничем не отличается от скорости оплаты через это же приложение по Apple Pay. Но реальные деньги на счет предпринимателя поступают практически мгновенно.

Мы продолжаем развивать сервис СБП в рамках C2B, и я верю, что скоро логотип СБП в торговых точках будет так же привычен, как и логотипы платежных систем банковских карт. Мы все увидим развитие новых уникальных клиентских сценариев оплаты от розничного бизнеса. Ведь СБП позволяет творить и ритейлерам, и я вижу это в каждом новом проекте, который мы реализуем с нашей командой, клиентами и партнерами. Меня восхищают решения с платежными сервисами от СБП наших уральских первопроходцев Benzuber и JoinPAY. Нельзя не отметить и решения таких уважаемых в стране и наших технологических партнеров, как Битрикс24 и 1С. Считаю, что в ходе своего эволюционного развития СБП будет прирастать не только прямыми участниками, но и самим бизнесом, т. е. когда сами бизнес-платформы будут предлагать уже банкам – прямым участникам собственные решения для клиентов в части создания сервисов СБП. Скоро мы увидим новые, еще более революционные решения, которые фактически поставят на один уровень конкуренции за клиента оплату СБП и банковской картой «в телефоне».

Из самого нового и интересного – мы не забываем и о развитии СБП для граждан России. Новый сервис перевода C2C Pull уже позволил мне лично получить новый клиентский опыт, когда я в одном приложении СКБ-Банка могу не только отправлять, но и получать денежные средства со счета в другом банке. Это первый этап, на котором возможно осуществлять такие операции только со счетами одного клиента в разных банках-участниках СБП (Me2Me). Следующие шаги в этом направлении – развитие сервиса в части совершения платежей между счетами разных клиентов. Для бизнеса сегодня самая «свежая» инновация – платежи юрлиц в пользу граждан по номеру телефона. Клиенты Банковской группы СКБ-банка из числа физических лиц уже сейчас могут получать через СБП по номеру телефона платежи от юридических лиц, обслуживаемых в других банках-участниках системы. Клиенты нашего банка – юридические лица уже в конце сентября 2020 года смогут задействовать этот функционал в штатном интерфейсе ДБО. Функционал СБП для платежей в пользу ФЛ мы планируем также встраивать в бизнес-платформы наших клиентов. В августе 2020 года мы запустили для клиентов Делобанка в пилотную эксплуатацию разработанное инновационной лабораторией Банковской группы СКБ-Банк SoftPOS решение СБП для бизнеса на смартфонах Android и iOS. Это уникальное решение позволяет быстро запустить прием платежей в ТСП через СБП без дополнительного оборудования и минимальными комиссиями.

Участие в СБП – лакмусовая бумажка для определения способности банка к цифровой трансформации

В наших планах – успеть в 2020 году реализовать сервисы СБП для C2B «подписка» и, конечно, приступить к проектированию моей личной мечты и «ягодки на торте» СБП –сервиса B2B – мгновенных платежей между юрлицами в режиме 365/24/7. Имея за плечами 7 лет собственного бизнеса, я всегда мечтал, чтобы мне не надо было смотреть на часы или календарь, когда я перевожу денежные средства в пользу партнера, распечатывая ему в доказательство платежное поручение или электронную квитанцию о совершенном платеже. Хочу, чтобы у предпринимателей настала эра свободы от ограничений, которые были и пока еще остаются сегодня.

В заключение хочу сказать, когда я только начинал заниматься Системой быстрых платежей, многое из реализованного сегодня даже мне казалось фантастикой. Помню, как приходил в банк и рассказывал, как эта система будет работать. Мне говорили – ты фантазируешь, чудес не бывает. Но кто, как не апологет СБП, будет просто верить, что все намеченное станет реальностью!

Для запуска СБП пришлось измениться кардинально всем участникам проекта: Банку России, пилотным банкам и, конечно же, НСПК. Но это случилось! Те банки-участники, которые подключились к СБП, качественно пересмотрели свою ИТ-структуру, провели большой объем работ и сделали настоящий эволюционный шаг в цифровое будущее. Мы понимаем, что СБП – это только начало глобальных перемен. Те процессы, которые происходят и будут происходить в финансовой экосистеме страны, заставляют банкинг в России уходить в цифровые каналы обслуживания. И если банк не в состоянии жить для клиента в режиме онлайн, то надо подумать, есть ли у такого банка вообще будущее. Участие в СБП – лакмусовая бумажка для определения способности кредитной организации к цифровой трансформации. Все, у кого уже получилось стать частью новой финансовой экосистемы страны, кто активно продолжает пилотировать новые сервисы СБП, уже вписал себя золотыми буквами в историю развития финтеха в России. И я очень рад, что уже более 20 лет могу создавать с такими же апологетами новый Финтех в России и в нашей стране созданы такие площадки, как Ассоциация ФинТех. Коллаборация – великая сила!

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:

Добавить комментарий


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных