Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №7 » 42 просмотра

Быстрые платежи ТСП пока еще просто не распробовали?

О перспективах Системы быстрых платежей и трендах российского рынка эквайринга мы беседуем с Андреем Смирновым, генеральным директором PayMaster – сервиса приема платежей, объединяющего множество инструментов оплаты в рамках единого договора: банковские карты, интернет-банкинг, терминалы, электронные платежные системы, денежные переводы, СБП, WebMoney, Wechat, Alipay и др.

ПЛАС: Какое влияние на рынок безналичных расчетов уже оказал запуск Системы быстрых платежей? Какие возможности и преимущества получили участники рынка?

А. Смирнов: Если говорить про Систему быстрых платежей в разрезе оплаты покупок, то здесь все только начинается. C2C-переводы пользователи уже успели распробовать, но про оплату через СБП в магазинах до сих пор нередко не знают ни клиенты, ни даже мерчанты, которым такой способ платежа действительно выгоден.

Несмотря на широкое обсуждение в деловой прессе, СБП – пока еще малоизвестный на рынке продукт. На этом фоне неожиданно мы взяли на себя просветительскую функцию: проводим презентации и лично объясняем ТСП, как устроена оплата через СБП, в чем ее преимущества. Мне это напоминает ситуацию, когда 20 лет назад крупным компаниям предлагали перечислять зарплату сотрудников на банковские карты, а они отвечали: «А зачем? У нас и так все хорошо!».

На текущий момент через PayMaster принимают платежи с помощью СБП чуть более 250 магазинов, и это капля в море. Пока продукт не оказал существенного влияния на рынок, но в долгосрочной перспективе, без сомнения, окажет, мы ждем радикальных изменений. Посудите сами – комиссия в несколько раз ниже карточного эквайринга – это более чем весомый аргумент.

ПЛАС: На этапе запуска СБП многие задавались вопросом – на чем сосредоточатся основные усилия новой системы – на каннибализации бизнеса существующих платежных систем или на замещении платежных операций с использованием наличных и охвате сегмента крупных платежей? Сегодня на этот вопрос уже можно дать однозначный ответ?

А. Смирнов: Как известно, основная задача НСПК – запустить независимую  платежную систему на собственной платформе, которая будет обеспечивать равный доступ всем участникам. В отличие от международных платежных систем вопрос доходности здесь не стоял на первом месте.

Если сейчас ставка по торговому эквайрингу для некоторых категорий мерчантов составляет 2–2,5%, то в СБП – менее 1%, что значительно дешевле. Таким образом, международным платежным системам придется либо подкорректировать свои продукты, либо поделить рыночную долю с новым игроком.

Как только магазины в своей массе лучше поймут преимущества СБП, начнутся более активные подключения. И здесь мы опять же надеемся на информационную поддержку со стороны НСПК. Я абсолютно уверен, что это будет массовая история. К проекту в итоге присоединятся все, вплоть до какой-нибудь маленькой торговой точки, продающей фрукты на рынке.

ПЛАС: Что еще, кроме низкой информированности, мешает массовому подключению магазинов к СБП в офлайне?

А. Смирнов: Действительно, пока еще подключение каждого крупного мерчанта к СБП – это событие. Тому есть две основные причины.

Мы подробно погрузились во все нюансы оплаты по QR-коду еще до официального запуска СБП

Во-первых, это проблема интеграции с кассовым ПО, которое давало бы удобный сценарий оплаты. Большинство банков еще не освоили подобную интеграцию. ТСП для запуска работы с СБП нужно обратиться в компанию, которая обслуживает кассовое ПО, составить ТЗ, оплатить, провести интеграцию, протестировать и еще по ходу решить огромное количество организационно-технических вопросов. Все эти действия могут занять около полугода.

Мы подробно погрузились во все нюансы оплаты по QR-коду еще до официального запуска СБП. Два года назад PayMaster реализовал крупный проект по оплате в Burger King за WebMoney. После этого были проекты с китайскими платежными системами WeChat и Alipay. Таким образом, у нас появился опыт прямой интеграции с кассовым оборудованием крупнейших производителей: ШТРИХ-М, «Эвотор», «АТОЛ», R-Keeper, «Пилот» и рядом других. Мерчанты, которые обращаются к нам, начинают принимать платежи через СБП максимально быстро, новый способ оплаты сразу появляется на кассах.

Второй вопрос, который пока настораживает офлайн-магазины, – насколько удобным будет процесс оплаты. У российских пользователей уже большой опыт бесконтактной оплаты, когда к терминалу нужно только приложить телефон или карту. В текущем сценарии с СБП покупателю требуется зайти в приложение своего банка, найти кнопку для сканирования кода, отсканировать код и подтвердить операцию. При прочих равных клиент выберет более быстрый и удобный вариант. Но насколько я знаю, НСПК активно работает над бесконтактной оплатой по похожему сценарию.

ПЛАС: Можно ли ожидать массового использования технологии быстрых платежей ритейлом и покупателями? Как изменится в результате рынок эквайринга? Какое значение для эквайрингового бизнеса банка и его партнерства с ТСП могут иметь C2B-платежи в рамках СБП в ближайшей и среднесрочной перспективе?

А. Смирнов: Есть две популярные точки зрения. Первая – клиенты будут держаться за кешбэк, который они получают при оплате картой (ведь при расчете через СБП подобных вознаграждений нет). Соответственно, мотивация использования СБП будет минимальной.

Если сейчас ставка по торговому эквайрингу для некоторых категорий мерчантов составляет 2–2,5%, то в СБП – менее 1%

Вторая точка зрения – СБП гораздо дешевле для магазинов, а крупные кешбэки, как правило, выплачиваются за счет торговых точек. Соответственно магазины в первую очередь будут заинтересованы в том, чтобы «переключить» покупателя с карт на СБП.

Я приверженец второй точки зрения: постепенно, на протяжении трех-пяти лет, поток будет смещаться с карт в сторону СБП, а магазины найдут способы мотивации покупателей.

Уже есть пример Wildberries, крупного российского онлайн-ритейлера, на его сайте логотип СБП вынесен на видное место, этот способ наряду с карточной оплатой предлагается покупателю. Аналогично будут действовать и другие мерчанты: перераспределять потоки в пользу СБП, не отключая карты, но делая все возможное, чтобы у них больше оборота шло по оплате через QR-код.

Для банков-эмитентов доход от операций по СБП ниже, чем от карточного процессинга. У розницы же, наоборот, вследствие снижения затрат на эквайринг доходы вырастут. Поскольку в конце цепочки находится розница, она может всегда включить один канал оплаты, а другой отключить.

ПЛАС: Готовы ли ритейлеры мотивировать покупателей на использование СБП? Если да, то как? 

А. Смирнов: Как только ритейлеры в своей общей массе поймут преимущества продукта, мы сразу же увидим их программы лояльности в направлении стимулирования платежей через СБП: скидки, купоны, баллы. Вероятно, все чаще клиенту будут предлагаться не «живые» деньги, а повышенные баллы, которые можно потратить на последующие покупки. Наверняка появятся агрегаторы этих акций и бонусных программ. Дальше все зависит от творчества и изобретательности, насколько это будет сделано качественно и удобно для клиента.

Сейчас же до маркетологов в рознице эта тема пока еще не дошла. Хотя, будем честны, она еще не дошла и до руководства всех розничных компаний.

ПЛАС: Станет ли оплата по QR-коду через СБП популярной в России так же, как в Китае, и почему? Корректно ли вообще сравнивать опыт России и Китая в отношении оплаты товаров и услуг с помощью QR-кодов, учитывая разные исторические особенности развития этих двух рынков? Так, в КНР более 60% рынка розничных продаж приходилось на малый и микробизнес, для которого терминалы для POS-платежей были слишком дороги, поэтому QR-код оказался популярнее платежных карт. В России же рынок карт и электронных кошельков развивался с начала 2000-х – эти платежные инструменты здесь давно доступны и поэтому широко распространены. Какое влияние все эти моменты могут оказать на перспективность, массовость и долговременность использования сервиса QR-кода в РФ?

А. Смирнов: В Китае и странах Юго-Восточной Азии популярен вариант оплаты по статическому QR-коду – покупатели сканируют код в виде стикера, наклеенного на товарных полках на видном месте. Речь идет в основном о тысячах мелких лавочек, в каждой из которых десяток-два посетителей в день.

В Китае и странах Юго-Восточной Азии популярен вариант оплаты по статическому QR-коду

Но совершенно невозможно представить себе, чтобы в сетевом гипермаркете или даже среднем по размеру магазине продавец по номеру телефона разбирал совершаемые платежи – «это от тебя, а это от следующего в очереди».

В России, как мы видим, чаще используется вариант с оплатой по динамическому QR-коду, хотя мы, например, можем реализовать оба сценария.

И тут возникает вопрос: «если это не наклейка, то как показать покупателю QR-код, чтобы ему было удобно отсканировать?». Распечатывать каждый раз долго и непрактично. Однако есть несколько вариантов решения этой проблемы.

ПЛАС: Можно ли говорить об общероссийском тренде использования POS-терминалов для QR-платежей? Ярким примером здесь может служить тот же Alipay, использующий на внутреннем рынке статические QR-коды, но в России применяющий динамические QR, отображаемые на мониторе POS-терминалов.Будет ли задействована для приема и обслуживания QR-платежей имеющаяся у банка POS-терминальная сеть? Если да, то каким образом и в каком объеме?

А. Смирнов: Сейчас многие POS-терминалы оснащены цветными дисплеями достаточно высокого разрешения. Кроме того, терминалы установлены уже в большинстве торговых точек. Некоторые кассовые аппараты даже оснащены маленьким экраном, на котором сейчас демонстрируется реклама. Такой экран можно использовать и для показа QR-кодов.

Но в этом случае добавляется еще один игрок, а именно владелец POS-терминала, который намерен брать за это плату. Поэтому мы развиваем альтернативные витрины, на которых можно демонстрировать QR-коды без дополнительных расходов. Например, к любой кассе можно подсоединить устройство с небольшим экраном для показа QR-кода. Стоит оно, как правило, совсем недорого, а подключить его можно через Wi-Fi или USB, развернув к покупателю.

Такие кейсы уже есть, вопрос в их тиражировании.

Ситуация сильно зависит от отрасли, но крупные сети, вероятно, закупят собственное оборудование для вывода на мониторы QR-кодов. Средняя и мелкая розница, вероятнее всего, будут пользоваться POS-терминалами.

Что касается, например, ресторанного бизнеса, когда тебе приносят счет и ты его оплачиваешь, классическая схема с POS-терминалом не работает. Возможно, QR-код станут выводить на небольшой планшет, который будет приносить официант. Несколько лет назад мы внедрили решение для оплаты в ресторанах и кафе за WebMoney. В этом сценарии официант приносил чек с распечатанным QR-кодом, который клиенту нужно было отсканировать. С учетом того, что проходимость людей в ресторане ниже, чем, например, в гипермаркете, такой вариант вполне жизнеспособен.

ПЛАС: Платежные агрегаторы могут предоставлять магазину более широкий список способов платежей, чем банк, и это их конкурентное преимущество, но при этом некоторые эксперты считают, что они могут превратить СБП в «систему небыстрых платежей», так как обычно задерживают у себя на счету средства покупателей в течение нескольких дней и только потом перечисляют их магазину. Насколько справедливы эти опасения?

А. Смирнов: По договору с агрегатором, в частности с PayMaster, торговая точка может получать платежи не только по СБП, но и по WebMoney, Alipay, WeChat. Если говорить про онлайн, то список вариантов еще больше, включая нишевые, но важные способы оплаты.

Кроме того, агрегатор может подключать магазины вне зависимости от того, в каком банке у них открыт счет. Благодаря прямой интеграции с кассовым ПО со стороны магазинов не требуются доработки, а включение СБП как способа оплаты занимает кратчайшие сроки. Придет время, когда процесс будет отлажен, но пока у мерчанта, который хочет поставить СБП на кассу, не так много вариантов, к кому обратиться.

Недавно мы обсуждали внедрение СБП в одной крупной сети: первоначально они отказались от этой идеи, потому что в ходе общения с банком-эквайрером и по предварительным расчетам такая интеграция заняла бы больше полугода.

Агрегаторы, как правило, это ИТ-компании, и им намного проще и дешевле сделать индивидуальное решение для клиентов, чем крупным банкам. Агрегаторы научились работать в конкурентной среде и знают, что предложить мерчанту.

При заключении договора с агрегатором магазин получает деньги на свой банковский счет без какой-либо задержки. Поэтому, если агрегатор удерживает средства в течение 2–5 рабочих дней и это не оправдано какими-либо форс-мажорными обстоятельствами, то это просто нечистоплотный агрегатор, с которым лучше не работать.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:

Добавить комментарий


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных