Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №7 » 53 просмотра

Быстрые платежи ТСП пока еще просто не распробовали?

О перспективах Системы быстрых платежей и трендах российского рынка эквайринга мы беседуем с Андреем Смирновым, генеральным директором PayMaster – сервиса приема платежей, объединяющего множество инструментов оплаты в рамках единого договора: банковские карты, интернет-банкинг, терминалы, электронные платежные системы, денежные переводы, СБП, WebMoney, Wechat, Alipay и др.
ПЛАС: Какое влияние на рынок безналичных расчетов уже оказал запуск Системы быстрых платежей? Какие возможности и преимущества получили участники рынка?

А. Смирнов: Если говорить про Систему быстрых платежей в разрезе оплаты покупок, то здесь все только начинается. C2C-переводы пользователи уже успели распробовать, но про оплату через СБП в магазинах до сих пор нередко не знают ни клиенты, ни даже мерчанты, которым такой способ платежа действительно выгоден.

Несмотря на широкое обсуждение в деловой прессе, СБП – пока еще малоизвестный на рынке продукт. На этом фоне неожиданно мы взяли на себя просветительскую функцию: проводим презентации и лично объясняем ТСП, как устроена оплата через СБП, в чем ее преимущества. Мне это напоминает ситуацию, когда 20 лет назад крупным компаниям предлагали перечислять зарплату сотрудников на банковские карты, а они отвечали: «А зачем? У нас и так все хорошо!».

На текущий момент через PayMaster принимают платежи с помощью СБП чуть более 250 магазинов, и это капля в море. Пока продукт не оказал существенного влияния на рынок, но в долгосрочной перспективе, без сомнения, окажет, мы ждем радикальных изменений. Посудите сами – комиссия в несколько раз ниже карточного эквайринга – это более чем весомый аргумент.

ПЛАС: На этапе запуска СБП многие задавались вопросом – на чем сосредоточатся основные усилия новой системы – на каннибализации бизнеса существующих платежных систем или на замещении платежных операций с использованием наличных и охвате сегмента крупных платежей? Сегодня на этот вопрос уже можно дать однозначный ответ?

А. Смирнов: Как известно, основная задача НСПК – запустить независимую  платежную систему на собственной платформе, которая будет обеспечивать равный доступ всем участникам. В отличие от международных платежных систем вопрос доходности здесь не стоял на первом месте.

Если сейчас ставка по торговому эквайрингу для некоторых категорий мерчантов составляет 2–2,5%, то в СБП – менее 1%, что значительно дешевле. Таким образом, международным платежным системам придется либо подкорректировать свои продукты, либо поделить рыночную долю с новым игроком.

Как только магазины в своей массе лучше поймут преимущества СБП, начнутся более активные подключения. И здесь мы опять же надеемся на информационную поддержку со стороны НСПК. Я абсолютно уверен, что это будет массовая история. К проекту в итоге присоединятся все, вплоть до какой-нибудь маленькой торговой точки, продающей фрукты на рынке.

ПЛАС: Что еще, кроме низкой информированности, мешает массовому подключению магазинов к СБП в офлайне?

А. Смирнов: Действительно, пока еще подключение каждого крупного мерчанта к СБП – это событие. Тому есть две основные причины.

Мы подробно погрузились во все нюансы оплаты по QR-коду еще до официального запуска СБП. Два года назад PayMaster реализовал крупный проект по оплате в Burger King за WebMoney. После этого были проекты с китайскими платежными системами WeChat и Alipay. Таким образом, у нас появился опыт прямой интеграции с кассовым оборудованием крупнейших производителей: ШТРИХ-М, «Эвотор», «АТОЛ», R-Keeper, «Пилот» и рядом других. Мерчанты, которые обращаются к нам, начинают принимать платежи через СБП максимально быстро, новый способ оплаты сразу появляется на кассах.Во-первых, это проблема интеграции с кассовым ПО, которое давало бы удобный сценарий оплаты. Большинство банков еще не освоили подобную интеграцию. ТСП для запуска работы с СБП нужно обратиться в компанию, которая обслуживает кассовое ПО, составить ТЗ, оплатить, провести интеграцию, протестировать и еще по ходу решить огромное количество организационно-технических вопросов. Все эти действия могут занять около полугода.

Второй вопрос, который пока настораживает офлайн-магазины, – насколько удобным будет процесс оплаты. У российских пользователей уже большой опыт бесконтактной оплаты, когда к терминалу нужно только приложить телефон или карту. В текущем сценарии с СБП покупателю требуется зайти в приложение своего банка, найти кнопку для сканирования кода, отсканировать код и подтвердить операцию. При прочих равных клиент выберет более быстрый и удобный вариант. Но насколько я знаю, НСПК активно работает над бесконтактной оплатой по похожему сценарию.

ПЛАС: Можно ли ожидать массового использования технологии быстрых платежей ритейлом и покупателями? Как изменится в результате рынок эквайринга? Какое значение для эквайрингового бизнеса банка и его партнерства с ТСП могут иметь C2B-платежи в рамках СБП в ближайшей и среднесрочной перспективе?

А. Смирнов: Есть две популярные точки зрения. Первая – клиенты будут держаться за кешбэк, который они получают при оплате картой (ведь при расчете через СБП подобных вознаграждений нет). Соответственно, мотивация использования СБП будет минимальной.

Вторая точка зрения – СБП гораздо дешевле для магазинов, а крупные кешбэки, как правило, выплачиваются за счет торговых точек. Соответственно магазины в первую очередь будут заинтересованы в том, чтобы «переключить» покупателя с карт на СБП.

Я приверженец второй точки зрения: постепенно, на протяжении трех-пяти лет,

Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных