ПАРТНЕР РУБРИКИ


31 июля 2020, 13:04
Количество просмотров 280

Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность

В июньском номере журнала «ПЛАС»
Мария Красенкова, независимый эксперт с 15-летним опытом работы в ведущих банковских и платежных структурах России и мира, описала ситуацию, складывающуюся на
отечественном рынке платежей под влиянием госрегулирования, и сценарии ее дальнейшего развития. В этот раз наш постоянный автор предлагает детальный обзор европейского опыта госрегулирования платежного рынка, на который так часто ссылаются представители розничного бизнеса. Как можно убедиться, результаты, достигнутые в этом направлении ЕС, также нельзя назвать однозначными.  
Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность

См. материал «Российский платежный бизнес – все идет по плану?», «ПЛАС» № 05/2020


История вопроса

Регулирование размера и условий взимания межбанковского вознаграждения было введено в Евросоюзе в 2013 году, вступило в силу в 2015–2016 годах и в основном сфокусировалось на деятельности международных платежных систем, работающих в рамках четырехсторонней модели расчетов.

С декабря 2015 года по июнь 2016 года к карточным платежам на территории ЕС были применены следующие требования:

Fee caps (ограничение на размер межбанковского вознаграждения) – с декабря 2015 года размер межбанковского вознаграждения был зафиксирован в размере усредненных показателей расходов предприятий розничной торговли на инкассацию. Предельное значение IRF (межбанковского вознаграждения) по операциям с банковскими картами в наземном эквайринге было установлено на уровне 0,2% для дебетовых и 0,3% для кредитных карт, причем государства – члены ЕС по своему усмотрению получили право устанавливать более низкие предельные значения.

Кобейджинговые карты – с июня 2016 года банки получили возможность привязывать одну карту или один мобильный кошелек к нескольким платежным системам, чтобы предоставить возможность обрабатывать операции в платежной системе по выбору.

Выбор способа оплаты по усмотрению предприятия и потребителя – с июня 2016 года:

  • Торгово-сервисные предприятия получили право выбирать, какие типы карты и каких платежных систем они готовы принимать, а также устанавливать приоритетный выбор платежной системы по умолчанию при условии информирования потребителей.
  • Потребители получили право «переопределить» автоматический приоритетный выбор на предпочитаемый ими бренд – в случаях, когда это технически возможно.

Повышение прозрачности

  • Наложен запрет на выставление единого размера комиссии эквайрером по всем операциям – с декабря 2015 года.
  • Установлена обязанность для эквайрера по каждому типу карты каждой платежной системы указывать отдельно и размер эквайринговой комиссии, и сумму межбанковского вознаграждения, и размер комиссий платежных систем – с июня 2016 года.

Устранение барьеров

  • Введен запрет на ограничение экстерриториальной деятельности европейских эмитентов и эквайреров – с декабря 2015 года.
  • Установлено требование отделения процессингового бизнеса от платежных систем – с июня 2016 года.
Предполагалось, что введение этих мер будет:

  • обеспечивать значительные выгоды предприятиям розничной торговли (ТСП), в частности, за счет снижения затрат на обслуживание карточных платежей и повышения прозрачности в отношении уровня эквайринговой комиссии. При этом ожидалось, что экономия торговых сетей в дальнейшем будет передана конечным потребителям за счет снижения цен на товары и услуги;
  • стимулировать большее количество ТСП принимать платежи по картам и таким образом способствовать дальнейшему росту безналичных платежей;
  • создавать предпосылки для внедрения инновационных платежных технологий на территории ЕС. Высокий уровень комиссионных доходов от карточного бизнеса создавал стимулы для банков развивать безналичные платежи в рамках только традиционных карточных технологий и притормаживал выход на рынок новых участников и новых инновационных платежных услуг. Ограничение размера межбанковского вознаграждения должно было устранить или ограничить эти стимулы и облегчить выход на рынок новых игроков и сервисов.

А теперь перейдем к результатам исследования платежного рынка ЕС и влияния на него госрегулирования, проведенного Ernst & Young и Copenhagen Economics по заказу регулятора (Европейской комиссии).

Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность - рис.1

Авторами исследования была проведена очень большая работа по сбору и анализу данных, полученных от:

  • международных и национальных платежных систем;
  • эмитентов;
  • эквайреров;
  • крупных торгово-сервисных предприятий;
  • ассоциаций потребителей;
  • национальных регуляторов.

Для каждой из категорий были разработаны и разосланы специальные опросники (всего 5121 приглашение), в том числе их получили 18 платежных систем, 484 эмитента, 229 эквайреров, 4098 торгово-сервисных предприятий (63% – представители среднего бизнеса с оборотом менее 50 млн евро в год), 211 ассоциаций потребителей и 81 национальный регулятор из 28 стран Евросоюза.

Полученные данные сравнивались с доступными статистическими данными из публичных источников.

По результатам исследования был опубликован 318-страничный доклад, оценивающий текущее состояние платежного сектора, а также влияние регуляторных мер (Interchange Fee Regulation).

Состояние платежного сектора в Евросоюзе

По данным отчета, в 2014–2018 гг. карточные платежи оставались наиболее часто используемым способом безналичной оплаты. На карточные платежные операции приходилось 54% всех безналичных платежей в 2018 году (см. рис. 1). Только операции с электронными деньгами показали более высокие темпы роста (92%), однако их доля оставалась незначительной и составляла в 2018 году всего 3%.

Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность - рис.2

Количество и объем карточных операций возросли во всех государствах – членах Евросоюза, а средняя сумма операций по картам снизилась.

Увеличилось и количество POS-терминалов – в целом на 48% с 2014 по 2018 год. Наиболее высокие темпы роста количества установленных терминалов – на 194% – были зафиксированы в Греции, что связано с законодательным закреплением нормы в 2017 году об обязательности установки POS-терминалов в ряде отраслей.

В государствах – членах ЕС, имеющих национальные платежные системы, последние сохранили за собой большую долю рынка операций с дебетовыми картами, а во Франции – и с кредитными картами. Кроме Франции, во всех странах ЕС международные платежные системы (МПС) обслуживали большинство карточных операций.

Структура эмиссионного рынка оставалась относительно стабильной с 2012 года. В 2018 году в 28 странах ЕС было выпущено около 831 млн платежных карт, причем количество карт на душу населения колебалось от 0,8 в Румынии до 4,5 в Люксембурге, в среднем – 1,6 карты на душу населения (в России в 2018 году этот показатель составлял 1,8). Общее количество платежных карт на душу населения в ЕС увеличилось на 7% в период 2014–2018 годов (в России рост составил 25,4%). В ряде стран было зарегистрировано падение количества карт (Великобритания, Швеция, Литва и Мальта). Всего в Евросоюзе количество выпущенных дебетовых карт увеличилось за этот период на 13%, в то время как выпуск кредитных карт сократился на 2%.

На рынке эквайринга продолжался процесс консолидации.

Рост цифровых платежей стимулировал появление новых способов оплаты (например, Apple Pay и Google Pay), часто от новых игроков рынка. Но большинство из них по-прежнему основаны на карточных технологиях, поэтому в целом этот тренд способствовал росту карточных платежей.

Оценка влияния регулирования

По данным, полученным Ernst & Young и Copenhagen Economics:

В соответствии с требованиями регулятора в Евросоюзе в период с 2015 по 2017 год в большинстве стран-членов размер межбанковского вознаграждения снизился у международных и национальных платежных систем до установленных пределов.

Снижение размера межбанковского вознаграждения привело к существенному падению доходов эмитентов. В период с 2015 по 2017 год общий размер получаемого ими межбанковского вознаграждения снизился примерно на 2950 млн евро в год.

При этом размер комиссий, уплачиваемых эмитентами в пользу платежных систем, увеличивался в период 2015 по 2017 год примерно на 270 млн евро в год. Этот рост был обусловлен, по информации исследователей, увеличением платы, взимаемой МПС, и ростом объемов трансграничных операций.

Выросли и платежи эквайреров в пользу платежных систем в период с 2015 по 2017 год. Общий годовой прирост оценивается примерно в 280 млн евро. Это увеличение обусловлено, по информации исследователей, увеличением комиссий МПС и ростом объемов трансграничных операций.

Ограничение размера межбанковского вознаграждения привело к существенному снижению расходов эквайреров. При этом часть сэкономленных средств была передана торгово-сервисным предприятиям. В период с 2015 по 2017 год эквайринговая комиссия статистически значимо снизились, и ежегодная экономия торговых предприятий составила около 1200 млн евро.

С 2015 года росла платежная инфраструктура – как по количеству торговых точек, принимающих карты, так и по количеству POS-терминалов. Однако нет оснований говорить о том, что темпы распространения платежной инфраструктуры выросли по сравнению с показателями до 2015 года.

В целом экономия была распределена в различных пропорциях между заинтересованными сторонами. Международные платежные системы получили дополнительную прибыль в размере 550 млн евро в год. Эмитенты потеряли доход в размере 2,95 млрд евро в год. Эквайреры, в свою очередь, сэкономили 2,4 млрд евро в год и поделились сбереженными средствами со своими клиентами из числа ТСП. Как результат – торгово-сервисные предприятия снизили свои издержки на 1,2 млрд евро в год (см. рис. 2).

Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность - рис.3

Влияние регулирования на потребительские цены

На основе статистических данных Ernst & Young и Copenhagen Economics, как и в ряде ранее проводившихся исследований, не удалось доказать наличие позитивного влияния госрегулирования на потребительские цены.

Поэтому для выявления положительного влияния регулирования на потребительские цены Ernst & Young и Copenhagen Economics был использован креативный подход, сочетающий количественную оценку с качест­венной, полученной из интервью ответственных сотрудников европейских розничных сетей. Как результат, было высказано предположение, что регулирование в долгосрочной перспективе способно обеспечить экономию потребительских расходов в размере до 1,93 млрд евро за счет установления более низких розничных цен и улучшения потребительского опыта.

Влияние регулирования на инновации и конкуренцию на рынке

По данным исследования, большинство установленных POS-терминалов, предположительно, были обновлены для обеспечения выполнения требований регулятора.

Доля кобейджинговых карт в портфелях эмитентов в целом не росла в период с 2015 по 2017 год. Потребители не заинтересовались дополнительными возможностями по выбору предпочтительного платежного бренда в торгово-сервисных предприятиях.

Распространенность трансграничного эквайринга внутри Евросоюза в период 2015–2017 годов возросла. При этом более того – в 2015 году стоимость подобных услуг для крупных розничных сетей была в среднем существенно ниже, чем стоимость эквайринга для компаний, работающих в пределах одной страны.

Международные платежные системы по требованию регулятора создали юридически независимые процессинговые компании, однако существенной конкуренции от появления новых игроков на рынке процессинговых услуг не наблюдалось. Отчасти причиной может быть недавнее и запоздалое вступление в силу (февраль 2018 года) нормативных технических стандартов, применяемых к процессинговым компаниям.

Основные выводы и рекомендации Ernst & Young и Copenhagen Economics:

В целом ограничение размера межбанковского вознаграждения позволило достичь запланированных результатов. Стоимость обслуживания карточных платежей для эквайреров и торгово-сервисных предприятий снизилась. В долгосрочной перспективе это снижение принесет пользу и потребителям за счет снижения цен и расширения сети приема карт. Поэтому рекомендуется продлить действие тарифного регулирования по операциям с потребительскими картами.

Одной из потенциальных проблем является рост комиссий платежных систем. Если последние продолжат расти и усложняться, это может уменьшить или нивелировать полученную к настоящему времени экономию. Рекомендуется следить за уровнем, структурой и прозрачностью комиссий платежных систем.

Также потенциально негативным фактором может стать рост маржинальности эквайрингового бизнеса, когда существенная часть сэкономленных на выплатах эмитентам средств уходит в доходы эквайреров и не обеспечивает пропорциональное снижение тарифов для торгово-сервисных предприятий. Рекомендуется усилить контроль за предоставлением прозрачной информации по стоимости эквайринга для бизнеса и провести исследование рынка на предмет предполагаемого недостаточного уровня конкуренции.

Масштабы внутриевропейской торговли возросли, как и конкуренция среди эквайреров. Как результат, плата за обслуживание трансграничных операций для крупных розничных сетей стала ниже, чем за обслуживание национальных. Рекомендуется рассмотреть вопрос об усилении положений, поощряющих трансграничный эквайринг.

Платежные системы перешли на независимый процессинг, но пока это не способствовало повышению конкуренции. Одной из причин может быть несвоевременное утверждение технических стандартов. Рекомендуется рассмотреть вопрос о необходимости гармонизации форматов, стандартов, технических протоколов и правил, устанавливаемых карточными платежными системами, с целью повышения интероперабельности.

Да, формально и выводы, и рекомендации авторов исследования полностью соответствуют ожиданиям Еврокомиссии, подтверждая правильность предпринятых шагов и создавая дальнейшие предпосылки для снижения эквайринговых комиссий.

Тем не менее многие аналитики сегодня закономерно поднимают вопрос о качестве проведенного исследования и корректности интерпретации полученных данных.

Достаточность объема выборки?

Во многих своих выводах E&Y и Copenhagen Economics опиралась на качественные данные, полученные из опросников, а не на данные отчетности. Обычно при проведении опросов для снижения рисков получения некачественной информации используется большая выборка, однако в этом исследовании процент полученных ответов был очень низким (см. рис. 3).

Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность - рис.4

Как результат – многие выводы делаются на очень маленькой выборке, что ставит под сомнение статистическую значимость полученных результатов.

Также обращает на себя внимание и тот факт, что ответы собраны в основном от крупных торгово-сервисных предприятий, которые, собственно, и лоббировали необходимость введения ограничений размера межбанковского вознаграждения. Мнения других участников рынка, которые могли столкнуться с ухудшением своего положения – потребителей, малого и микробизнеса, – собраны не были.

Как результат, например, E&Y и Copenhagen Economics пришли к выводу: «нет никаких систематических свидетельств того, что эмитенты отреагировали на снижение размера межбанковского вознаграждения повышением банковских комиссий за обслуживание или внесением изменений в условия выпуска карт для потребителей».

Возможно, именно это и хотел услышать заказчик исследования в лице Европейской комиссии. Однако этот вывод противоречит эмпирическим данным исследований, полученным в Европе, США и Австралии. Так, например, компания Accenture (Fist Annapolis) провела анализ изменений в условиях обслуживания, внесенных эмитентами ЕС с 2015 по 2017 год. 70% из 275 изменений по карточным продуктам, произведенных 78 отслеживаемыми эмитентами, были неблагоприятными для конечного потребителя с точки зрения увеличения сборов и/или снижения вознаграждения.

Также интересно, что в рамках исследования E&Y и Copenhagen Economics предполагается: вся экономия в размере 2,7 млрд евро обусловлена исключительно введением регулирования, без учета принятых ранее нормативных актов и взятых обязательств Visa и Mastercard. Так например, не учитывается то, что Visa ввела программу внутриевропейского трансграничного эквайринга (Cross Border Domestic Interchange Program) еще до вступления в силу требований ЕЦБ.

Интересно сравнить результаты, полученные E&Y и Copenhagen Economics, с данными исследования, которое по заказу Mastercard провела компания Edgar, Dunn & Company (EDC).

В этом исследовании рассматривалось влияние введенного в 2019 году регулирования размера межбанковского вознаграждения на репрезентативную выборку семи стран ЕС – Франции, Германии, Италии, Польши, Румынии, Испании и Великобритании – в свете предстоящего пересмотра регламента Европейской комиссией. В исследовании сравнивались данные, собранные за период 2014–2018 гг., а полученные результаты экстраполировались на весь Евросоюз.

Аналитики EDC также подтвердили, что прямое регулирование размера межбанковского вознаграждения действительно снизило стоимость обслуживания карточных операций для крупных розничных сетей.

Результаты госрегулирования платежного рынка Европы. Статистика и реальность - рис.5

Фактически общий объем выплачиваемых эквайринговых комиссий снизился с 20,4 млрд евро в 2014 году до 19,72 млрд евро в 2018 году, несмотря на 35%-ное увеличение объема операций – с 2,1 трлн евро до 2,9 трлн евро – с 2014 по 2018 год.

Команда EDC пришла к выводам, противоположным выводам исследования Ernst & Young, в том, что растущие комиссии платежных систем стали влиять на стоимость обслуживания карт для торгово-сервисных предприятий в сторону его повышения.

Потребители делают свой выбор, отказываясь от карт и продолжая использовать в повседневных расчетах наличные

Напротив, исследование EDC показало, что комиссии платежных систем не увеличились в расчете на одну транзакцию, а изменился способ покупки, поскольку все больше потребителей совершают покупки безналично и в интернете, где комиссии платежных систем выше

из-за стоимости сервисов, обеспечивающих безопасность интернет-транзакций. И более высокие абсолютные цифры, приводимые исследования Ernst & Young, – это просто результат того, что все больше людей мигрируют от платежей наличными к карточным расчетам, и от наземного эквайринга – в сторону интернет-магазинов, а не из-за какого-либо существенного увеличения платы в пользу платежных систем.

В то же время оценка влияния введенных мер регулирования на потребителей, по мнению EDC, остается открытым вопросом. С одной стороны, потребители стали чаще использовать карты для осуществления платежей в магазине или в интернете благодаря распространению бесконтактных платежей и появлению новых способов оплаты. При этом, по мнению EDC, это не обязательно стало прямым результатом регулирования, а, скорее всего, было вызвано инновациями, ростом электронной коммерции и изменившимися предпочтениями потребителей.

А с другой стороны, по данным исследования, потребители столкнулись с ростом годовой комиссии за владение картой и увеличением тарифов, компенсирующими банкам выпадающие доходы.

И пока эквайреры, эмитенты, платежные системы и торгово-сервисные предприятия борются за возможность повысить или сохранить свои доходы, потребители также делают свой выбор, отказываясь от кредитных карт и продолжая использовать в своих повседневных расчетах наличные.

А регулятору ничего не остается, кроме как рассказывать о недостаточном уровне финансовой грамотности или наличии исторически обусловленных психологических барьеров, мешающих гражданам отказаться от использования наличных в Германии, Испании, Италии… А теперь, возможно, и в России?!

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
youtube