Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №5 » 252 просмотра

Российский платежный бизнес – все идет по плану?

Мария Красенкова, независимый эксперт с 15-летним опытом работы в ведущих банковских и платежных структурах России и мира, анализирует ситуацию, складывающуюся на отечественном рынке платежей под влиянием пандемии госрегулирования, и сценарии ее дальнейшего развития на основе международного опыта.

Стремительный и массовый шок от пандемии коронавируса и мер по ее сдерживанию привел к резкому сокращению мировой экономики. По оценке Всемирного банка, опубликованной в июне, в 2020 году глобальная экономика сократится на 5,2%. Это означает самую глубокую рецессию со времен Второй мировой войны, причем падение производства на душу населения в большинстве стран мира будет наибольшим с 1870 года.

Чрезвычайная ситуация способствовала усилению роли государства в экономике, ведь во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, правительства начали оказывать финансовую поддержку семьям и бизнесу.

Одновременно стала расширяться сфера применения мер директивного управления экономикой, включая «ручное управление ценами».

Банк России не остался в стороне и ограничил эквайринговые комиссии для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса, а также для оплаты медицинских услуг в наземном и интернет-эквайринге до 30 сентября 2020 года на уровне не более 1%. Необходимость прямого регулирования тарифов обосновывалась регулятором тем, что данная мера позволит гражданам осуществлять онлайн-покупки, не выходя из дома, а также даст возможность торгово-сервисным предприятиям (ТСП) предлагать товары повседневного спроса с доставкой на дом.

Это решение регулятора разделило экспертное и бизнес-сообщество на два лагеря, имеющих диаметрально противоположные мнения относительно достигнутых результатов, а также необходимых дальнейших шагов для обеспечения устойчивого роста безналичных карточных платежей в будущем.

С одной стороны, Ассоциация банков России (АБР) от лица участников платежного рынка попросила премьер-министра Российской Федерации Михаила Мишустина отказаться от административного регулирования размера эквайринговых комиссий.

Ряд крупнейших российских интернет-магазинов переводят свою работу полностью на безналичный способ оплаты

По мнению участников платежного рынка, административное снижение комиссий будет стоить банковскому сообществу более 12 млрд рублей, что создает дополнительные риски в части обеспечения устойчивости финансового сектора РФ.

Ассоциация предполагает, что пострадает в этой ситуации и население, поскольку банки-эмитенты вынуждены сократить или даже отменить программы лояльности, а также, возможно, и начать взимать плату с клиентов за выпуск и обслуживание платежных карт.

Также результатом дальнейшего расширения сферы применения пониженных ставок эквайринговых комиссий, по мнению АБР, может быть отказ от действующей бизнес-модели, когда закупку, установку, ремонт оборудования и обучение персонала в части приема карт берет на себя эквайрер. Так, АБР отмечает, что при установленном максимальном размере комиссии в 1% банкам будет нерентабельно обслуживать торговые точки с оборотом менее 24 млн рублей в год, а это более 70% предприятий в сфере розничной торговли товарами и услугами. Как результат, компании будут вынуждены покупать и обслуживать платежные терминалы за свой счет, и расходы для малого и среднего бизнеса на прием безналичных платежей вырастут минимум на 3–5%.

По мнению членов Ассоциации, в результате выиграют только крупные игроки – торговые сети и государственные банки, что будет способствовать давнейшей монополизации рынков и снижению темпов роста безналичных платежей.

Со своей стороны, представители интересов бизнеса, например, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, предлагают распространить ставку 1% за эквайринг на все сферы торговли.

Эта инициатива по снижению стоимости эквайринга для всей розничной торговли вошла и в список экстренных мер господдержки сферы общественного питания, услуг и владельцев коммерческой недвижимости, подготовленный Минпромторгом и также направленный премьер-министру Михаилу Мишустину.

А 27 мая 2020 с просьбой «об ограничении максимального значения размера оплаты, взимаемой кредитными организациями со своих клиентов по заключаемым договорам о приеме электронных средств платежа, в максимальном размере 1% за осуществление переводов с использованием платежных карт при оплате товаров, работ, услуг без ограничения видов деятельности компаний и суммы платежа» к президенту России обратился Государственный совет Республики Крым.

Обе стороны сходятся в необходимости дальнейшего развития разработанной Банком России Системы быстрых платежей

У представителей розничной торговли своя точка зрения на ситуацию – по их данным, снижение стоимости эквайринга дало толчок развитию мобильной коммерции, появлению удобных one click сервисов, повышению спроса на инновационные финтех-решения и переходу на безналичные расчеты в сети интернет. По данным АКИТ, сейчас ряд крупнейших российских интернет-магазинов переводят свою работу полностью на безналичный способ оплаты (в частности, Wildberries уже перевел). При стоимости эквайринга 1% такой способ оплаты выгоден для ритейла и удобен для покупателей.

При этом обе стороны сходятся в необходимости дальнейшего развития разработанной Банком России Системы быстрых платежей (СБП). При оплате с использованием СБП комиссия для торговых точек будет существенно ниже, чем за карточный эквайринг. Например, на товары повседневного спроса, медицинские и образовательные услуги тариф установлен на уровне 0,4%, для остальных – 0,7%. Правда, АБР рассматривает СБП в качестве альтернативы регулированию тарифов на эквайринг, в то время как представители торговли видят в ней меру, дополняющую регулирование эквайринговых тарифов.

Пока текущая статистика подтверждает опасения АБР:

Падение доходов банков. По данным АБР, в результате уже примененных ограничений, установленных до 30 сентября 2020 года, российские банки недополучат как минимум 12 млрд рублей прибыли.

Снижение тарифов не привело к росту продаж и снижению цен для населения. По данным ВТБ, в апреле 2020 по сравнению с мартом 2020 все категории ритейла, которым была снижена комиссия за эквайринг, продемонстрировали снижение оборотов в интернет-торговле. Информацию об отсутствии роста онлайн-продаж и каких-либо скидок для конечного покупателя подтвердили и представители розничного бизнеса и регулятора.

Условия обслуживания в некоторых банках ухудшились.Некоторые банки уже пересмотрели свои программы лояльности не в пользу клиентов. Также, по мнению ряда эквайеров, ставка в 1% ставит под вопрос подключение эквайринга для небольших клиентов.

Возможности внедрения платежных инноваций на стороне банков сократились. Прибыль банковского сектора РФ в мае 2020 года упала до рекордно низкого уровня в 0,5 млрд руб., это в 64 раза (!) меньше, чем в апреле, и в 380 раз (!!!) меньше, чем в марте (положительный результат обусловлен хорошими показателями Сбербанка – банк в мае зафиксировал прибыль в размере 45,1 млрд руб.). Конечно же, в условиях отсутствия доходов возможности инвестирования ограничены. Как результат – банки с универсальной лицензией уже попросили Банк России о переносе срока обязательного подключения к Системе быстрых платежей с 1 октября 2020 года на 1 октября 2021 года.

Ограничение ставки эквайринга негативно повлияло на доходность бизнеса поставщиков платежных сервисов, предоставляющих онлайн-магазинам удобные one click услуги по приему карт и агрегированию платежей. Как правило, небольшие и средние онлайн-магазины работают не напрямую с банками, а через поставщиков платежных сервисов вроде «Яндекс.Кассы», Robokassa, CloudPayments, Uniteller. С учетом установленных ограничений эти компании, по их словам, будут вынуждены либо работать в убыток, либо начать брать деньги за дополнительные сервисы. Насколько в такой ситуации поставщики платежных сервисов будут заинтересованы в дальнейшем развитии бизнеса и продвижении инновационных сервисов и услуг, которых от них ждут представители торговли, покажет время.

Тем не менее, полностью сбрасывать со счетов аргументацию представителей бизнеса и говорить о том, что озвученные выше факторы приведут к существенному снижению темпов роста безналичных расчетов в среднесрочной перспективе, представляется преждевременным.

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предлагает распространить ставку 1% за эквайринг на все сферы торговли

На этом фоне интересно посмотреть на опыт Европы, тем более что Европейская комиссия в этом году приступила к оценке влияния и последствий действующего с 2015 года регулирования размера межбанковского вознаграждения (Interchange Fee Regulation (IFR) на платежный рынок и разместила соответствующее исследование на сайте (Study on the application of the Interchange Fee Regulation”, EY & Copenhagen Economics, March 2020).

Подробный разбор данного исследования, сравнение полученных результатов с выводами, сделанными компанией Edgar, Dunn & Company (EDC) в рамках аналогичной работы, проводившейся в 2019 году по заказу Mastercard (Interchange Fee Regulation (IFR) Impact Assessment Study Report), а также оценку возможных перспектив для российского рынка читайте в августовском номере журнала «ПЛАС».

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных