Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №4 » 132 просмотра

ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС: российский рынок инкассации испытывает стагнацию

Как обстоят дела на рынке инкассации в сегодняшних далеко не простых условиях? О том, как компании, предоставляющие услуги перевозки денег и ценностей, работают в условиях пандемии COVID-19, а также о дальнейших перспективах развития отрасли журнал «ПЛАС» беседует с Михаилом Белоусовым, генеральным директором ООО «ВЕЛЕС-ЭКСПРЕСС».

ПЛАС: Как вы оцениваете ситуацию на рынке инкассации и перевозки наличных на конец первого квартала 2020 года? Что изменилось за последнее время, какие факторы оказались определяющими?

М. Белоусов: Приходится с сожалением констатировать, что по сравнению с 2018–19 гг. ситуация на рынке инкассации изменилась в худшую сторону. У большинства участников рынка закончились двух- и трехлетние тендеры по крупным государственным компаниям и банкам, и теперь все без исключения активно за них борются. Ситуация осложняется тем, что эти тендеры размещаются на различных площадках, которые, в свою очередь, каждый раз выставляют разные требования. Если раньше комиссия за одно участие в тендере на площадке составляла 6–14 тыс. рублей, то сейчас это уже около 1% от возможной выигранной цены, что приблизительно равняется 200–300 тыс. и более рублей. Тем самым финансовая обстановка для участников отрасли продолжила ухудшаться: нет единой площадки, нет единых условий. О чем говорить, если даже один и тот же крупный банк может проводить тендеры на разных площадках?!

Также стоит отметить, что кредитные организации практически перестали осуществлять риск-оценку компаний перевозчиков денег и ценностей по их финансовому состоянию. А это критически важно, поскольку многие сегодня находятся в тяжелом состоянии, пытаясь выживать, как могут.

Финансовая обстановка для участников отрасли продолжила ухудшаться: нет единой площадки, нет единых условий

И еще один негативный момент для рынка инкассации – активное внедрение автоматизированных депозитных машин (АДМ). Сегодня банки активно предлагают эту услугу, и практически весь крупный ритейл («Ашан», METRO, «Глобус» и др.) работают с АДМ – особенно на фоне имеющихся опасений по поводу распространения коронавируса в ходе классической инкассации.

В таких условиях развитие отрасли инкассации (под которым следует понимать улучшение качества предоставляемых услуг, увеличение парка автомобилей и штата сотрудников) лишено какого-либо смысла. Никто этим уже особо и не занимается, все участники в основном нацелены на полную стагнацию.

ПЛАС: Как для вашей компании прошел традиционно непростой предновогодний период?

Кредитные организации практически перестали осуществлять риск-оценку компаний перевозчиков денег и ценностей по их финансовому состоянию

М. Белоусов: Значительный рост продаж услуг в декабре был отмечен лишь в продуктовом ритейле (20–25%), в то время как в других сегментах он был относительно умеренным, а где-то даже и просел. В лидерах, как и обычно, были Московский регион и Северо-Запад, Нижний Новгород и Казань. Теплая зима и отсутствие снегопадов обеспечили хороший трафик. Поэтому встреча Нового года прошла безболезненно. Такого я не припомню за 20 лет. Но уже сегодня на фоне пандемии коронавируса фуд-ритейл в несколько раз бьет рекорды новогодних праздников.

ПЛАС: ЦБ рекомендовал банкам соблюдать меры предосторожности при работе с наличными. Какие шаги предприняты в этом направлении?

М. Белоусов: Существует мнение, что жизнь вирусов на поверхности банкнот может составлять несколько часов. Опять-таки это научно не доказано, тем не менее большинство участников рынка необходимые меры предприняли. Компании и банки, которые занимаются пересчетом наличных, такие как ИНКАХРАН, ПСБ, Альфа-Банк, РОСИНКАС, активно используют систему кварцевого облучения наличности в хранилищах и кассовых подразделениях, подвергая денежные знаки процедуре кварцевания до 14 дней.

Отмечу, что наша компания занимается исключительно перевозкой и хранением денег в упаковке.

ПЛАС: Отношение ведущих игроков к процессу дальнейшей консолидации и вертикализации рынка инкассации? Причины и следствия данных процессов?

М. Белоусов: Я думаю, что в ближайшие два года ожидать каких-либо глобальных изменений не стоит. Прежде всего это обусловлено сложной финансовой обстановкой как в отрасли, так и в стране в целом. На сегодняшний день компании, входящие в десятку крупнейших поставщиков услуг инкассации, предлагают примерно одинаковый уровень качества. Клиенты не хотят переплачивать и борются за оптимизацию своих расходов. В то же время затраты инкассаторов постоянно растут. Например, на автозапчасти или покупку новых автомобилей на фоне роста валютного курса.

ПЛАС: С учетом всего вышесказанного – клиенты предпочитают искать более выгодные условия или все же работать с уже проверенным поставщиком услуги?

М. Белоусов: Есть те, кто регулярно проводит тендеры и отслеживает самые лучшие предложения на рынке. Но есть и другие, которые предпочитают придерживаться наработанных партнерств. У нас тоже есть свои наработки с крупными партнерами, с которыми мы прошли, как говорят, огонь, воду и медные трубы. Но на сегодняшний день у нас ничего глобально не меняется. Нас не просят о снижении ценника, а мы не просим о его повышении. В случае, если что-то оптимизируем, то заблаговременно предупреждаем своих партнеров. Это обеспечивает стабильность нашей работы и работы клиентов. По крайней мере, с учетом очередного кризисного витка, я уверен в своих партнерах так же хорошо, как они во мне.

ПЛАС: Как неблагоприятная экономическая ситуация и пандемия сказываются на текущих оборотах наличных в торговом ритейле и банкинге? В какой мере справедливо мнение, что пандемия стимулирует безналичные расчеты, поскольку банкноты якобы являются опасным источником распространения бактерий и вирусов, включая коронавирус?

М. Белоусов: Как я уже говорил, в продуктовом ритейле отмечен рост в несколько раз выше, чем перед новогодними праздниками. Также на 35–40% увеличился съем наличных в банкоматах. Несколько недель загрузка банкоматов происходит чаще, чем обычно, в какие-то дни – до полутора раз.

ПЛАС: Ситуация с безопасностью – если ли здесь какие-либо изменения? Какие новые технологии инкассации уже получили на сегодняшний день широкое распространение, а какие пока не нашли популярность среди участников рынка? С чем это связано?

Все участники будут вынуждены немного сжаться из-за расширения использования АДМ

М. Белоусов: Здесь особо ничего нового нет. Лидеры рынка, такие как Сбербанк, активно используют систему безопасной инкассации, применяя для перевозки спецконтейнеры с краской. Их использование позволяет оптимизировать расходы за счет того, что выезжает один водитель-инкассатор. Благодаря спецконтейнерам Сбербанк за последние два года не только вернул утраченные было позиции на рынке инкассации, но и приумножил их. Остальные игроки – без изменений.

ПЛАС: Сам подход переоборудования своего бизнеса и переход с одной бизнес-модели на другую – насколько он приемлем в данном случае для участников российского рынка инкассации?

М. Белоусов: В этом вопросе необходимо четко разделить весь процесс на две части. Для обслуживания ритейла, включая малый и микробизнес, целесообразно закупать обычные небронированные машины и спецконтейнеры. Это безопасная модель с наименьшими затратами и хорошей маржинальностью. А для банковского сектора и АТМ я бы предложил использовать существующую модель с использованием броневиков, кассет, вооруженного сопровождения.

ПЛАС: Что можно сказать о динамике объемов рынка инкассации и количестве игроков – наблюдается ли дальнейшее укрупнение этого сектора?

М. Белоусов: Рынок может потерять небольшой процент игроков. Но в целом все участники будут вынуждены немного сжаться из-за расширения использования АДМ, в связи с чем снизится необходимость в регулярных поездках за наличностью. Крупнейшие гипермаркеты Москвы уже перешли на обслуживание один раз в неделю, и эта тенденция будет набирать обороты.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных