Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №3 » 347 просмотров

Региональные платежные системы. Новый проверенный инструмент геополитики?

Мария Красенкова, независимый эксперт с 15-летним опытом руководящей работы в ведущих банковских и платежных структурах России и мира


Мария Красенкова обладает 15-летним опытом работы в банковском секторе и платежной индустрии. До прихода в Банк России она занимала руководящие должности в ВТБ, Visa (2010–2015 гг.), ABN AMRO, Carrefour, Citibank, Deutsche Bank.
В Банке России М. Красенкова отвечала за разработку основных направлений развития национальной платежной системы, регулирование данной сферы, установление правил и форм безналичных расчетов и содействие развитию СПФС, СБП, НСПК в РФ и за рубежом. Ранее М. Красенкова работала в ряде крупнейших российских и мировых банков (ВТБ, Citibank, Deutsche Bank и др.), а также в платежной системе Visa, где отвечала за развитие карточных продуктов и платежной инфраструктуры.

Открывшись после мартовских праздников, отыгрывая кризис на мировых рынках, российский фондовый рынок и рубль рухнули почти на 10%. И это стремительное падение продолжается. Негативные последствия для российского бизнеса и потребителей остро ставят вопрос о необходимости поиска механизмов защиты национальной экономики от внешних факторов. А санкционное давление и торговые войны еще больше актуализируют проблематику защиты экономики от внешних шоков за счет усиления регионального сотрудничества. На этом фоне в качестве одной из мер, призванных повысить устойчивость национальных экономик и стимулировать внутрирегиональную торговлю, видится дальнейшее усиление региональной интеграции. В том числе с помощью создания региональной платежной системы по аналогии с инициативами, уже реализованными в Африке, Азии, Латинской Америке и Европе.В настоящей статье мы попробуем на базе анализа платежных систем стран Латинской Америки посмотреть, насколько такая модель подходит для России и тех стран, с которыми она могла бы сотрудничать в рамках подобного проекта.

Копейка рубль бережет?

В большинстве случаев региональные платежные системы создаются для снижения операционных издержек и отказа от использования международных валют (в основном доллара США) в расчетах между участниками интеграционного объединения.Согласно R. Chang (2000: Regional Monetary Arrange­ments For Developing Countries), сокращение операционных издержек достигается за счет следующих моментов:
  • расчеты между странами осуществляются на нетто-основе;
  • окончательный расчет производится в конце периода клиринга.

Региональные платежные системы создаются, как правило, для снижения операционных издержек и отказа от доллара США

Потенциально дополнительным преимуществом таких систем может быть возможность расчета между центральными банками стран-участниц в национальных валютах. При этом наличие инструментов кредитования для покрытия дефицитов заметно повышает устойчивость системы.Для повышения эффективности расчетов и усиления интеграции в региональных платежных системах вводится расчетная единица, на которую возлагаются следующие задачи:
  • Способствовать снижению операционных издержек при многостороннем клиринге, поскольку уменьшает количество конверсионных операций до двух.
  • Стать инструментом внутрирегионального сотрудничества в области обменных курсов, поскольку расчетная единица становится ориентиром, который можно использовать для согласования допустимого коридора колебаний реального обменного курса стран –участниц объединения по отношению к внешней валюте (или корзине валют). В таком случае можно ожидать более значительных выгод в плане увеличения внутрирегиональной торговли в результате защиты внутрирегиональных обменных курсов от нестабильности мировой валюты посредством скоординированной корректировки. Более того, это может подготовить почву для более глубокого регионального валютного сотрудничества по примеру стран – участниц Европейской валютной системы (European Monetary System, EMS) (Working Paper Regional monetary cooperation in Latin America, ADBI Working Paper, No. 373, Ocampo, José Antonio; Titelman, Daniel, 08.2012).
2 Outlook for Latin America and the Caribbean: New Challenges to Growth By Alejandro Werner, 29.01.2020


В трудные времена мудрые строят мосты, а глупцы – стены

Рассмотрим потенциал, экономическую целесообразность и перспективы подобных систем на примере стран Латинской Америки, где политическая и экономическая нестабильность, санкции, высокая зависимость от цен на сырье, дополняемая внешними шоками, уже давно стали частью экономической жизни региона.Поэтому неудивительно, что именно страны Латинской Америки одними из первых начали движение в направлении развития внутрирегиональной интеграции для защиты своих внутренних рынков.

Соглашение о взаимных платежах и кредитах (CPCR)

Соглашение о взаимных платежах и кредитах (El Conve­nio de Pagos y Créditos Recíprocos (CPCR) de la ALADI (Ассоциация латиноамериканской интеграции / Asociacion Latinoamericana de Integracion /Associaçao Latino-Americana de Integracao (LAIA / ALADI) – региональная интеграционная организация. Была создана в 1980 году, заменив Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (LAFTA/ALALC). В настоящее время в ней участвует 13 стран.)), заключенное в 1966 году (Critical and Feminist Perspectives on Financial and Economic Crises, edited by Sakiko Fukuda-Parr, James Heintz, Stephanie Seguino, 2015), стало первой попыткой создания региональной платежной системы в Латинской Америке. В настоящее время расчеты по системе CPCR осуществляются между Аргентиной, Бразилией, Боливией, Чили, Колумбией, Эквадором, Мексикой, Парагваем, Перу, Доминиканской Республикой, Уругваем и Венесуэлой.Данная платежная система служит для снижения транзакционных издержек и обеспечивает временную ликвидность в течение четырехмесячного периода клиринга. В конце этого периода чистая сумма всех кредитов рассчитывается на многосторонней основе в долларах США.Даже без замены доллара США в качестве валюты для окончательного клиринга механизм CPCR позволил снизить операционные издержки в рамках внутрирегиональной торговли. В частности, система смогла помочь преодолеть препятствия на пути расширения торговли, вызванные высокими затратами на финансирование в долларах во время так называемого долгового кризиса в Латинской Америке в 1980-х годах.
5 Sistema de pagos transnacionales vigentes en América Latina ALADI, SML y SUCRE, Esteban Pérez Caldentey Daniel Titelman, Georgina Cipoletta Tomassian Copyright © Naciones Unidas, diciembre de 2013.
 Однако начиная с 1990-х использование и эффективность значительно снизились (см. рис. 2). Если в 1980-е годы доля внутрирегиональной торговли, реализуемой через этот механизм, составляла в среднем почти 90% от общего объема региональных торговых операций, то с середины 1990-х годов она оставалась ниже 10%. Это произошло в силу следующих причин:
  • С середины 1990-х годов внутрирегиональная торговля стала осуществляться в рамках соглашения о свободной торговле МЕРКОСУР (МЕРКОСУР – политическая, экономическая и торговая организация, между странами-участницами которой действует зона свободной торговли. Образована в 1985 году, в составе – Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла (до 2017 г.).) и без использования CPCR.
  • В 1990-е большинство центральных банков – членов CPCR отменили обязательное направление платежей по внутрирегиональным торговым операциям вплоть до 1992 года из-за нежелания брать на себя риски, связанные с внутрирегиональными торговыми сделками.
  • Из-за притока иностранного капитала появились более дешевые источники внешнего финансирования, увеличилась долларовая кредитная нагрузка стран-участниц, повышая потребность в притоке долларовой выручки и снижая заинтересованность в использовании системы.
Сейчас CPCR продолжает использоваться, в том числе и для обслуживания венесуэльского экспорта в связи c наложенными на Венесуэлу экономическими санкциями (Regional payment systems: A comparative perspective on Europe and the developing world, School of Business & Economics, Discussion Paper: Economics, No. 2012/10 Fritz, Barbara; Biancareli, André; Mühlich, Laurissa).

Единая региональная расчетная система (SUCRE)

Решение ввести общую денежную единицу было принято в 2009 году участниками интеграционного блока Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA) (ALBA – социалистический альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна, создан в 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Цель альянса – экономическая интеграция и совместное развитие ее участников на основе социализма XXI века. В состав блока сейчас входят Венесуэла, Куба, Никарагуа, Доминика, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.). В их число входили в разное время Венесуэла, Куба, Боливия (2006–2019), Эквадор (2009–2018), Никарагуа, Доминикана, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, Гондурас (2008–2010).Первоначально цель создания системы заключалась в снижении зависимости от обменного курса по отношению к доллару США. Ключевая особенность системы – создание региональной расчетной единицы SUCRE (Sistema Unitario de Compensación Regional), которая должна была
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных