Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №3 » 334 просмотра

Региональные платежные системы. Новый проверенный инструмент геополитики?

Мария Красенкова, независимый эксперт с 15-летним опытом руководящей работы в ведущих банковских и платежных структурах России и мира

Мария Красенкова обладает 15-летним опытом работы в банковском секторе и платежной индустрии. До прихода в Банк России она занимала руководящие должности в ВТБ, Visa (2010–2015 гг.), ABN AMRO, Carrefour, Citibank, Deutsche Bank.
В Банке России М. Красенкова отвечала за разработку основных направлений развития национальной платежной системы, регулирование данной сферы, установление правил и форм безналичных расчетов и содействие развитию СПФС, СБП, НСПК в РФ и за рубежом. Ранее М. Красенкова работала в ряде крупнейших российских и мировых банков (ВТБ, Citibank, Deutsche Bank и др.), а также в платежной системе Visa, где отвечала за развитие карточных продуктов и платежной инфраструктуры.

Открывшись после мартовских праздников, отыгрывая кризис на мировых рынках, российский фондовый рынок и рубль рухнули почти на 10%. И это стремительное падение продолжается. Негативные последствия для российского бизнеса и потребителей остро ставят вопрос о необходимости поиска механизмов защиты национальной экономики от внешних факторов. А санкционное давление и торговые войны еще больше актуализируют проблематику защиты экономики от внешних шоков за счет усиления регионального сотрудничества. На этом фоне в качестве одной из мер, призванных повысить устойчивость национальных экономик и стимулировать внутрирегиональную торговлю, видится дальнейшее усиление региональной интеграции. В том числе с помощью создания региональной платежной системы по аналогии с инициативами, уже реализованными в Африке, Азии, Латинской Америке и Европе. В настоящей статье мы попробуем на базе анализа платежных систем стран Латинской Америки посмотреть, насколько такая модель подходит для России и тех стран, с которыми она могла бы сотрудничать в рамках подобного проекта.

Копейка рубль бережет?

В большинстве случаев региональные платежные системы создаются для снижения операционных издержек и отказа от использования международных валют (в основном доллара США) в расчетах между участниками интеграционного объединения. Согласно R. Chang (2000: Regional Monetary Arrange­ments For Developing Countries), сокращение операционных издержек достигается за счет следующих моментов:
  • расчеты между странами осуществляются на нетто-основе;
  • окончательный расчет производится в конце периода клиринга.

Региональные платежные системы создаются, как правило, для снижения операционных издержек и отказа от доллара США

Потенциально дополнительным преимуществом таких систем может быть возможность расчета между центральными банками стран-участниц в национальных валютах. При этом наличие инструментов кредитования для покрытия дефицитов заметно повышает устойчивость системы. Для повышения эффективности расчетов и усиления интеграции в региональных платежных системах вводится расчетная единица, на которую возлагаются следующие задачи:
  • Способствовать снижению операционных издержек при многостороннем клиринге, поскольку уменьшает количество конверсионных операций до двух.
  • Стать инструментом внутрирегионального сотрудничества в области обменных курсов, поскольку расчетная единица становится ориентиром, который можно использовать для согласования допустимого коридора колебаний реального обменного курса стран –участниц объединения по отношению к внешней валюте (или корзине валют). В таком случае можно ожидать более значительных выгод в плане увеличения внутрирегиональной торговли в результате защиты внутрирегиональных обменных курсов от нестабильности мировой валюты посредством скоординированной корректировки. Более того, это может подготовить почву для более глубокого регионального валютного сотрудничества по примеру стран – участниц Европейской валютной системы (European Monetary System, EMS) (Working Paper Regional monetary cooperation in Latin America, ADBI Working Paper, No. 373, Ocampo, José Antonio; Titelman, Daniel, 08.2012).
2 Outlook for Latin America and the Caribbean: New Challenges to Growth By Alejandro Werner, 29.01.2020


В трудные времена мудрые строят мосты, а глупцы – стены

Рассмотрим потенциал, экономическую целесообразность и перспективы подобных систем на примере стран Латинской Америки, где политическая и экономическая нестабильность, санкции, высокая зависимость от цен на сырье, дополняемая внешними шоками, уже давно стали частью экономической жизни региона. Поэтому неудивительно, что именно страны Латинской Америки одними из первых начали движение в направлении развития внутрирегиональной интеграции для защиты своих внутренних рынков.

Соглашение о взаимных платежах и кредитах (CPCR)

Соглашение о взаимных платежах и кредитах (El Conve­nio de Pagos y Créditos Recíprocos (CPCR) de la ALADI (Ассоциация латиноамериканской интеграции / Asociacion Latinoamericana de Integracion /Associaçao Latino-Americana de Integracao (LAIA / ALADI) – региональная интеграционная организация. Была создана в 1980 году, заменив Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (LAFTA/ALALC). В настоящее время в ней участвует 13 стран.)), заключенное в 1966 году (Critical and Feminist Perspectives on Financial and Economic Crises, edited by Sakiko Fukuda-Parr, James Heintz, Stephanie Seguino, 2015), стало первой попыткой создания региональной платежной системы в Латинской Америке. В настоящее время расчеты по системе CPCR осуществляются между Аргентиной, Бразилией, Боливией, Чили, Колумбией, Эквадором, Мексикой, Парагваем, Перу, Доминиканской Республикой, Уругваем и Венесуэлой. Данная платежная система служит для снижения транзакционных издержек и обеспечивает временную ликвидность в течение четырехмесячного периода клиринга. В конце этого периода чистая сумма всех кредитов рассчитывается на многосторонней основе в долларах США. Даже без замены доллара США в качестве валюты для окончательного клиринга механизм CPCR позволил снизить операционные издержки в рамках внутрирегиональной торговли. В частности, система смогла помочь преодолеть препятствия на пути расширения торговли, вызванные высокими затратами на финансирование в долларах во время так называемого долгового кризиса в Латинской Америке в 1980-х годах.
5 Sistema de pagos transnacionales vigentes en América Latina ALADI, SML y SUCRE, Esteban Pérez Caldentey Daniel Titelman, Georgina Cipoletta Tomassian Copyright © Naciones Unidas, diciembre de 2013.
  Однако начиная с 1990-х использование и эффективность значительно снизились (см. рис. 2). Если в 1980-е годы доля внутрирегиональной торговли, реализуемой через этот механизм, составляла в среднем почти 90% от общего объема региональных торговых операций, то с середины 1990-х годов она оставалась ниже 10%. Это произошло в силу следующих причин:
  • С середины 1990-х годов внутрирегиональная торговля стала осуществляться в рамках соглашения о свободной торговле МЕРКОСУР (МЕРКОСУР – политическая, экономическая и торговая организация, между странами-участницами которой действует зона свободной торговли. Образована в 1985 году, в составе – Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Венесуэла (до 2017 г.).) и без использования CPCR.
  • В 1990-е большинство центральных банков – членов CPCR отменили обязательное направление платежей по внутрирегиональным торговым операциям вплоть до 1992 года из-за нежелания брать на себя риски, связанные с внутрирегиональными торговыми сделками.
  • Из-за притока иностранного капитала появились более дешевые источники внешнего финансирования, увеличилась долларовая кредитная нагрузка стран-участниц, повышая потребность в притоке долларовой выручки и снижая заинтересованность в использовании системы.
Сейчас CPCR продолжает использоваться, в том числе и для обслуживания венесуэльского экспорта в связи c наложенными на Венесуэлу экономическими санкциями (Regional payment systems: A comparative perspective on Europe and the developing world, School of Business & Economics, Discussion Paper: Economics, No. 2012/10 Fritz, Barbara; Biancareli, André; Mühlich, Laurissa).

Единая региональная расчетная система (SUCRE)

Решение ввести общую денежную единицу было принято в 2009 году участниками интеграционного блока Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA) (ALBA – социалистический альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна, создан в 2004 году по инициативе Уго Чавеса и Фиделя Кастро. Цель альянса – экономическая интеграция и совместное развитие ее участников на основе социализма XXI века. В состав блока сейчас входят Венесуэла, Куба, Никарагуа, Доминика, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.). В их число входили в разное время Венесуэла, Куба, Боливия (2006–2019), Эквадор (2009–2018), Никарагуа, Доминикана, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда, Гондурас (2008–2010). Первоначально цель создания системы заключалась в снижении зависимости от обменного курса по отношению к доллару США. Ключевая особенность системы – создание региональной расчетной единицы SUCRE (Sistema Unitario de Compensación Regional), которая должна была
Если у вас есть подписка, нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных