Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №2 » 333 просмотра

Цифровая трансформация банков. Как и с кем?

С какими технологическими вызовами приходится сталкиваться банкам, реализующим проекты цифровой трансформации бизнеса? В какой мере выбранная стратегия цифровой трансформации влияет на ее результаты? Эти и другие вопросы журнал «ПЛАС» обсуждает с Михаилом Алексеевым, руководителем направления цифровой трансформации компании Solanteq.

ПЛАС: Хорошо известно, что в настоящее время скорость внедрения инноваций в финансовом секторе стремительно растет. Меняется состав игроков, образуются новые формы сотрудничества и кооперации между участниками рынка. Каким образом, на ваш взгляд, традиционно консервативные по своей сути банковские организации могут отвечать на возникающие технологические вызовы?

М. Алексеев: Как ни парадоксально это звучит, но наиболее уязвимыми перед современными вызовами могут оказаться банки, последовательно развивавшие свои ИТ-платформы последние 20–30 лет. Их системы зачастую построены на технологических решениях весьма почтенного возраста, насыщены пестрым «зоопарком» функциональности, интерфейсов и кастомных доработок, накопленных за многие годы. Поскольку даже перед лицом неизбежной цифровой трансформации вряд ли кто-то будет рассматривать оперативную замену таких Legacy-платформ в условиях динамично меняющейся конкурентной среды, возможны три довольно очевидных подхода:

1. Реализация инноваций в существующих ИТ-системах. Такой подход оказывается, как правило, весьма ресурсоемким из-за несоответствия используемого в Legacy-системах технологического стека современным требованиям. Вследствие большого количества исторически накопленных в ИТ-платформе продуктов, интерфейсов и бизнес-процессов внедрение инновации часто затрагивает самые различные (и порой весьма неожиданные) части ИТ-ландшафта. Все это вместе приводит к функциональным ограничениям и большим срокам реализации новых продуктов и сервисов. Поэтому в случае такого подхода велик риск, что к моменту реализации инновации в «доступной» для унаследованного банком ИТ-ландшафта форме требования рынка уже вновь успеют измениться.

2. Приобретение инновационных ИТ-решений в форме аутсорсинга (SaaS, процессинговые услуги). Этот подход не освобождает от необходимости интеграции соответствующего облачного решения в ИТ-инфраструктуру заказчика. Но такая интеграция, как правило, не является существенным вызовом для ИТ-ландшафта банка, ведь инновации вынесены в основном за ее пределы.

Каковы особенности такого подхода к внедрению инноваций? Мы хорошо понимаем, что провайдер облачного решения, как и всякий сервис-провайдер, заинтересован в минимизации своих издержек. Поэтому, как показывает многолетний опыт различных процессинговых центров, он мотивирован на предложение «стандартизованных» на соответствующем уровне продуктов и сервисов. Такая модель не соответствует задачам банков, реализующих собственные ноу-хау. Что не менее важно, она связана с серьезным риском утраты банком своих конкретных преимуществ в области бизнес-стратегии и технологических инноваций, потому что идеи и технологии, приобретенные сервис-провайдером в процессе реализации ноу-хау заказчика, достаточно быстро попадают на рынок в том или ином виде и, значит, будут активно использоваться конкурентами.

3.Наконец, третий подход подразумевает партнерство с финтех-компаниями в реализации современных продуктов и сервисов. По этому пути идут, например, банки в Европе. Вторая Европейская платежная директива (PSD2) предписывает банкам «недискриминационно» предоставлять открытые API для подключения заинтересованных внешних игроков к своим платформам. В рамках концепции Open Banking сторонние разработчики предлагают собственные сервисы в партнерстве с банками, предоставляющими доступ к клиентским счетам и данным. Область задач в данном подходе ограниченна – банки не заинтересованы давать слишком широкий доступ к клиентским данным и выносить в открытый доступ для финтех-компаний свои «секретные» технологии.

ПЛАС:Какой модели бизнеса придерживается компания Solanteq?

Мы предлагаем быстрое внедрение инноваций без радикальной трансформации существующей
ИТ-инфраструктуры

М. Алексеев: Технологические и архитектурные особенности нашей платформы SOLAR, а также бизнес-стратегия самой компании были предопределены ситуацией на развитом платежном рынке: ведущие игроки реализуют все, что содержит ноу-хау, в виде in-house решений. Именно в рамках этой бизнес-концепции мы и работаем. Компания предлагает активным участникам высококонкурентных рынков с развитой платежной инфраструктурой быстрое и максимально соответствующее требованиям заказчика внедрение инноваций без радикальной трансформации существующей ИТ-инфраструктуры. В двух словах нашу бизнес-модель можно сформулировать следующим образом: «Дополнять, а не заменять». И, конечно же, обладая самым широким опытом, мы предлагаем не только собственные продукты, но и консультационные услуги и сервисы по поддержке и модернизации используемых банками процессинговых решений.

ПЛАС: Несколько слов об особенностях вашей платформы SOLAR. Чем она интересна с точки зрения функциональных возможностей?

М. Алексеев: Богатый профессиональный опыт и прекрасное владение современными технологиями позволили нашим специалистам создать линейку продуктов SOLAR, отвечающую самым актуальным вызовам финансовой индустрии. Модульная структура и средства интеграции платформы SOLAR позволяют эффективно и адресно встраивать только необходимые компоненты в ИТ-ландшафт банка.

Платформа реализована на современном технологическом стеке, размещается на экономически эффективных серверах X86 UNIX, работающих под операционными системами семейства LINUX. С целью оптимизации расходов заказчиков при разработке платформы SOLAR была поставлена принципиальная задача создать решение, не зависящее от конкретного СУБД. Сейчас наши клиенты используют как СУБД Oracle, так и PostgreSQL, мы также готовы обсуждать размещение системы на других СУБД, недавно, например, провели предварительное тестирование на СУБД Линтер.

За почти шесть лет, прошедших с момента создания нашей компании, мы разработали набор модулей, позволяющий в полном соответствии с запросами участников рынка гибко конфигурировать решения, покрывающие по своей функциональности не только все аспекты процессинга операций с платежными картами и их производными, но и функции розничного бэк-офиса, систем ведения программ лояльности, процессинга топливных карт и др.

Принципиальной особенностью нашей платформы я назвал бы стопроцентную «кошельковость». Так, встраиваясь в ИТ-ландшафт заказчика с уже существующими системами эмиссии платежных карт и учетных записей клиентов, мы ведем клиентов под идентификаторами, эмитированными этими системами, в наших собственных компонентах. Благодаря этому мы обеспечиваем необходимые взаимодействия и бизнес-процессы с помощью собственных интеграционных инструментов.

ПЛАС: Можете ли вы назвать самый популярный модуль вашей платформы?

М. Алексеев: Если говорить исключительно о количественных показателях – это наши средства интеграции в платежную инфраструктуру заказчика, а также средства интеграции с внешними экосистемами (например, международными и национальными платежными системами) SOLAR Switch и SOLAR Bridge, универсальное решение по ведению программ лояльности SOLAR Loyalty и, конечно же, SOLAR Testing Toolkit – уникальная для рынка платформа автоматизации тестирования платежной инфраструктуры банков и сервис-провайдеров. Подчеркну – речь в нашем случае идет не только о тестировании отдельных компонентов, но и о комплексном тестировании части ИТ-ландшафта, поддерживающего платежные функции банка.

Сейчас наши клиенты используют как СУБД Oracle, так и Postgre SQL, мы также готовы обсуждать размещение системы на других СУБД

Продукт эмулирует все современные объекты платежного мира (платежные и биллинговые системы, различные терминалы и каналы ДБО и др.), позволяя проводить функциональное, интеграционное, регрессионное и нагрузочное тестирование, осуществлять автозапуск тестов из систем управления проектами, создавать тесты собственными силами заказчика.

Это решение востребовано банками с развитым ИТ-ландшафтом и сильным ИТ-департаментом, который способен объяснить держателям бюджетов экономический эффект от автоматизации тестирования ИТ-инфраструктуры. Недавно мы создали новый пакет compliance-тестов, который позволяет нашим клиентам самостоятельно проверять интерфейсы своих продуктов на соответствие требованиям МПС и национальной платежной системы «Мир».

ПЛАС:В заключение нашей беседы можете ли вы проиллюстрировать конкретными цифрами, насколько быстро вашей компании удается решать типовые задачи своих заказчиков?

М. Алексеев: Если говорить о наиболее популярном продукте – SOLAR Testing Toolkit, – то обычно мы разворачиваем его с интеграцией в тестовую среду заказчика и подготовкой набора шаблонных тестов не более чем за 2–3 месяца.

Второй по популярности продукт Solanteq – модуль поддержки программ лояльности, – очень многогранен по функциональности и позволяет реализовывать как банковские, так и торговые программы ритейлеров, а также использовать данные о потребительском поведении участников программ лояльности в различных продуктовых и сервисных системах заказчика. Поэтому в зависимости от контекста проект внедрения может занимать от 3 до 9 месяцев, что совсем немного, учитывая масштабы такого внедрения и эффективность этого продукта.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных