27 марта 2020, 10:54
Количество просмотров 212

Клиент смотрит на удобство, а бизнес – на цену платежа

Одним из наиболее обсуждаемых выступлений 1-го ПЛАС-Форума СНГ «Финтех без
границ. Цифровая Евразия» стал доклад
Елены Антони, председателя правления Небанковской кредитно-финансовой организации «Единое расчетно-информационное пространство» (ЕРИП). Сегодня мы предлагаем материал, подготовленный спикером на основании своей расширенной презентации в Минске.
Клиент смотрит на удобство, а бизнес – на цену платежа

Тема моего выступления на ПЛАС-Форуме СНГ в Минске посвящена удаленной идентификации. В Республике Беларусь идет постоянное увеличение доли безналичных платежей за счет широкого использования карточных продуктов, и стоит отметить, что оно действительно очень весомое.

С одной стороны, это хорошо, а с другой – является одной из преград появления новых платежных инструментов. Зачем создавать что-то новое, если «уже все построено, уже все придумано и все удобно», то есть от хорошего к лучшему меняться сложнее, чем от плохого к хорошему.

Технологии все равно берут верх, и с точки зрения клиента главным движителем является удобство, а с точки зрения торговли и корпоративных потребителей – конечно, цена. Поскольку существование безналичных платежей – факт свершившийся, сейчас идет борьба за себестоимость и проводится работа по поиску альтернативных подходов, позволяющих максимально снизить расходы по тому или иному решению.

Карточные продукты даже не с точки зрения самой транзакции, а исходя из выстроенных взаимоотношений между участниками получаются не самым дешевым инструментом. В связи с этим прорабатываются и реализуются разные проекты – операции с прямым дебетованием счета, с использованием QR-кодов, биометрических данных человека или иных технологий и инструментов. Одно дело – когда платежи осуществляются по правилам международных платежных систем, другое дело, когда они совершаются по внутренним правилам. Это в конечном итоге дешевле и, возможно, проще, тем более что есть альтернативные инструменты. В то же время сложно сказать о степени надежности, все зависит от конкретного решения.

Не исключено, что, пока мы внедряем и развиваем технологии, им на смену придут новые

В силу интеграционных процессов, происходящих в мире, можно выделить ключевой тренд – «границы стираются». Статистика говорит не только о росте перемещения населения на работу из одной страны в другую, хотя и эти цифры растут, но и просто о туристических поездках. Например, очень многие жители Беларуси часто выезжают за пределы республики. В России доля временно покидающих страну, возможно, чуть меньше в силу размеров государства. Тем не менее я думаю, что из года в год она растет. Еще одним каналом перемещения можно назвать интернет. Здесь границы практически отсутствуют, то есть бизнес становится интернациональным, а расчеты, включая и межстрановые, должны стать проще. Предпочтение будет отдаваться тем инструментам, которые максимально соответствуют запросам со стороны участников платежного рынка.

Клиент смотрит на удобство, а бизнес – на цену платежа - рис.1

Современные бизнес-процессы в банковской деятельности уже сейчас в значительной мере основаны на использовании возможностей информационных технологий, включая обеспечение постоянного удаленного доступа клиентов к услугам банка. А если у банков появится возможность привлечь клиента удаленно, в этом случае будет меняться сама модель взаимодействия с клиентом.

Как следствие, у банков появляется потребность в удаленной идентификации. Способов ее много, в том числе и те, при которых клиент вообще не должен сообщать о себе дополнительную информацию.

Можно сказать, что удаленная идентификация – это одно из наиболее новых и важных направлений, которое придаст качественный импульс развитию финансовой сферы, своего рода следующий шаг на пути развития платежной индустрии. И банки, и крупные компании давно научились обслуживать клиента дистанционно, и сегодня в части предоставления своих услуг практически все банки ушли в цифровые дистанционные сервисы. Теперь они учатся дистанционно не только продвигать свои сервисы и искать потенциальных клиентов, но и легко и удобно, без личного взаимодействия идентифицировать потенциальных клиентов и превращать их в реальных клиентов, получающих реальные услуги.

Если говорить об удаленной идентификации применительно к Республике Беларусь, то ее активно используют банки. А благодаря законодательной поддержке со стороны государства применение удаленной идентификации стало возможным для других участников финансового рынка. Появляется биометрическая идентификация. Не исключено, что, пока мы внедряем и развиваем эти технологии, им на смену придут новые, но это вовсе не означает, что на этом этапе необходимо отказываться от цифровой трансформации.

Нужно учиться быстро менять свои процессы, выстраивая такие модели, которые позволят оперативно совершенствовать их инструментарий, легко заменяя его на более современный.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube