Журнал ПЛАС » Архив » 2020 » Журнал ПЛАС №1 »

Кто сможет – тот выиграет гонку, кто не сможет – уйдет с рынка. ПСБ банк об инновациях в банкинге

Как изменилась за последние годы роль государства в продвижении финтеха? Насколько эффективной представляется реализация проекта маркетплейс? Как упростить работу с Единой биометрической системой для клиента? Эти и другие вопросы мы задали Сергею Малышеву, руководителю розничного и цифрового бизнеса ПСБ банка.

ПЛАС: Как вы в целом оцениваете роль технологических инноваций на современном этапе развития российского банковского сектора и национальной платежной системы?

С. Малышев: Без инноваций невозможно движение вперед. Инновации позволяют создавать ценности для клиента, упрощать, удешевлять, оптимизировать процессы внутри банков. И Россия – один из самых передовых, самых развитых в технологическом плане банковских рынков. Если говорить о по-настоящему прорывных технологиях, то к ним можно причислить все, что связано с искусственным интеллектом, обработкой больших данных, с роботизацией, а также стандартизацией API, возможностью банков и финтехов быстро подключаться к сервисам, друг к другу, к государству.

ПЛАС: Существуют ли в финансовой сфере сегменты, которые испытывают сегодня технологический голод?

С. Малышев: Думаю, да. В крупном корпоративном бизнесе, на мой взгляд, пока не так много инноваций, как в малом бизнесе или в рознице. Большие перспективы с этой точки зрения у сферы управления инвестициями. И банки активно идут сегодня в этот сегмент, пока он представляет собой непаханое поле.

ПЛАС:Как изменилась роль государства в продвижении тех или иных финансовых технологий?

Секрет успеха кроется, на мой взгляд, прежде всего в синергии, в партнерстве банков и финтехов

С. Малышев: В последнее время государство является одним из самых больших технологических лидеров и драйверов финансовых инноваций. И многие вещи, которые делают банки, были бы просто невозможны без поддержки и без стимулирования со стороны государства в виде создания инфраструктуры и обеспечения регуляторной базы. Например, очевидно, что без Банка России не было бы Системы быстрых платежей. Именно регулятор позволяет нам эффективно конкурировать, в том числе с монополистами.

ПЛАС:Какова роль регулятивных песочниц в этом направлении?

С. Малышев: Это удобная площадка для экспериментов и главное – для диалога между банками, финтехом и ЦБ. Я всячески приветствую эту инициативу, здорово, что они создаются! ПСБ с энтузиазмом принимает участие в таких песочницах.

ПЛАС:Что вы можете сказать о роли финтех-стартапов в нынешней ситуации? Могут ли они за небольшие деньги разработать решения, которые помогут банкам?

С. Малышев: Кто сможет предложить ценный продукт для клиента и при этом монетизировать его – тот выиграет гонку, кто не сможет – уйдет. Нужно понимать, что российским финтехам очень непросто, потому что банки, по сути, делают многое из того, чем в других странах занимаются финтех-компании. В России работают самые продвинутые и цифровые банки в Европе, если не в мире. Секрет успеха кроется, на мой взгляд, в синергии, партнерстве банков и финтехов. У каждого свои плюсы и минусы: у одних есть широкий комплекс финансовых решений, деньги для инвестиций и большая клиентская база, у других – скорость, новые идеи и глубокое понимание специфической темы. ПСБ – за быстрое партнерство с финтехом, мы открыты к сотрудничеству. И здесь нам очень поможет стандарт открытых API, так как каждый раз интегрироваться с финтехом через новый API очень проблемно. Поэтому мы готовы работать в партнерстве, тестировать, запускаться, выбирать лучших, быстро понимать «работает – не работает», масштабировать успешные решения и делиться прибылью.

ПЛАС:Как вы оцениваете эффективность реализации проекта маркетплейс?

С. Малышев:Мы в нем участвуем. Довольны ли мы объемом? Нет, недовольны. Можем ли больше? Да, можем больше. Это как раз тот случай, когда банки сами должны решить вопрос с его созданием, без помощи регуляторов. По моему мнению, маркетплейс стоит отдать финтех-стартапам, для них это было бы интересно, а мы бы, в свою очередь, с удовольствием в нем поучаствовали.

ПЛАС:Расскажите о вашей новой услуге открытия счетов с удаленной идентификацией.

С. Малышев: Эту услугу мы запустили одними из первых. Благодаря ей можно получить доступ ко всем нашим накопительным счетам, кредитам, депозитам, расчетным счетам и другим продуктам без посещения офиса банка. Особенно актуальна эта услуга в тех городах, где у банка нет отделений.

На компьютере клиента, который намерен удаленно открыть счет в нашем банке, должны быть установлены камера, микрофон (и, конечно же, он должен предварительно сдать биометрию). Для входа в кабинет используются логин и пароль от портала госуслуг, далее совершается переход в Единую биометрическую систему, где клиента попросят произнести цифры в рандомном порядке, покрутить головой, чтобы убедиться, что перед камерой находится живой человек. При совпадении с ранее сданными биометрическими данными на 99,9% запрос клиента попадает в банк (при условии наличия его согласия на использование персональных данных, после которого пользователь получает статус клиента и может открыть счет). Иными словами, паспорт и личное присутствие действительно не нужны, все данные подтягиваются в банк из «госуслуг».

Мы постарались сделать процесс для клиента как можно более бесшовным. Теперь мы ждем аналогичных шагов от Ростелекома и ЕСИА. Кроме того, пользователю было бы комфортнее все время работы с банком использовать один интерфейс.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных