Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №7 » 464 просмотра

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Mastercard на Money20/20: как найти подход к Open banking

Интервью с Джейсоном Лейном,исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе

3–5 июня 2019 года в Амстердаме прошла Международная конференция Money20/20. В этом году европейская часть события собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран. Среди них – представители Mastercard,Visa,PayPal,Google,Barclays и других крупнейших игроков.

Журнал «ПЛАС» побеседовал с Джейсоном Лейном (Jason Lane),исполнительным вице-президентом по развитию Mastercard в европейском регионе. Темой разговора стали цифровая трансформация банков,концепция Open Banking и ее реализация в разных странах,а также специ­фика российского рынка банковских и платежных услуг.

ПЛАС: Существует мнение,что сегодня именно банки выступают в роли технологических компаний. У многих крупнейших кредитных организаций уже есть программы цифровой трансформации,которые расширяют возможности дистанционного банковского обслуживания. Можно ли утверждать,что банки как разработчики передовых технологий конкурируют с финтех-отраслью,которая также внедряет решения для улучшения финансовых услуг?

Д. Лейн: По сути,банковское дело всегда связано с технологиями – банки активно инвестировали в них еще в 1970-х и 80-х. Но проблема в том,что в результате за все эти десятилетия в их ИТ-портфелях накопилось много устаревших технологий. Из-за этого банки не могут так же быстро двигаться вперед,как некоторые цифровые стартапы и финтех-компании,потому что для финтеха эти новые технологические решения уже являются чем-то естественным.

Сегодня существует множество крупных банков,которые все еще применяют устаревшие технологии. И сейчас у них есть возможность сотрудничать с другими компаниями,которые уже используют современные технологические решения – в этом и есть суть API. Принцип работы с данными позволяет всем участникам процессов взаимодействовать на более эффективном уровне.

Поэтому традиционные банки – актуальные технологические игроки. Я не думаю,что финтех-структуры будут им препятствовать. Напротив,это открывает больше возможностей для сотрудничества и партнерства.

В этом году европейская часть Money20/20 собрала свыше 5 тысяч участников и гостей из более 80 стран мира

В тех странах,где эти возможности используют,банкинг развивается как сервис. В Германии есть компания Fidor,которая не нацелена на конкуренцию или исключение банков из участников процесса. Наоборот,она им помогает эффективно использовать имеющуюся устаревшую инфраструктуру и применять технологию,чтобы они шли в ногу со временем. TRESOR во Франции решает те же задачи. А такие банки из Великобритании,как Monzo,Starling и Tandem,ведут сразу два бизнес-трека. Это так называемые квазибанки или альтернативные банки,которые используют модель прямого взаимодействия с конечным потребителем. Но их главная цель – предоставление услуг другим банкам на базе единой платформы по лицензионной схеме. Это пример концепции «банк как услуга».

Почему бы не применить аналогичный подход к российским рынкам? В России есть много банков,которые входят в топ-100 крупнейших по капитализации компаний. Можно наблюдать,как некоторые из этих финтех-­игроков приходят на помощь небольшим региональным банкам. Это положительно влияет на цифровой опыт держателей карт,то есть нас с вами.

Я живу в Лондоне и уже два года не посещал банковское отделение,потому что мне это не нужно. Постепенно мой банк дал мне удобную возможность работы с цифровыми технологиями,и теперь все операции я могу совершать в банковском приложении. Больше не нужно спешить,чтобы успеть в отделение до закрытия, – в смартфоне все доступно 24/7.

ПЛАС: Цифровая трансформация – серьезный вызов для ИТ-служб банковского сектора. Готовы ли сегодня финансовые организации оперативно реагировать на изменения потребностей клиента? Как в ходе цифровой трансформации меняется роль ИТ-функции в банке? Можно ли утверждать,что именно цифровая трансформация банков дает возможность их ИТ-подразделениям стать полноценным самодостаточным бизнесом?

Д. Лейн: Действительно ли банки так сильно сосредоточены на цифровой трансформации? Давайте посмотрим,как в этом плане можно охарактеризовать Россию. Для нее несвойственно преобладание устаревшей инфраструктуры,которую иногда можно встретить в Западной Европе,например,во Франции или Великобритании. Во многих случаях некоторые российские банки уже ушли далеко вперед,особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом. Если посмотреть на банковский бизнес в России,особенно на токенизированные платежи по кредитным и дебетовым картам,можно утверждать,что она – лидер среди других стран! Россияне активно используют Apple Pay,Samsung Pay,Google Pay и т. п. – они популярны не только у миллениалов.

Некоторые российские банки уже ушли далеко вперед,особенно в плане цифрового взаимодействия с клиентом

Цифровое взаимодействие играет важную роль для кредитных организаций в вопросе обслуживания их клиентов. Сегодня я вижу множество технологий и готовность традиционных банков применять их для развития своего бизнеса. С точки зрения развития банковской среды,в некоторых случаях Россия,в отличие от западных стран,лидирует благодаря большей гибкости,меньшему количеству устаревших систем и связанных с ними проблем. И это определенно выигрышная ситуация для держателей карт.

Многие жители Москвы сейчас активно используют функцию оплаты в одно касание,и,на мой взгляд,степень принятия новых технологий пользователями здесь даже выше,чем в городах Франции или в Великобритании.

Как показывают наши данные,внедрение новых технологий в некоторых российских регионах иногда происходит значительно быстрее,чем в целом по миру. В Восточной Европе этот показатель растет благодаря инвестициям в технологическую инфраструктуру и высокому уровню обслуживания потребителя.

При этом роль финтеха может быть двоякой: с одной стороны,он способен стимулировать конкуренцию среди традиционных банков,а с другой – увеличить число парт­нерств. И здесь мы возвращаемся к тому,что тенденции в некоторых странах рано или поздно будут актуальны и для России. Я думаю,что как платежная система мы должны поощрять создание динамичной финтех-среды,помогать традиционным банкам в развитии цифровых форм взаимодействия с клиентами,а также во внедрении практики прямого обслуживания клиентов.

Например,в Великобритании у меня есть счет в одном крупном банке,на который перечисляется моя зарплата. С этого счета я выплачиваю свою ипотеку. Также я пользуюсь несколькими продуктами других финансовых организаций. Почему? Потому что у них есть уникальные цифровые сервисы,которые идеально соответствуют моим потребностям.

Еще один хороший пример альтернативного банка – N26 (Number26). Он создает целый маркетплейс,позволяющий традиционным банкам предлагать свои услуги потребителям. Если вы обращаетесь за ипотечным кредитом,то к вашим услугам специальный аукцион,где пользователи получают лучшие ценовые предложения банков. По этому же принципу они работают с TransferWise: две финтех-структуры работают вместе,предлагая наиболее выгодные курсы обмена валюты. Нужно стремиться,чтобы подобная модель заработала и в России. Необходимо поощрять сотрудничество и продолжать приносить инновации.

ПЛАС: Какие риски таит в себе стремительное изменение бизнес-моделей под влиянием цифровизации?

Д. Лейн: Цифровизация – это в первую очередь рост количества облачных данных. Каждый месяц мы узнаем об очередной их утечке. Поэтому на первый план выходит вопрос доверия к финансовым сервисам,к тому,как используется предоставленная клиентами информация,как она хранится. Раньше,когда я заходил в отделение своего банка,я персонально общался с кассиром,а мои данные хранились централизованно. Сегодня же для взаимодействия с банком мне удобнее использовать цифровое приложение. Поэтому мне требуется более надежный способ хранения данных.

Если у вас есть подписка,нажмите
Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться",вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных