Кроме цены самого оборудования весом от полутонны и ПО, требуется:
- согласование установки на местности
- доставка, монтаж, крепление
- коммуникационные расходы
- поддержка контакт-центром
- сервисное обслуживание
- охранная сигнализация
- отсмотр записей системы видеонаблюдения
- арендная плата
- брендирование
- инкассация.
Пункты можно продолжать, но и среди перечисленных факторов уже заметно деление на постоянные и переменные, а также на предсказуемые и не очень. «Устройство «проглотило» карту!» – следует звонок в call-центр. Закончились купюры или место в кассетах для приема банкнот, а ресайклинг не поддерживается – и дорогостоящая машина простаивает.
Расследование использования «белого» пластика или скимминга приковывает службу безопасности к мониторам. Неприятны замятия купюр, сбои программного обеспечения и пропадание связи. Но самые досадные причины потерь: непредвиденные поломки и непредсказуемые простои.
Чтобы регулировать коэффициент загрузки машин, обратимся к данным сервиса «2ГИС Аналитика» за 4 месяца 2019 года. Изучим фрагмент карты Москвы, озаботившись двумя параметрами:
- скученность действующих устройств самообслуживания
- интерес пользователей смартфонов к банковским услугам.
На рис. 1 красными точками отмечены устройства самообслуживания и филиалы кредитно-финансовых учреждений. Тепловой слой демонстрирует интерес пользователей к запросам:
- снять или внести деньги
- выполнить операции с валютой
- получить заем или произвести платеж.
Чтобы построить такую красоту, которую вы видите на диаграммах, пришлось обработать 5,5 млн поисковых запросов от 370 тыс. уникальных пользователей и разместить 2700+ точек интереса (в данном случае имеются в виду банковские отделения и устройства самообслуживания). Можно по старинке гадать, где следует размещать банкоматы, или же внимательнее присмотреться к местности в режиме зума (рис. 2.)
Сервис 2ГИС охватывает 125 городов в едином формате. Например, Алма-Ата насчитывает 330 банковских филиалов, которыми 300 тыс. уникальных пользователей интересовались более 5 млн раз.
Остается соразмерить «цвет горячести» с напряженностью использования устройств: количество транзакций против времени простоя. Хотите повысить нагруженность – двигайтесь в красную зону, желаете снизить частоту задействования – ищите «тенек». Даже какие-то 50 метров здесь имеют значение.
Теперь рассмотрим случаи прекращения работоспособности банкоматов-ресайклеров в зависимости от количества транзакций, чтобы построить модель рассеивания времени простоя (рис. 4), и составим уравнение предсказания поломок:
y = -2,33E-13x4 + 3,95E-09x3 – 1,98E-05x2 + 4,02E-02x + 1,27E+00,
где коэффициент детерминации R² = 8,83E-02.

А также высчитаем количество транзакций устройства для границ:
- возобновления роста времени простоя после стабилизации – 2292 транзакции
- максимального ускорения вероятности поломки – 4220 транзакций.
В рамках рассчитанных границ следует искать компромисс между профилактикой и серьезным гарантийным обслуживанием.
Приведу «полевые» цифры проекта:
- интегральная «стоимость» принятия купюры – 21 руб.
- вероятность замятия банкноты 50 руб. – 17%
- «цена» простоя после замятия – 800 руб.
Пару слов о методике:
- При построении модели бесперебойности устройств самообслуживания проведена верификация границ влияющих значений.
- «Выбросы» (исключительные времена простоя и сверхдлинные серии транзакций) устранены по правилу 3σ («правило трех сигм»).
- Модель (для каждого типа устройств – своя) создана статистическим методом нелинейной регрессии на реальных данных методом наименьших квадратов.
- Диаграммы (поля рассеиваний синих шаров) показывают зависимость времени простоя устройств от количества отработанных транзакций до очередной поломки.
- Линия аппроксимации (двойная прерывистая красная) указывает средний тренд в динамике этой зависимости.
- Граница 1 (оранжевая) представляет собой первую производную от модели уравнения аппроксимации. Чтобы найти ключевые позиции, производная исследовалась на экстремальные точки (max, min, 0) с целью найти момент (количество транзакций), когда время простоя устройства возобновляет рост после периода некоторого затишья.
- Граница 2 (зеленая) – вторая производная аппроксимации. Исследовалась на экстремальные точки (max, min, 0), цель – найти количество транзакций, когда заканчивается наиболее бурный рост времени простоя. Дальнейшая динамика снижается либо уходит в отрицательные значения (уменьшение периода неработоспособности).
Модель рассеивания времени простоя cash-out устройств в зависимости от количества транзакций представлена на рис. 5, а уравнение бесперебойности выглядит следующим образом:
y = 1,11E-13x4 – 1,13E-09x3 + 3,96E-05x2 – 4,55E-03x + 7,69E+00, где R² = 3,33E-03.
Модель рассеивания времени простоя банкоматов-ресайклеров первого из рассмотренных нами типов (далее – ресайклеры 1) в зависимости от количества транзакций представлена на рис. 6, а уравнение бесперебойности выглядит так:
y = 1,17E-14x4 + 1,21E-10x3 – 6,31E-07x2 + 5,85E-03x + 1,51E+01, где R² = 4,40E-02.
Модель рассеивания времени простоя cash-in/cash-out устройств в зависимости от количества транзакций представлена на рис. 7, а уравнение бесперебойности выглядит так:
y = 1,57E-12x4 + 1,23E-08x3 – 3,05E-05x2 + 3,23E-02x – 5,67E-01, где R² = 1,29E-01.
Модель рассеивания времени простоя банкоматов-ресайклеров второго из рассматриваемых нами типов (далее – ресайклеры 2) в зависимости от количества транзакций представлена на рис. 8, а уравнение бесперебойности выглядит так:
y = 3,85E-13x4 – 5,81E-09x3 + 2,53E-05x2 – 2,61E-02x + 2,01E-01, где R² = 1,25E-01.
Итак, формализуем рекомендации:
- Каждая из рассчитанных границ показывает оптимальную точку сервиса (профилактики, разгрузки, замены) устройства или компонент, после выполнения определенного количества транзакций.
- По границе 1 целесообразно выполнять сервис при достаточности ресурсов. Это позволит избежать неоправданных потерь, если факт простоя означает более значительные убытки, чем издержки от срочного обслуживания (замены) устройства. Целесообразна дорогостоящая политика борьбы с простоями, щадящая инфраструктуру за счет профилактики, поддерживающая оптимальную работоспособность и обеспечивающая разумную доступность.
- По границе 2 целесообразно выполнять сервис, когда ресурсов для обеспечения полного обслуживания недостаточно. Рекомендуется, когда потери от простоя устройства некритичны и не превышают издержек от срочного проведения сервиса (замены). Экономный режим использования устройств на границах, поддерживающих минимальный уровень достаточности. Жесткая эксплуатация инфраструктуры на пределе предсказуемых отказов.
- Точка транзакций по границе 1, как правило, наступает раньше границы 2. Исключение составляют ресайклеры 1. Для них максимальный прирост во времени простоя наступает в начале динамики. Оптимальной для ресайклеров 1 можно считать границу 1, когда время простоев достигает максимума.
Аналитикам и ремонтникам пригодится таблица с подсказками, приводимая в конце настоящей публикации (табл. 1).