Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №3 » 853 просмотра

Яндекс.Деньги. Сотрудничество с конкурентами

Быстрые B2B-платежи – ожидание или уже реальность? Как крупная финтех-структура и банки могут одновременно и конкурировать, и сотрудничать? На эти и другие вопросы в своем интервью журналу «ПЛАС» отвечает Оксана Коробкина, глава департамента коммерции, Яндекс.Деньги.

ПЛАС: Сейчас много говорят о формировании единой финансовой экосистемы в России. Так, например, Система быстрых платежей должна объединить всех участников рынка розничных финансовых услуг. Схожие в плане масштаба задачи и у проекта удаленной идентификации – Единой биометрической системы. В конечном счете от реализации этих инициатив должен выигрывать пользователь. Как обстоят дела в части интеграционных процессов в сегменте B2B? Как такого рода инициативы могут отражаться на конкуренции между участниками рынка?

О. Коробкина: Хотя оба упоминаемых вами проекта пока не затрагивают сегмент B2B, мы внимательно следим за трендами в розничном бизнесе. Ведь практики, запускаемые в ритейле, вполне вероятно, в перспективе перейдут и в область B2B.

На рынке B2B поле для объединения усилий различных игроков рынка существовало практически всегда

Формирование единой финансовой экосистемы – это, на мой взгляд, не столько вопрос интеграции различных участников рынка, сколько создание для всех единого «рабочего стола» со стандартизированными процессами взаимодействия. Объединение конкурентов на одной площадке и создание общих сервисов очень трудозатратны, требуют не только системных и технических доработок в самих банках, но и изменений в законодательных документах. Это большая работа, которая не может быть сделана мгновенно. Судить о результатах пока рано. Но, мне кажется, мы уже можем говорить, что такой союз ведущих участников рынка на общем «игровом поле» не уменьшит конкуренцию.

Для примера рассмотрим направление идентификации. Человек, который сдаст свои биометрические данные, больше не будет привязан к тем банкам, офисы которых присутствуют в его городе или районе, – любую услугу он сможет получить дистанционно. Для пользователя процесс оформления карты или кредита превратится практически в моментальный, а переход из банка в банк фактически станет для него бесшовным. В таких условиях конкуренция между участниками рынка в перспективе станет только более напряженной, ведь пользователей нужно будет не только привлекать, но и активно удерживать. 

Если говорить о рынке B2B, то на нем поле для объединения усилий различных игроков было всегда. Например, мы в Яндекс.Кассе с самого начала считали для себя нормальной практикой реализовывать совместные проекты с банками, если это позволяло нам улучшить сервис для клиентов. По разным направлениям за последние несколько лет нашими партнерами стали многие крупнейшие банки. И это не мешало нам конкурировать с ними и сохранять лидерские позиции на рынке платежных решений для интернет-магазинов.

ПЛАС: Тема сотрудничества банков и финтеха в последние два года уже набила оскомину в профсообществе. Об этом много писали, говорили, но реальных проектов пока отнюдь не так много, как публикаций и конференций по этой теме. Яндекс.Касса – это классический финтех. Как вы можете оценить с этой позиции потенциал сотрудничества банка и финтех-компании? Что это дает участникам коллаборации?

О. Коробкина: Если вкратце, то оцениваю исключительно положительно. В выигрыше обе стороны, а что еще более важно – рынок и клиент. Мы в Яндекс.Кассе можем не только судить о потенциале такого сотрудничества, но и говорить о реальных результатах на основе нашего собственного опыта.

Например, мы запускали совместные проекты по инвойсингу с крупными банками. Среди наших партнеров – Сбербанк, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, Тинькофф Банк и другие. Такое сотрудничество позволяет онлайн-площадкам, использующим Яндекс.Кассу, принимать платежи у покупателей, которые хотят оплатить покупку по карте не на сайте магазина, а через мобильное приложение банка или в личном кабинете интернет-банка. В этом сценарии человеку не нужно вводить данные своей карты, а значит, вероятность ошибки в реквизитах (это довольно популярная проблема при оформлении платежа) сведена к нулю, а самый неприятный момент шопинга (признаемся честно, отдавать деньги никто не любит) проходит еще быстрее.

С помощью Яндекс.Кассы интернет-магазины и другие онлайн-сервисы могут принимать платежи с карт международных платежных систем

Для интернет-магазина инвойсинг – это ускорение и упрощение процесса оплаты покупок для части аудитории (клиентов этих банков), а значит – повышение конверсии. Для банка это потенциальный рост транзакционной активности, так как на крупных интернет-площадках для их клиентов процесс расчетов значительно упрощается. Нам эта модель обеспечивает расширение набора опций, которые мы предлагаем магазинам. Мы заинтересованы в партнерстве с банками, а они заинтересованы в сотрудничестве с нами.

Есть и примеры сотрудничества, результатом которого становятся новые для рынка продукты. Так, в 2018 году Яндекс.Касса совместно со Сбербанком запустила сервис «B2B-платежи», который позволяет почти двум миллионам российских предпринимателей покупать онлайн-товары для бизнес-нужд за несколько минут, а не несколько дней, как это было раньше.

ПЛАС: Инвойсинг – это в целом понятный для рынка продукт. А вот тема мгновенных B2B-платежей – весьма инновационный для российского рынка проект. Как здесь встретились интересы и возможности крупного банка и вашей финтех-компании?

О. Коробкина: Действительно, объединение усилий Сбербанка и Яндекс.Кассы в этом случае стало прорывом в сегменте B2B-платежей. Участники рынка финансовых услуг для бизнеса уже какое-то время работают над тем, чтобы сделать продукты для предпринимателей такими же простыми и удобными, как продукты для розничных клиентов. Но вот реального опыта мгновенной оплаты покупки до этого ни у кого еще не было. Яндекс.Касса – лидер рынка приема платежей в интернет-магазинах. Через нас принимают оплату более 106 тыс. онлайн-продавцов, а Сбербанк лидирует по числу открытых расчетных счетов предпринимателей – в нем обслуживается около 30% от числа микро-, малых и средних предприятий России (по данным Единого реестра ФНС).

Как и у частных лиц, у компаний бывают потребности в том, чтобы быстро купить что-либо для офиса, забронировать отель или билеты сотруднику, отправляющемуся в командировку, и т. п. Раньше оплата занимала дни. Теперь благодаря нашему сервису счет идет на минуты. Процесс покупки для корпоративного клиента становится таким же простым и удобным, как для частных лиц – выбор товара, проверка корзины, оформление покупки и оплата. Сценарий оплаты немного отличается – вместо введения реквизитов карты пользователю нужно будет нажать кнопку «Оплатить через Сбербанк Бизнес Онлайн», авторизоваться в интернет-банке и подтвердить платеж SMS-паролем. И больше ничего – счет создается автоматически. Сразу после подтверждения оплаты продавец получает уведомление и данные юрлица покупателя, которые нужны для оформления закрывающих документов. Магазин не ждет поступления денег на расчетный счет, а сразу отгружает товар или оказывает услугу. В таком сценарии о платежных поручениях можно вообще забыть.

Сервис B2B-платежей не только упрощает расчеты с клиентами-юрлицами, но и помогает улучшить бизнес-показатели. Например, увеличить конверсию платежей и сэкономить время бухгалтера, а также сократить время простоя товара на складе и вырастить его оборачиваемость.

ПЛАС: Планируете ли вы развивать свое решение и обсуждать возможность подключения к этому совместному проекту других банков?

О. Коробкина: Сбербанк первым среди российских банков разработал специальное API для B2B-оплаты, а Яндекс.Касса стала первым агрегатором, который сделал такие платежи доступными миллионам организаций.

Хотя Яндекс.Касса обслуживает более 30% интернет-магазинов в Рунете, мы остаемся относительно небольшой и гибкой компанией

Пока это уникальное решение открыто только для 2  млн предпринимателей – клиентов Сбербанка. Но продукт актуален для всех организаций России, обслуживающих корпоративных клиентов. Еще до запуска сервиса мы увидели большой интерес к нему со стороны наших клиентов – крупных онлайн-ритейлеров. К моменту официального старта среди компаний, подключивших услугу «B2B-платежи», уже были сотовые операторы, рекрутинговые сервисы, предприятия сырьевого сектора, ИТ-компании – HeadHunter, OZON.travel, МойСклад, Nethouse, NetByNet, Push4Site и другие.

На мой взгляд, сервис имеет большой потенциал, и Яндекс.Касса готова к сотрудничеству и с другими участниками рынка, которые захотят предоставить такие возможности своим корпоративным клиентам.

ПЛАС: Если говорить в целом об опыте работы Яндекс.Кассы с различными участниками рынка, то существует распространенное мнение о том, что банк – крупная формализованная структура, а финтех-компании отличаются гибкостью, в которой результат важнее процедур, и двум таким идеологически разным бизнес-концептам сложно взаимодействовать друг с другом. Проще говоря, банковские процессы в совместных проектах убивают скорость финтеха и способность моментально реагировать на веяния рынка. Как вы, исходя из опыта Яндекс.Кассы, оцениваете такое предубеждение?

О. Коробкина: Безусловно, темпы и подход к работе в финтех-компании отличается от принятых в банках. Хотя Яндекс.Касса обслуживает более 30% интернет-магазинов в Рунете, мы остаемся относительно небольшой и гибкой компанией, причем именно ИТ-компанией. Все банки, с которыми мы работаем, это лидеры рынка, крупные организации со своей историей. Мы просто не можем быть одинаковыми. Но вот распространенное мнение о том, что банк – это бюрократия, сегодня немного устарело. Во всяком случае, тех, с кем мы работаем, это точно не касается. Сейчас конкуренция и высокие ожидания аудитории требуют от ведущих банков и скорости, и инновационности, и простоты. Без этого нельзя сохранить свое место на рынке, а мы ведь сотрудничали с теми, кто уже довольно долго держится в топе. Конечно, крупные проекты мы запускали с ними не за две недели. Но сроки и скорость во всех случаях были оптимальными.

ПЛАС: Если говорить о международном рынке, есть ли у Яндекс.Кассы иностранные партнеры, в чем особенности работы с ними, и насколько отечественному рынку в принципе угрожает конкуренция со стороны зарубежных финтех-компаний?

О. Коробкина: Яндекс.Касса очень активно общается с иностранными партнерами. Среди наших клиентов ведущие международные интернет-площадки (AliExpress, ASOS, Bla Bla Car, Blizzard, JD.com, L’Oréal, Microsoft, Nestlé, Nintendo, Renault, Yves Rocher). Мы развиваем отношения и с платежными сервисами. В частности, с помощью Яндекс.Кассы интернет-магазины и другие онлайн-сервисы могут принимать платежи с карт международных платежных систем – American Express, JCB и Diners Club. Яндекс.Касса в числе первых в России подключила прием платежей через WeChat Pay, и сейчас мы продолжаем активно вести переговоры с коллегами из Китая по разным новым проектам – регулярно бываем в КНР, а команда WeChat посещает наш в офис. Говорить об угрозе российским финансовым компаниям я бы не стала. Например, WeChat Pay, темпам роста которого завидовал весь наш финансовый сектор, не может пока представлять услуги россиянам. Он проводит платежи только по картам китайских банков.

В сегменте B2B пока я не вижу иностранных проектов, которые могли бы выйти на наш рынок и занять место российских финтехов

В целом успех на одном рынке не гарантирует финтеху аналогичного результата на других. Как бы ни была хороша технология, на развитом рынке взлететь сложно. В каждой стране из-за определенной истории формирования финансового сектора складываются свои уникальные платежные привычки. К примеру, переводы и расчеты с баланса мобильных телефонов в Европе не стали так популярны, как в странах Африки, где у значительной части населения просто нет банковских карт (См. материалы «Рынок денежных переводов стран Африки. От мобильных платежей до тайников в автомобиле», стр. 62 настоящего номера, и «Кения – микрокредитование по-африкански», «ПЛАС» № 2/2019. Почему? К моменту, когда этот функционал стал технически доступен, платежная инфраструктура западного мира уже давно сложилась – европейцам было проще и привычнее платить картами. В Китае почти все оплачивают покупки QR-кодами, а в России этот метод использует пока только очень небольшая часть аудитории, зачастую те, кто ценит технологичность. В прогрессивных США, родине Apple Pay, до сих пор живы и активно применяются бумажные чеки. История и привычки населения влияют на то, как технология приживается «на земле». В сегменте B2B пока я не вижу иностранных проектов, которые могли бы выйти на наш рынок и занять место российских финтехов. Думаю, сейчас речь идет скорее о совместных проектах, чем о борьбе.

ПЛАС: Развитие партнерских отношений, интеграционные решения банков и финтехов, в перспективе открытые API – все это значительно усложняет отношения между конкурентами. В каких-то направлениях вы соперничаете с банками, но при этом активно с ними сотрудничаете в других. В частности, вы говорите о том, что готовы сотрудничать с другими банками по сервису B2B-платежей. Но при этом Яндекс.Касса прямой конкурент тех же самых банков в части приема платежей и интернет-эквайринга. Как работает эта идеология, где вы проводите «разграничительную линию»?

О. Коробкина: Разграничительную линию проводим не мы, а клиенты. Яндекс.Касса – это не просто прием платежей на сайте, а универсальное платежное решение, которое предлагает бизнесу множество вариантов. С помощью Кассы компании могут принимать оплату через Яндекс.Деньги и другие электронные кошельки, с банковских карт, через мобильные и интернет-банкинги Сбербанка, Альфа-Банка и Промсвязьбанка, Тинькофф банка, со счетов мобильных номеров, в кредит и рассрочку, через QR-коды, бесконтактную технологию Apple Pay и Google Pay, а также наличными через 250 тыс. точек приема платежей в России и других странах СНГ. С нами  магазин может принять платеж через бота в Telegram, выставить счет клиенту по SMS, электронной почте, в чате, маркетинговых e-mail рассылках и Viber. И все это – в полном соответствии с требованиями 54-ФЗ. Банки тоже могут предлагать услуги приема платежей на сайтах и в приложениях. Некоторые делают это превосходно. Но нужно понимать разницу: для банков интернет-эквайринг – одна из множества услуг, а для нас сервис приема платежей – центральный продукт, ради развития которого мы и приходим каждый день на работу.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных