1 марта 2019, 17:12
Количество просмотров 188

TRUSTECH 2018 глазами участников

Выставка TRUSTECH 2018 вызвала у делегатов самые разные оценки. Кто-то поспешил объявить о фактической «кончине» легендарной площадки, неизменно проводившейся с 1986 года под именем CARTES. Другие отмечают, что, несмотря на все сложности, с которыми столкнулись организаторы выставки, она по-прежнему остается востребованной и полезной. Мы на правах постоянного информационного партнера выставки на протяжении уже более десятка лет опросили участников недавнего мероприятия и попросили поделиться с нами своими впечатлениями о TRUSTECH 2018, в том числе какие тенденции и новинки индустрии они для себя отметили.
TRUSTECH 2018 глазами участников

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.1Сергей Суслов, технический директор ООО «Инженико»

С точки зрения организации все было традиционно хорошо – достаточное количество участников, площадок для обсуждения, хороший уровень выступлений и сервиса. В то же время в 2018 году все отметили снижение числа как посетителей, так и участников выставки, а также преобладание вендоров из Поднебесной. По нашим данным, этому весьма поспособствовали изменившиеся условия участия в данном форуме. Вероятно, в последующие годы формат мероприятия продолжит трансформироваться.

Считаю, что это скорее больше связано с быстроменяющейся индустрией платежных сервисов, чем с условиями или территориальным расположением выставки. Действительно, из названия выставки (и, по всей видимости, навсегда) ушло слово «Карты» (CARTES), закономерно и изменение формата, состава спонсоров и участников. Новые времена, новые тренды, организаторам придется хорошо потрудиться, чтобы установить новую долгоиграющую «фишку».

Российское представительство на форуме в этом году ограничилось участием крайне уважаемого издательства «ПЛАС», стенд которого стал настоящим магнитом для многих посетителей выставки из нашей страны, да и не только из нашей.

При этом очевидно, что французская выставка по-прежнему востребована как известная площадка, а бизнес требует встреч, общения, представления новинок и обзора трендов. Поэтому многие эксперты и представители финансовых организаций нашли возможность посетить Канны и данное мероприятие.

Если говорить об инновационной составляющей, то тут Россия явно не отстает от мировых тенденций. Сервисы мобильного эквайринга, бесконтактные считыватели для транспорта, а также считыватели нового поколения с поддержкой POG, биометрия во всех вариантах, в частности, как платежный инструмент, – все это нам интересно и хорошо развивается. Более того, многие технологии, которые еще считаются инновационными в Европе (DCC, QR-коды, токенизаторы Pay, Android-уст­ройства и связанные программные экосистемы), уже выходят на промышленный уровень использования у нас. Ingenico есть что показать и предложить, и это радует.

По-настоящему прорывных технологий было представлено немного. К таким я отнес бы, например, реально действующие образцы решений с распознаванием лиц в качестве платежного средства и некоторые продвинутые сервисы мобильного эквайринга. Кстати, кое-что в данной сфере мы тоже планируем запустить в пилотную эксплуатацию в скором времени совместно с нашими партнерами.

Французская выставка по-прежнему востребована как известная площадка, а бизнес, как известно, требует встреч

На удивление мало разработок, как мне показалось, было представлено на выставке в сфере искусственного интеллекта, нейронных сетей, блокчейна и тому подобного. Хотя я специально потратил время на поиск чего-то такого. В ряде случаев получилась подмена понятий. За ИИ выдавалась просто удачно выполненная автоматизация в киоске самообслуживания или магазин приложений для Android-POS. Технологии блокчейн в смарт-контрактах и идентификации личности я ожидал увидеть в гораздо большем числе практических реализаций. Подсмотреть здесь что-то новое, увы, не удалось.

Стоит отметить, что в Европе микрореволюцию совершила директива PSD2. И здесь я полностью согласен – даже безо всякой выставки, – что доступ небанковских структур на финансовый рынок реально интенсифицирует данное направление. Клиент выбирает не банк, а мобильное приложение! В России этот опыт западных компаний помогает в развитии собственных программных решений лидерам платежного рынка.

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.2

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.3Игорь Сухоставский, генеральный директор компании Терминальные технологии

Перенос выставки в Канны сразу же не лучшим образом сказался на интересе к ней – только в первый год (2016 год) на TRUSTECH было много вендоров и посетителей (можно было даже заблудиться в переходах, коридорах и залах). А в 2018 году выставка уже трансформировалась в место встречи коллег по цеху. Эту тенденцию уловили и организаторы, поэтому предлагались и бесплатные билеты на конференцию, и бесплатные чай-кофе-соки, и даже ланчи, и множество зон для общения. Формат изменился, и многие вендоры, традиционно присутствующие на выставке, не стали брать стенды, а работали «на ногах» – например, большинство моих встреч было на диванчиках в митинг-зонах. Это и хорошо, и плохо: «на ногах» трудно делать презентации и показывать изделия, но бюджет экономится значительно.

По внешнему впечатлению выставка стала совсем азиатской. Европейские и американские бренды практически ушли. Зона стартапов вызывала откровенную тоску. Первый этаж производил совершенно жуткое впечатление: среди огромного пустого зала – островки китайских компаний с каким-то промышленным оборудованием. Через год можно будет перенести выставку в один зал, где будут стоять 20 китайских стендов…

Тем не менее, поскольку необходимости обмена информацией с коллегами никто не отменял, большинство специалистов (несмотря на игнорирование выставки на уровне компаний) все же приехало и работало здесь достаточно активно. Пришлось «ловить» нужных людей в разных местах, порой неожиданных, назначать встречи на стендах китайских партнеров.

Конечно, всегда приятно встретиться с коллегами и друзьями на стенде «ПЛАСа», который традиционно является центром притяжения русскоязычных коллег. Неоценимую помощь оказывают оба поколения руководства «ПЛАС-Альянс» по части координации встреч и поиска партнеров.

С другой стороны, поскольку стендов было очень мало, то и времени на общение стало больше. Похоже, формат традиционной выставки себя изживает и трансформируется в офлайновое мероприятие профессиональной социальной сети. Если организовать много маленьких переговорок и запустить приложение для назначения встреч, то, вероятно, это будет новый выстраданный формат – дешево и эффективно.

Что касается новинок. могу отметить три момента. Первый – не прошло и 10 лет с появления первого комбинированного ККМ-POS «Ярус», как это направление стало мировым трендом. Конечно, этому способствовало и появление устройств на Android, но факт остается фактом – первое такое устройство сделали в России и с 2009 года активно продвигали его на CARTES. В 2018 году не только китайцы, но уже и традиционные вендоры повторили наш подход.

Второй – китайские компании все больше теснят «старых» игроков. Происходит перетекание мозгов из «старых» компаний в представительства новых с перетаскиванием клиентов. Китайские компании уже не хотят быть просто дешевым производством и стремятся продвигать свой бренд. И это у них во многом получается.

Помимо хороших наработок по самообслуживанию китайцы пытаются сделать валидаторы для транспорта и терминалы для вендинга, но пока без слез на это смотреть нельзя. Тут лидирующие позиции пока за Европой во главе с Россией. Однако пройдет год, и нам начнут наступать на пятки – идеи копируют быстро.

Третий момент – на рынке ясно видно, что борются два подхода: дорогой классический – с POS-терминалами и интеллектуальными ПИН-падами, и простые, дешевые и уже привычные обывателю переводы – или по QR-коду, как в Китае, или с телефона на телефон, или с карты на карту, как в России. При этом сертификация устройств все усложняется и дорожает, что делает альтернативные методы все более привлекательными. Кому нужна карта в Китае? Пожалуй, только выезжающим за рубеж!

МПС пытаются не упустить инициативу, придумывают технологии замены POS-терминалов обычными смартфонами (COTS) с новым типом мобильных ридеров (SCRP) на замену mPOS (их на выставке активно продвигали), но ничего, кроме чувства недоумения, у профессионалов это не вызывает. Маркетинг, маркетинг и еще раз маркетинг.

Хотя, на мой взгляд, отказ от магнитной полосы в новом типе мобильных ридеров (SCRP) – это важнейший шаг последнего времени. Только за одно это можно примириться с новой технологией Software-based PIN Entry on COTS – это даст прецедент на отказ от «магнитки» там, где она уже безбожно устарела и является анахронизмом, который еще и тянет за собой обязательный ввод ПИН-кода.

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.4

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.5Андрей Ливинцев, директор по развитию бизнеса Infineon Technologies

Общее впечатление от выставки положительное, хотя обратило на себя внимание появление большого количества рекреационных зон, которые в 2017 году были заняты стендами. Основные бренды были представлены достаточно полно. Но есть впечатление, что выставка уменьшилась по масштабу, по-видимому, это связано и с ценовой политикой организаторов. С другой стороны, выставку посетили практически все ключевые участники рынка смарт-карт из России и многие из стран ближнего зарубежья, все дни выставки были наполнены встречами очень плотно.

Видимо, для многих выставка стала уже традиционным местом встреч, поскольку тут собираются практически все участники рынка, особенно из европейских стран, исторически задающих тон развитию карточного рынка. Поэтому для многих это прежде всего место встречи с уже имеющимися партнерами с целью обмена мнениями и сверки часов.

Основные бренды были представлены достаточно полно. Но есть впечатление, что выставка уменьшилась по масштабу

Из представленных в 2018 году наиболее интересными мне показались технологические разработки, связанные с использованием новых форм-факторов в платежных решениях, а также технологии токенизации, которые придают новый импульс развитию всей инфраструктуры безналичных платежей. Отмечу две разработки – платежные кольца компании PayRing, сделанные из металлов, что сегодня является единственным в мире готовым решением, а также использование встроенных элементов безопасности в миниатюрных форм-факторах SIM-карты или микроSD-карты, которые открывают множество возможностей для реализации платежных решений с использованием NFC-технологии.

При этом большое внимание стоит уделять успешной защите персональных данных, а также данных вообще. Очевидно, именно это является ключевым условием дальнейшего развития цифровых технологий, и платежных в частности. Важнейшим условием здесь является широкое применение адекватных средств защиты, и прежде всего аппаратных, а также микросхем, в которых применяются те же аппаратные методы защиты. Европейский рынок в целом полностью готов к применению этих средств, в отличие от российского. Отечественные структуры, активно работающие на европейском рынке, очевидно, должны следовать требованиям регулятора. Что касается решения задач развития российского рынка, то ключ может лежать в гармонизации требований к защите информации соответствующих европейских и российских регуляторов.

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.6Сергей Лазарев, председатель совета директоров PayRing

В целом впечатление от выставки позитивное. Это прежде всего площадка для общения с коллегами, где можно посмотреть, кто в каком положении находится в настоящий момент, какие изменения произошли за год, а также возможность понять свое место в этой сфере.

Что касается организации выставки, мне показалось, что TRUSTECH 2018 был немножечко слабее, чем предыдущий. Сложно сказать, в чем это проявилось, может быть, в каких-то мелких деталях. Я не увидел ряд компаний, которые были на прошлой выставке, вообще по ощущениям несколько уменьшилось количество участников.

Сложно сказать, по какой причине это произошло, может быть, сказалась ценовая политика организаторов мероприятия, но скорее дело в самих компаниях. Такие мероприятия, помимо того что являются площадкой для общения, помогают установить новые контакты, запустить какие-то новые проекты, нужны для демонстрации своих достижений.

То новое, что сегодня есть на рынке, всем уже известно, и не все компании за год существенно продвинулись в каких-либо своих новых решениях и разработках. Соответственно, если ничего нового нет, то нечего и показывать. Это не то чтобы кризис, но некое ослаб­ление инновационной активности. На TRUSTECH 2018 особых инноваций, неожиданных прорывных решений я не увидел.

TRUSTECH 2018 глазами участников - рис.7Юрий Перлин, зам. генерального директора ООО «ПРОНИТ», группа компаний КАРТХОЛЛ

Буду говорить только о выставке, поскольку в конференции я не участвовал. Уровень представительности снижается из года в год, наверное, уже 6–7 последних лет. И TRUSTECH 2018 не была исключением. В частности, мы вообще не заметили (хотя, возможно, они и были) стендов российских структур, за исключением стенда журнала «ПЛАС», который, как и всегда, оставил самые прекрасные впечатления.

В то время как на выставке 2017 года российских участников было достаточно много, и они обращали на себя внимание. Зато в 2018 году стало гораздо больше китайских компаний, которые с первого этажа (он был практически полностью ими заполнен) уже поднялись и на второй, и на третий. 

Нас традиционно более всего интересовали сами карточки, оборудование по персонализации, новые программные решения. Каких-либо решений в этой области, которые можно было бы назвать прорывными, на TRUSTECH 2018 представлено не было. В то же время заинтересовали кое-какие новинки в области дизайна карт, а также киоск самообслуживания, обеспечивающий полностью функциональную персонализацию карт. При этом, по словам производителя устройства, имеется SDK, позволяющий интегрировать устройство с банковскими системами, в том числе с существующей системой эмиссии. Но здесь традиционно, помимо чисто технических аспектов, у нас встает главный вопрос: насколько это востребовано для рынка, прежде всего – для российского.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube