Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №2 » 896 просмотров

Кения – микрокредитование по-африкански

Кения – микрокредитование по-африкански

Сергей Шейхетов, руководитель направления качественных исследований по странам Sub Saharan Africa в компании Kantar, о специфике стремительного развития микрокредитования в Африке, способствующего революционным экономическим и социальным переменам в регионе.

Микрокредиты – разоряющие и помогающие

Микрокредиты помогают наиболее бедным слоям населения выбиться из нищеты, а микрокредитные организации становятся серьезными игроками финансового рынка и начинают угрожать существованию традиционных местных банков. Интересно, что при схожести бизнес-моделей микрокредитования в России и в странах Африки результаты их реализации сильно рознятся. В чем заключаются эти различия?

И там и там сумма микрокредита не превышает нескольких сотен долларов. И там и там кредиты берут, как правило, на короткий срок, но под очень высокие проценты (20–25% в месяц). И в России, и в Африке клиентами микрокредитных организаций становятся люди, как минимум стоящие у черты бедности.

Разница заключается в первую очередь в подходах к микрокредитованию самих потребителей. В России легкий доступ к микрокредитам провоцирует определенные группы людей тратить как можно больше, покупать не слишком нужные им товары и услуги, что в конечном счете только увеличивает их бедность. В Африке же большая часть микрокредитов вкладывается в бизнес (конечно же, тоже микроскопический по своим масштабам), что позволяет заемщикам создать источник дохода и в итоге способствует снижению уровня бедности, а многим просто дает уникальный шанс выбраться из нищеты.

Кения как зеркало африканского микрокредитования

Рассмотрим, как работает индустрия микрокредитов, на примере Кении – африканской страны, которая в последние годы опережает многие не только развивающиеся, но даже развитые страны по степени развития инновационных финансовых услуг. В Кении успешно работают более 10 провайдеров микрокредитов – как собственно кенийских (M-Shwari), так и иностранных (Tala). Есть даже один провайдер из России (AfrikaLoan).

Все кенийские МФО работают через мобильные приложения – и в этом одна из основных причин взрывного роста индустрии. Потребителю достаточно просто скачать приложение через App Store, заполнить заявку, и, как обещает реклама, через «полчаса» (в реальности, конечно, несколько дольше) он может получить кредит на свой счет mobile money (мобильный счет M-Pesa есть у всех взрослых жителей Кении). Таким образом, для получения микрокредита жителям Кении достаточно просто иметь мобильный телефон, не утруждая себя походами в офис кредитора, заполнением анкет и долгими переговорами.

Подавляющее большинство кенийских заемщиков к своим долгам относятся крайне щепетильно

Разумеется, есть на этом пути и серьезные минусы. Проценты по таким кредитам, как и следует ожидать, чрезвычайно высоки. Как правило, это 1–3% в день, что может составлять свыше 90% в месяц. Впрочем, стоит отметить, что на практике такие кредиты берут максимум на пару недель.

Тем не менее высокие проценты не являются барьером для развития МФО. Дело в том, что более дешевой и удобной альтернативы мобильным микрокредитам не существует. Банки с бедными слоями населения просто не работают. Да они попросту и не представлены вне крупных городов Кении, в то время как именно за их пределами там проживает порядка 70% населения страны.

Тут следует сказать несколько слов по поводу целевой аудитории кенийских, да и практически всех других африканских МФО. В  массе своей это очень бедные люди, чей заработок не превышает эквивалента 2 долларов США в день. Они не имеют постоянной работы, проживают в сельской местности. Конечно, традиционным банкам такие клиенты неинтересны.

Страна бизнесменов

Несмотря на крайнюю бедность, этих людей нельзя назвать нищими. Согласно африканским представлениям, нищий – это человек, окончательно разуверившийся в жизни, опустившийся, «потерявший лицо». Такие люди тоже встречаются среди клиентов МФО, но провайдеры их довольно успешно отсеивают.  Подавляющее количество бедняков стремится выбиться из бедности. Кения – страна бизнесменов. Если вы спросите кенийца, чем он занимается, чаще всего услышите в ответ: «Я бизнесмен».

Вот примеры типичных африканских микробизнесов:

  • купить сырые яйца по 10 кенийских шиллингов (порядка 10 центов США) за штуку, сварить их вкрутую, принести на стройку и продать рабочим на обед по 15 шиллингов (15 центов);
  • соорудить на обочине дороги навес из веток и  брезента, повесить рисунок красивой девушки, назвать это заведение London beauty saloon и заплетать там афрокосички (среднестатистическая женщина в Найроби тратит на уход за волосами 20 долларов в месяц, что может составлять до 20% ее дохода).

Таких микропредприятий сотни тысяч по всей стране. Они вызывают улыбку у европейского туриста, но именно благодаря им кенийцы смогли выбиться из нищеты и обеспечили себе на протяжении последних 15 лет экономический рост в 6–7% в год!

Особенность таких микроскопических предприятий в том, что они крайне уязвимы. Не расплатился клиент вовремя, и в наличном капитале образовалась огромная прореха. И пусть эта прореха составляет всего лишь 20 долларов, ее нужно заполнить немедленно, иначе конец всему предприятию. А получить 20 долларов немедленно можно только в МФО.

По данным исследовательского агентства Ipsos Kenya, 40% кредитов потребителей идет на поддержание собственного микробизнеса, 20% – на образование (плата за школу или университет). Оставшиеся 40% – кредиты на продукты питания, мобильную связь, арендную плату, товары для дома и т. д. Несмотря на то, что число чисто «потребительских» кредитов довольно значительно, основная масса микрозаймов все-таки берется на «серьезные» цели – бизнес и образование.

Помимо быстроты займа, очень важным драйвером роста рынка микрокредитов является удобство. Тот факт, что для получения кредита не надо ехать в банк, привлекает не только беднейшие слои населения, но и представителей среднего класса. Согласно исследованию той же Ipsos Kenya, проведенному в конце 2017 года, 41% жителей Кении, относящихся к среднему классу, брал мобильный кредит хотя бы один раз. Т. е. даже люди, которые при желании могли бы взять кредит в банке под меньшие проценты, предпочитают брать мобильные кредиты.

По словам директора микрофинансовой организации AfricaLoan, огромное значение имеет удобство интерфейса мобильного приложения. По сути, удобное приложение – это на сегодняшний день основная черта, которая позволяет провайдерам как-то дифференцироваться на этом рынке. Поскольку условия кредитования у всех более или менее похожи, заемщики идут в основном к тому, у кого приложение проще, понятнее, да и просто красивее, на их неприхотливый вкус.

Посмотрим теперь, с какими проблемами чаще всего сталкиваются провайдеры мобильных кредитов. У читателя наверняка возникает вопрос, как они ухитряются возвращать свои деньги. Ведь Африка традиционно ассоциируется с необязательностью и специфическим отношением к долгам, якобы присущими менталитету местного массового потребителя. На самом деле процент невозврата по микрокредитам в Кении не превышает таковой в России – 10–20% в зависимости от региона (если говорить о Кении, то эту страну населяют 42 племени с очень разной культурой отношения к деньгам).

Примечательно, что при таком довольно-таки значительном количестве МФО (более 10 структур) относительно немного заемщиков берет кредиты одновременно у нескольких кредитных организаций. Казалось бы – набирай кредиты у разных компаний, ведь отследить это крайне трудно (кредитные бюро только-только появляются в Кении). Однако всего лишь 12% людей берут 3 кредита одновременно, и лишь 1% пользуется одновременно 4 кредитами и более.

Дело в том, что в реальности подавляющее большинство кенийских заемщиков к своим долгам относятся крайне щепетильно. Задерживают выплаты – это да, 47% заемщиков хотя бы раз допускали просрочку по кредиту. Но потом они все равно выплачивают имеющуюся задолженность.

Как правило, первый заем дается на очень незначительную сумму – 10–20 долларов

Показательно, что в африканской индустрии МФО практически отсутствуют коллекторы. Дело в том, что сумма задолженности редко превышает 100 долларов. Стоит ли говорить, что использование услуг коллекторов для сбора таких незначительных долгов выходило бы неоправданно дорого. Основной способ борьбы с просрочками у кенийских компаний микрокредитования – это звонки и SMS-оповещения должников. Во-первых, это самый дешевый способ, а во-вторых – он действительно работает. Конечно, напоминать приходится по многу раз, но для того и существуют call-центры.

Разумеется, микрокредитные организации стараются собрать какую-нибудь информацию о заемщике, прежде чем давать ему кредит. Однако на практике это получается довольно редко. Только у 15% клиентов есть хоть какая-нибудь кредитная история. Поэтому приходится рисковать.

Как правило, первый заем дается на очень незначительную сумму – 10–20 долларов. Если заемщик добросовестный, в следующий раз ему дают побольше. Постепенное увеличение кредитной линии очень сильно мотивирует заемщиков отдавать деньги вовремя и вообще «вести себя хорошо».

Помимо проблем с невозвратами кредитов (как видим, не таких уж и значительных), кенийские МФО чувствуют себя вполне уверенно. Деятельность микрокредитных организаций в Африке до сих пор практически никак законодательно не регулируется (хотя, вероятно, это дело недалекого будущего). А пока МФО могут устанавливать такие проценты по кредитам, какие только захотят. Поскольку все транзакции осуществляются через систему мобильных денег Mpesa, общение провайдеров с банками (и, соответственно, ограничения, налагаемые банками) сведено до минимума.

Такая ситуация способствовала взрывному росту отрасли. Микрокредитные организации постоянно совершенствуются, выводят на рынок все новые виды мобильных кредитов и улучшают интерфейс приложений. Учитывая то, что теперь и представители среднего класса охотно пользуются мобильными кредитами, МФО начинают активно отъедать долю рынка у традиционных банков.

В отличие от МФО банковские услуги в Кении довольно жестко регулируются. Банки, например, не могут устанавливать проценты выше определенной нормы. Кроме того, сама корпоративная культура традиционных банков не способствует быстрым инновациям. Прежде чем крупный банк сможет вывести на рынок новый продукт, пройдет несколько месяцев, в то время как МФО делают это за несколько дней.

Вытеснят ли микрокредитные организации традиционные банки на Африканском континенте? Такая вероятность не исключена. Впрочем, в последнее время сами банки стали создавать свои карманные МФО. Например, один из наиболее солидных и уважаемых банков Африки Barclays Bank не так давно создал свою собственную микрокредитную организацию, которая играет уже по новым правилам, т. е. по правилам МФО, работая так же агрессивно, как и другие микрофинансовые организации на рынке, и не обращая внимания на свой традиционный «банковский бэкграунд».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных