
Валерий Чулков: система управления наличностью позволит ВТБ сэкономить более 1 млрд рублей

ПЛАС: Какова ваша оценка сегодняшней ситуации на мировом рынке? Какими тенденциями она характеризуется и насколько это применительно для России? В чем заключается специфика ситуации на отечественном рынке НДО?
В. Чулков: На сегодняшний день наличное денежное обращение остается важнейшей сферой мировой экономики, и, более того, количество и объемы наличных денег в обращении большинства стран мира только возрастают. Ряд западных стран с развитой экономикой активно экспериментируют с новыми технологиями производства и обработки наличных денег – например, выпускают полимерные банкноты, – разрабатывают новые модели денежного оборота и развивают инфраструктуру НДО.
Стоит сказать, что всего в мире обращается более 38 млрд банкнот на сумму свыше 1,5 трлн долларов США.
В России, как и в большинстве стран мира, сегодня наблюдаются две тенденции. С одной стороны, бурно развиваются технологии электронных и мобильных платежей, а с другой – продолжают расти объемы наличных денег в обращении. Например, за последние пять лет сумма банкнот в обороте в России увеличилась почти на 30%. Наряду с этим совершенствуются структура и логистика НДО, внедряются новые технологии.
ПЛАС: Насколько мне известно, на сегодняшний день большая часть выпущенных монет фактически исключена из оборота. Учитывая этот факт, какие, на ваш взгляд, задачи стоят здесь перед банками?
из фундаментальных задач
В. Чулков: Обеспечение эффективного оборота монеты в стране превращается в одну из фундаментальных задач. Недавно в Нижнем Новгороде был запущен пилотный проект монетной торговой площадки, суть которого – создание площадки, позволяющей банкам напрямую между собой осуществлять покупку и продажу монет. Это очень важная инициатива, так как, несмотря на рост доли безналичных платежей, почти половина розничных расчетов осуществляется в наличной форме. Соответственно, ритейлерам требуется размен, который они рассчитывают получать в необходимых количествах от банков. И мы должны полностью закрывать эту потребность наших клиентов.
С учетом успешности пробных торгов, эта практика может быть распространена еще на несколько площадок.
ПЛАС: А как, на ваш взгляд, внедрение проекта отразится на конечном потребителе и банках?
В. Чулков: Циркуляция наличных денег имеет много общего с циркуляцией любого товара, имеющего физическую сущность.
Для банков дальнейшее развитие модели монетной торговой площадки может изменить ситуацию на рынке НДО в целом. Ведь наличные всегда связаны с затратами в той или иной форме: кредитные организации и ритейлеры платят за обработку, за инкассацию, за хранение, ЦБ платит Гознаку за производство, и т. д. Это целая отрасль экономики, в которой работают миллионы людей – как на стороне банков, так и на стороне ритейлеров. По этой причине любая возможность оптимизации, сокращения расходов, трудозатрат пойдет на пользу.
ПЛАС: Несколько слов о перевозке монет банками: чем отличается от перевозки, например, бумажных купюр?
В. Чулков: Сейчас монеты, как и банкноты, должны перевозиться на бронеавтомобилях. Но буквально недавно мы обсуждали с представителями Банка России возможность либерализации существующих требований к перевозке монет. По объективным причинам перевозимые суммы очень небольшие, что в совокупности с обеспечением требований безопасности делает межрегиональные перевозки крайне затратными. Это, в свою очередь, ведет к возникновению регионального «монетного дисбаланса», когда в одних регионах избыток монет, а в других – недостаток. Соответственно, мы предложили ЦБ оптимизировать требования к перевозке с учетом реальных рисков, тем самым повысив эффективность общего оборота монет в стране.
ПЛАС: Расскажите о ключевых моментах объединения банков группы ВТБ с точки зрения задач розничного бизнеса и НДО. Какие российские и мировые практики объединения банков были в том или ином виде взяты ВТБ на вооружение?
В. Чулков: Группа ВТБ, безусловно, накопила большой опыт по интеграции банков, и объединение бизнеса группы во многом происходило по хорошо отработанным схемам с учетом особенностей каждого банка и имеющегося уникального собственного опыта. В числе приоритетных задач было достижение синергии бизнеса от взаимодействия розничного и корпоративного блоков объединившихся банков.
Снижение стоимости обслуживания НДО в банке – одна из наших главных задач. Сегодня ВТБ активно работает над построением единой инфраструктуры обслуживания, включая банкоматную сеть. Мы также внедряем и развиваем информационно-аналитическую систему по управлению наличностью во всей сети ВТБ. Она используется для оптимизации потоков и остатков наличных денег в кассовых центрах, офисах и устройствах самообслуживания, а также позволяет контролировать расходы на инкассацию. Система базируется на искусственном интеллекте и предполагает минимальное участие человека в ее функционировании.
Экономический эффект от ее внедрения в банке, по имеющимся оценкам, за 2018–2020 гг. должен составить более 1 млрд рублей за счет сокращения расходов на перевозку наличных и снижения объемов хранимых денег, расширения сети устройств с функцией рециркуляции.
ПЛАС: Какие инновационные решения в области кассового и инкассационного обслуживания уже были реализованы или запланированы к внедрению объединенной структурой? Как вы оцениваете ожидаемый и достигнутый эффект в разрезе конкретных показателей?
В. Чулков: В ВТБ уже реализована конвейерная технология обработки наличных денег, началось активное внедрение роботизированных комплексов. Установлены самые современные на данный момент аппаратно-программные комплексы, которые, кстати, уже позволили максимально оптимизировать процесс обработки наличных денег в наших кассовых центрах. В результате мы наблюдаем двукратное снижение трудозатрат на выполнение одной операции и сокращение себестоимости пересчета. Потенциал по объемам обрабатываемой денежной наличности при этом увеличился более чем на 200 млрд рублей в год.
Также мы продолжаем развивать современные и уже хорошо зарекомендовавшие себя сервисы самоинкассации, в которых зачисление на счета клиентов происходит в режиме реального времени.
Внедрение инновационных решений в области кассового обслуживания и инкассации для ВТБ является непрерывным процессом. Например, сейчас мы рассматриваем перспективы углубления роботизации обработки наличности, переход на электронный документооборот с Банком России и клиентами. Что касается внутрибанковских процессов, то в настоящее время мы проводим детальную оценку возможности автоматизации хранения банковских ценностей.
ПЛАС: В своем выступлении на 10-м ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» в середине ноября 2018 года вы рассказывали о смешанных моделях инкассации. Какова ваша оценка эффективности применения банком полного аутсорсинга для обслуживания своей сети отделений и банкоматной сети?
В. Чулков: Действительно, мы приняли для себя решение применять смешанную модель инкассации, включающую как использование собственной службы, так и услуг специализированных аутсорсинговых компаний. Смешанная инкассация направлена, прежде всего, на снижение рисков, сдерживание роста операционных расходов, повышение показателей доступности устройств самообслуживания и качества оказываемых клиентам банковских сервисов.
Значимыми преимуществами аутсорсинга полного цикла, в свою очередь, являются получение комплексных услуг, сокращение затрат на инкассацию и пересчет ценностей, обеспечение экономии на издержках от поддержания и развития кассовой инфраструктуры. Применение полного аутсорсинга для банка перспективно при обслуживании широкой сети офисов и банкоматов.
ПЛАС: Как вы оцениваете мировой опыт развития маркетплейсов в различных сегментах? Как маркетплейсы могут повлиять на рынок НДО и какие основные задачи потребителей мог он бы решать?
В. Чулков: Маркетплейс является результатом эволюции рынка, его переходом на электронную коммерцию. Что касается маркетплейса НДО, то это новый и довольно перспективный формат взаимодействия профессиональных участников данного рынка, который позволяет осуществлять поиск и покупку товара или услуги с учетом индивидуальных особенностей и потребностей клиента. Еще одним его плюсом является наличие таких гарантийных сервисов, как проверка и аккредитация поставщиков, контроль качества, урегулирование споров и арбитраж конфликтов.
Поскольку обороты НДО растут, банкам крайне важно искать варианты снижения издержек на его обеспечение. И здесь маркетплейс может быть одним из направлений, которое позволит получить наиболее привлекательную цену за услуги перевозчиков или специальное банковское оборудование, представить собственные услуги, сервисы и наработки.
Помимо этого у маркетплейса НДО отсутствуют ограничения по территории обслуживания, и необходимую услугу можно получить в любом регионе страны. Уверен, со временем мы совместно с регулятором и другими участниками рынка проработаем все актуальные вопросы развития маркетплейса НДО, а также сформулируем свои предложения. Первые из них – в части вопросов инкассации – ожидаются не позднее первого квартала 2019 года.