Журнал ПЛАС » Архив » 2019 » Журнал ПЛАС №1 » 1107 просмотров

Валерий Чулков: система управления наличностью позволит ВТБ сэкономить более 1 млрд рублей

Валерий Чулков: система управления наличностью позволит ВТБ сэкономить более 1 млрд рублей

С какими результатами российский сегмент наличного денежного обращения вошел в 2019 год? В чем его сходство с ключевыми трендами зарубежных рынков, а в чем различия? Можно ли говорить о либерализации регулирования НДО со стороны Банка России, и в чем конкретно оно находит отражение? Как решаются проблемы с оборотом монеты? Эти и другие вопросы мы обсудили с Валерием Чулковым, членом правления ВТБ, главой Комитета по налично-денежному обращению Ассоциации «Россия».

ПЛАС: Какова ваша оценка сегодняшней ситуации на мировом рынке? Какими тенденциями она характеризуется и насколько это применительно для России? В чем заключается специфика ситуации на отечественном рынке НДО?

В. Чулков: На сегодняшний день наличное денежное обращение остается важнейшей сферой мировой экономики, и, более того, количество и объемы наличных денег в обращении большинства стран мира только возрастают. Ряд западных стран с развитой экономикой активно экспериментируют с новыми технологиями производства и обработки наличных денег – например, выпускают полимерные банкноты, – разрабатывают новые модели денежного оборота и развивают инфраструктуру НДО.

Стоит сказать, что всего в мире обращается более 38 млрд банкнот на сумму свыше 1,5 трлн долларов США.

В России, как и в большинстве стран мира, сегодня наблюдаются две тенденции. С одной стороны, бурно развиваются технологии электронных и мобильных платежей, а с другой – продолжают расти объемы наличных денег в обращении. Например, за последние пять лет сумма банкнот в обороте в России увеличилась почти на 30%. Наряду с этим совершенствуются структура и логистика НДО, внедряются новые технологии.

ПЛАС: Насколько мне известно, на сегодняшний день большая часть выпущенных монет фактически исключена из оборота. Учитывая этот факт, какие, на ваш взгляд,  задачи стоят здесь перед банками?

Обеспечение эффективного оборота монеты в стране превращается в одну
из фундаментальных задач

В. Чулков: Обеспечение эффективного оборота монеты в стране превращается в одну из фундаментальных задач. Недавно в Нижнем Новгороде был запущен пилотный проект монетной торговой площадки, суть которого – создание площадки, позволяющей банкам напрямую между собой осуществлять покупку и продажу монет. Это очень важная инициатива, так как, несмотря на рост доли безналичных платежей, почти половина розничных расчетов осуществляется в наличной форме. Соответственно, ритейлерам требуется размен, который они рассчитывают получать в необходимых количествах от банков. И мы должны полностью закрывать эту потребность наших клиентов.

С учетом успешности пробных торгов, эта практика может быть распространена еще на несколько площадок.

ПЛАС: А как, на ваш взгляд, внедрение проекта отразится на конечном потребителе и банках?

В. Чулков: Циркуляция наличных денег имеет много общего с циркуляцией любого товара, имеющего физическую сущность.

Для банков дальнейшее развитие модели монетной торговой площадки может изменить ситуацию на рынке НДО в целом. Ведь наличные всегда связаны с затратами в той или иной форме: кредитные организации и ритейлеры платят за обработку, за инкассацию, за хранение, ЦБ платит Гознаку за производство, и т. д. Это целая отрасль экономики, в которой работают миллионы людей – как на стороне банков, так и на стороне ритейлеров. По этой причине любая возможность  оптимизации, сокращения расходов, трудозатрат пойдет на пользу.

ПЛАС: Несколько слов о перевозке монет банками: чем отличается от перевозки, например, бумажных купюр?

В. Чулков: Сейчас монеты, как и банкноты, должны перевозиться на бронеавтомобилях. Но буквально недавно мы обсуждали с представителями Банка России возможность либерализации существующих требований к перевозке монет. По объективным причинам перевозимые суммы очень небольшие, что в совокупности с обеспечением требований безопасности делает межрегиональные перевозки крайне затратными. Это, в свою очередь, ведет к возникновению регионального «монетного дисбаланса», когда в одних регионах избыток монет, а в других – недостаток. Соответственно, мы предложили ЦБ оптимизировать требования к перевозке с учетом реальных рисков, тем самым повысив эффективность общего оборота монет в стране.

ПЛАС: Расскажите о ключевых моментах объединения банков группы ВТБ с точки зрения задач розничного бизнеса и НДО. Какие российские и мировые практики объединения банков были в том или ином виде взяты ВТБ на вооружение?

В. Чулков: Группа ВТБ, безусловно, накопила большой опыт по интеграции банков, и объединение бизнеса группы во многом происходило по хорошо отработанным схемам с учетом особенностей каждого банка и имеющегося уникального собственного опыта. В числе приоритетных задач было достижение синергии бизнеса от взаимодействия розничного и корпоративного блоков объединившихся банков.

Снижение стоимости обслуживания НДО в банке – одна из наших главных задач. Сегодня ВТБ активно работает над построением единой инфраструктуры обслуживания, включая банкоматную сеть. Мы также внедряем и развиваем информационно-аналитическую систему по управлению наличностью во всей сети ВТБ. Она используется для оптимизации потоков и остатков наличных денег в кассовых центрах, офисах и устройствах самообслуживания, а также позволяет контролировать расходы на инкассацию. Система базируется на искусственном интеллекте и предполагает минимальное участие человека в ее функционировании.

Экономический эффект от ее внедрения в банке, по имеющимся оценкам, за 2018–2020 гг. должен составить более 1 млрд рублей за счет сокращения расходов на перевозку наличных и снижения объемов хранимых денег, расширения сети устройств с функцией рециркуляции.

ПЛАС: Какие инновационные решения в области кассового и инкассационного обслуживания уже были реализованы или запланированы к внедрению объединенной структурой? Как вы оцениваете ожидаемый и достигнутый эффект в разрезе конкретных показателей?

В своем выступлении на 10-м ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» В. Чулков рассказал о смешанных моделях инкассации

В. Чулков: В ВТБ уже реализована конвейерная технология обработки наличных денег, началось активное внедрение роботизированных комплексов. Установлены самые современные на данный момент аппаратно-программные комплексы, которые, кстати, уже позволили максимально оптимизировать процесс обработки наличных денег в наших кассовых центрах. В результате мы наблюдаем двукратное снижение трудозатрат на выполнение одной операции и сокращение себестоимости пересчета. Потенциал по объемам обрабатываемой денежной наличности при этом увеличился более чем на 200 млрд рублей в год.

Также мы продолжаем развивать современные и уже хорошо зарекомендовавшие себя сервисы самоинкассации, в которых зачисление на счета клиентов происходит в режиме реального времени.

Внедрение инновационных решений в области кассового обслуживания и инкассации для ВТБ является непрерывным процессом. Например, сейчас мы рассматриваем перспективы углубления роботизации обработки наличности, переход на электронный документооборот с Банком России и клиентами. Что касается внутрибанковских процессов, то в настоящее время мы проводим детальную оценку возможности автоматизации хранения банковских ценностей.

ПЛАС: В своем выступлении на 10-м ПЛАС-Форуме «Банковское самообслуживание, ритейл и НДО» в середине ноября 2018 года вы рассказывали о смешанных моделях инкассации. Какова ваша оценка эффективности применения банком полного аутсорсинга для обслуживания своей сети отделений и банкоматной сети?

В. Чулков: Действительно, мы приняли для себя решение применять смешанную модель инкассации, включающую как использование собственной службы, так и услуг специализированных аутсорсинговых компаний. Смешанная инкассация направлена, прежде всего, на снижение рисков, сдерживание роста операционных расходов, повышение показателей доступности устройств самообслуживания и качества оказываемых клиентам банковских сервисов.

Значимыми преимуществами аутсорсинга полного цикла, в свою очередь, являются получение комплексных услуг, сокращение затрат на инкассацию и пересчет ценностей, обеспечение экономии на издержках от поддержания и развития кассовой инфраструктуры. Применение полного аутсорсинга для банка перспективно при обслуживании широкой сети офисов и банкоматов.

ПЛАС: Как вы оцениваете мировой опыт развития маркетплейсов в различных сегментах? Как маркетплейсы могут повлиять на рынок НДО и какие основные задачи потребителей мог он бы решать?

В. Чулков: Маркетплейс является результатом эволюции рынка, его переходом на электронную коммерцию. Что касается маркетплейса НДО, то это новый и довольно перспективный формат взаимодействия профессиональных участников данного рынка, который позволяет осуществлять поиск и покупку товара или услуги с учетом индивидуальных особенностей и потребностей клиента. Еще одним его плюсом является наличие таких гарантийных сервисов, как проверка и аккредитация поставщиков, контроль качества, урегулирование споров и арбитраж конфликтов.

Поскольку обороты НДО растут, банкам крайне важно искать варианты снижения издержек на его обеспечение. И здесь маркетплейс может быть одним из направлений, которое позволит получить наиболее привлекательную цену за услуги перевозчиков или специальное банковское оборудование, представить собственные услуги, сервисы и наработки.

Помимо этого у маркетплейса НДО отсутствуют ограничения по территории обслуживания, и необходимую услугу можно получить в любом регионе страны. Уверен, со временем мы совместно с регулятором и другими участниками рынка проработаем все актуальные вопросы развития маркетплейса НДО, а также сформулируем свои предложения. Первые из них – в части вопросов инкассации – ожидаются не позднее первого квартала 2019 года.

Подписывайтесь на наши группы, чтобы быть в курсе событий отрасли.

Читайте в этом номере:


Перейти к началу страницы

Подпишитесь на новости индустрии

Нажимая на кнопку "подписаться", вы соглашаетесь с


политикой обработки персональных данных