17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 138

Что будет дальше?

Итак, все 16 лет АРЧЕ являла собой редчайший для России пример ассоциации конкурентов, исправно служа столом переговоров для тех банков,...
Что будет дальше?

Итак, все 16 лет АРЧЕ являла собой редчайший для России пример ассоциации конкурентов, исправно служа столом переговоров для тех банков, которые не уселись бы вместе ни за один другой. Почему это получилось в России и не получилось, например, на Украине?* Потому что именно на российском рынке позиция платежной системы была максимально последовательна и четко сформулирована. В отличие от Украины, где, как многие хорошо помнят, такой гигант, как ПриватБанк, в EMА так и не вошел. А затем и EMА перестала быть ориентированной сугубо на одну платежную систему. Причина проста: на Украине среди банков – членов Europay продолжала доминировать уже упомянутая парадигма «я выиграл – ты проиграл». Иными словами, если ты конкурент, я не сяду с тобой за стол переговоров ни за какие блага мира.

АРЧЕ являет собой редчайший для России пример ассоциации конкурентов, исправно служа столом переговоров для тех банков, которые не уселись бы вместе ни за один другой

Так или иначе, но факт остается фактом: именно в России АРЧЕ удалось побороть этот стереотип мышления. За счет чего? Возможно, потому, что, в отличие от ЕМА, АРЧЕ создавалась на ранних этапах формирования рынка, когда еще можно было убедить банки, что есть круг вопросов такого высокого уровня, что в их случае узко корпоративными интересами не только можно, но порой и необходимо пренебречь. Не случайно на заре функционирования АРЧЕ в работе ассоциации принимали участие банковские руководители, входящие как минимум в правление банка и не только владевшие вопросами карточного бизнеса «от и до», но и отвечавшие за этот бизнес перед собственником.

Однако сегодня мы наблюдаем логическое завершение результатов этой смены парадигм. Начавшись в США, тенденция «коммерциализации» последовательно обусловила превращение Europay в юридически коммерческую структуру, а затем – ее слияние с MasterCard в 2005 году. Впоследствии MasterCard привела в полное соответствие с этими новыми веяниями все свои процедуры на национальных рынках. Все вопросы развития были делегированы штаб-квартире MasterCard, а сами банки по умолчанию потеряли возможность договариваться друг с другом за одним столом во избежание претензий от регулятора ведущей экономики мира – США, по мнению которого, конкурентам вести себя так не пристало.

Квинтэссенцией этой метаморфозы стал тот факт, что MasterCard Russia начал публиковать российские тарифы в своем бюллетене, и все участники рынка и члены ассоциации узнают о них исключительно из этого документа. Вот путь, который был пройден – от АРЧЕ в роли группового координатора до момента, когда банки – члены АРЧЕ узнают про текущие тарифы для России из бюллетеня платежной системы. Плохо это или хорошо – судить не беремся. Но это обстоятельство наглядно указывает на принципиальную разницу между прежней и нынешней моделью работы.

Но по мере изменения макросреды неизбежно стали проявляться противоречия. В результате на фоне общемировых тенденций форма и модель деятельности АРЧЕ также значительно видоизменялись. Это объективный факт, не требующий какой-либо этической оценки. Гораздо более интересным представляется другой вопрос – как привести задачи и цели межбанковской ассоциации в соответствие с изменившимися требованиями макросреды, т. е. как снять противоречия изначально заложенных в АРЧЕ функций с новыми рыночными реалиями. Но четкого ответа на него пока, к сожалению, нет.

В свое время, комментируя необходимость своего преобразования в корпорацию и выхода на IPO, MasterCard официально заявляла, в том числе, что ей будет легче взаимодействовать с другими коммерческими структурами в статусе аналогичной коммерческой структуры, нежели в прежнем статусе ассоциации. Возможно, что в этом плане такой шаг себя оправдал. А по опыту ряда европейских национальных банковских ассоциаций, имевших схожие с АРЧЕ задачи, можно утверждать, что многие из них пошли по аналогичному пути. Так, децентрализовалась GZS/EKS в Германии, акцентировавшись на роли портала, обеспечивающего двустороннее взаимодействие MasterCard Germany с местными коммерческими структурами. Во Франции возникло совместное предприятие между MasterCard и Europay France. А Europay Austria, насколько нам известно, вообще превратилась просто в крупный банк. В то же время, проецируя судьбу этих структур на будущее АРЧЕ, нельзя забывать, что все они «сидели» на национальных потоках, а российская организация традиционно была подключена «наружу». И ввиду такой исторически сложившейся уникальности вполне вероятно, что в случае АРЧЕ «коммерциализовывать» по примеру европейских коллег будет просто нечего.

Во-первых, потому что АРЧЕ была создана совсем под другие задачи и до сегодняшнего дня ориентирована именно на их решение. Во-вторых, остается открытым вопрос, нужна ли сегодня самим банкам эта структура и если да, то в каком виде. Более того, готовы ли они самостоятельно оплачивать ее в форме ежегодных взносов.

Итак, сегодня мы стали свидетелями нового этапа 16-летней истории деятельности АРЧЕ. Изменилась рыночная макросреда. И созданная под предыдущую логику организации рынка модель ассоциации не может не претерпеть изменений, поскольку находится в противоречии с рыночными процессами. И это объективное противоречие, которое требует конкретных действий.

Как первый, но далеко не последний результат – ввиду очевидных причин заканчивается одно из ключевых направлений деятельности АРЧЕ – спонсорское, которое до последнего времени было абсолютно четко структурировано и разграничено. Как хорошо знают многие наши читатели, с 1 октября 2011 года этот проект должен быть закрыт.

И, наконец, возникает вопрос: что будет дальше? И это уже вопрос к платежной системе, которая все это время выступала своего рода хребтом, поддерживающим все направления деятельности АРЧЕ, не противоречившие концепции ассоциации. Возможно, сегодня она будет играть свою роль в АРЧЕ в каком-то ином качестве. Но если хребта как такового не будет – вся конструкция в силу центробежных сил неминуемо разлетится на отдельные части.

Но что думает по этому поводу сама платежная система? С этим вопросом мы обратились к главе представительства MasterCard в России Илье Рябому, человеку, стоявшему в свое время у истоков отечественного карточного бизнеса.

Редакция журнала «ПЛАС»


КАЛЕЙДОСКОП

Отчет по АТМ-мошенничеству в Европе в 2011 году

Европейская группа обеспечения безопасности банкоматов (European ATM Security Team, EAST) опубликовала второй выпуск отчета о случаях мошенничества в Европе за 2011 г. Отчет составляется на основе данных, обнародованных представителями группы из 21 страны единого европейского платежного пространства (SEPA) и двух стран, не входящих в SEPA, на 24-м совещании EAST, прошедшем 8 июня 2011 г. в Гааге.

Двадцать стран сообщили о продолжении скимминговых атак на банкоматы. Восемь стран отмечают увеличение числа инцидентов, две страны сообщают о его снижении. Две страны сообщили о появлении нового варианта скимминговых устройств. По данным двух стран, отмечены случаи, когда преступникам удалось извлечь или нейтрализовать антискимминговые устройства.

Несмотря на постоянное снижение общего объема убытков, существует тенденция, согласно которой наибольшая доля убытков в результате скимминга приходится на страны, не входящие в зону переноса ответственности по EMV-картам. Имеются данные по убыткам такого рода в 35 странах, не входящих в SEPA, и в 7 странах – участниках SEPA. США занимают первое место по объему данного вида убытков, затем следуют Аргентина, Доминиканская Республика и Россия. В нескольких странах имела место блокировка карт вне региона (некоторые эмитенты блокируют использование локальных карт за пределами Европы).

Шесть стран предоставили информацию о скимминговых атаках на терминалы самообслуживания на заправочных станциях. Атаки на терминалы, оснащенные антискимминговыми устройствами, закончились неудачей. Семь стран сообщили о скимминговых атаках на POS-терминалы. Одна страна сообщила о случаях карточного скимминга, когда преступники считывают данные EMV-чипа и используют их для изготовления поддельной карты с магнитной полосой. Эти карты нельзя использовать в терминалах, соответствующих стандарту EMV.

Одиннадцать стран сообщили о случаях грабежей и взлома банкоматов. Две страны заявили о снижении числа подобных атак. Атаки с использованием бытового газа для подрыва и последующего грабежа банкоматов имели место в пяти странах. В настоящее время участники EAST разрабатывают меры противодействия данному виду атак.

«ЛАН АТМсервис»: первая поставка NCR SelfServ 22e в России

Компания «ЛАН АТМсервис» выполнила поставку, установку и запуск в эксплуатацию партии банкоматов NCRSelfServ 22e. Данная поставка является первой партией банкоматов SelfServ 22е в России. Новая компактная модель банкомата, расширяющая модельный ряд офисных банкоматов NCR, запущена в производство с 2011 г.

Определяющим фактором для банка при выборе оборудования стали компактные размеры банкомата и функциональность, аналогичная модели SelfServ 22. При этом стоимость модели SelfServ 22е в сравнимой конфигурации ниже по сравнению с моделью SelfServ 22. В рамках проекта поставки «ЛАН АТМсервис» запустил на банкоматах заказчика усовершенствованную версию терминального ПО Aptra – ver. 3.4.2, соответствующую стандарту PA-DSS и всем требованиям международных платежных систем.

Читайте также:

Полный текст статьи читайте в журнале «ПЛАС» 7 (171) ’2011  с. 6

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube