
Western Union: «Нашими основными клиентами по-прежнему остаются трудовые мигранты»

Как отразился мировой кризис на бизнесе одного из ведущих участников мирового рынка денежных переводов – компании Western Union? Какие новые сервисы она предлагает сегодня своим клиентам? Эти и другие вопросы журнал «ПЛАС» задал региональному вице-президенту Western Union в странах Восточной Европы и СНГ Джонатану Кнаусу (Jonathan Knaus).
ПЛАС: Какое влияние оказал кризис на рынок денежных переводов, как российский, так и мировой в целом? Какие ответные шаги предприняла Western Union, чтобы защитить свой бизнес в этот непростой период?

Д. Кнаус: Согласно прогнозам экспертов Всемирного банка, в 2010г. мировой рынок денежных переводов вырастет примерно на 6% по сравнению с прошлым годом и, таким образом, вернется к докризисному уровню. Это еще раз подтверждает: люди отправляют деньги независимо от того, живут они в период экономического кризиса или стабильности. Данная тенденция характерна и для российского рынка денежных переводов. Да, средние суммы переводов уменьшились. Но тем не менее очень многое говорит о том, что наша услуга остается востребованной даже в такие сложные времена. Россия, если мы говорим о странах, являющихся преимущественно отправителями денежных переводов, остается для нас рынком №2 в мире. Согласно нашему исследованию, в 2009г. трудовые мигранты, работающие в России, отправили на родину значительно меньший объем переводов, чем годом ранее, поскольку не были уверены в том, что их рабочие места в России сохранятся. И если даже места сохранялись, они не стремились отправить на родину заработанные деньги, опасаясь дальнейшего ухудшения ситуации. Исходя из этого, можно утверждать, что кризис оказал значительное влияние на Россию как на страну, отправляющую денежные переводы: либо клиенты отправляли из РФ меньшие суммы, либо сократилось количество отправителей, а скорее всего, и то и другое. На этом фоне на первый план вышла задача удержания клиентов, что, в свою очередь, обусловило общую тенденцию к снижению расценок на переводы. Так, в июле 2009г. Western Union стала первой компанией,которая сократила тарифы на денежные переводы из России.
ПЛАС: А как отреагировали на снижение тарифов ваши конкуренты?
Д. Кнаус: Конкуренты также снижают тарифы. И это достаточно агрессивная политика в отношении цен. Более того, некоторые наши конкуренты в определенной степени несут из-за нее финансовые потери.
ПЛАС: Вы можете привести какие-то конкретные цифры, чтобы осветить динамику развития рынка денежных переводов, ее тенденции?
Д. Кнаус: По данным Всемирного банка, в 2009 г. снижение объема переводов в развивающиеся страны составило порядка 6%. Однако, согласно его прогнозу, этот показатель к концу 2010г. увеличится на 6,2%. И сегодня мы наблюдаем стабильный прогнозируемый рост рынка. По данным Центрального Банка России, объем денежных переводов из России в другие страны в 2009г. сократился на 27,3% по сравнению с показателем 2008г. Однако в I квартале 2010 г. объем переводов из России увеличился примерно на 29%, а во II квартале – на 27,6% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
Итак, если мировой рынок денежных переводов в прошлом году испытывал сильную стагнацию, то сейчас он постепенно восстанавливается. И в России, где спад был особенно значителен, в настоящее время идет достаточно динамичный подъем.
ПЛАС: Какие еще изменения, кроме снижения тарифов, произошли в стратегии вашей компании в связи с мировым кризисом?
Д. Кнаус: В России мы по-прежнему сосредоточены на нашем ключевом бизнесе: предоставлении услуги денежных переводов в отделениях наших партнеров. Глобальная сеть Western Union насчитывает 430 тыс. пунктов обслуживания по всему миру. И наша стратегия направлена на развитие и расширение этой сети. Сегодня в Европе введена Директива Европейского союза о платежных услугах (The European Union Payment Services Directive), которая позволяет небанковским структурам предлагать услуги денежных переводов. Благодаря директиве наши сервисы становятся удобнее и доступнее для клиентов во всем мире. Кроме традиционных способов отправления денежных средств из пункта обслуживания, во всем мире, включая Россию, мы широко предлагаем другие электронные каналы для осуществления переводов. Например, в 13 странах мира сегодня возможно воспользоваться услугами Western Union через Интернет на сайте www.westernunion.com. При этом компания Western Union активно инвестирует средства в развитие online-платформы, чтобы предоставить услугу интернетпереводов в большем количестве стран.
Так, в I квартале 2010г. рост транзакций через платформу www.westernunion.com во всем мире составил 60%.
Мы также предоставляем услуги по переводу денежных средств через интернетсистемы банков. Я с радостью могу сообщить о том, что Россия в этом плане является инновационным рынком для Western Union. Здесь мы предлагаем данную услугу уже совместно с двумя банками – Авангардом и Москомприватбанком. Услуга двухсторонняя, иными словами, денежные средства можно отправлять как со счета в системе интернет-банка наших партнеров в пункт обслуживания Western Union, так и из пункта Western Union непосредственно на банковский счет клиента банкапартнера. У Western Union также есть соглашения с компанией BSS, которая занимается разработкой решений для удаленного обслуживания клиентов банков.

ПЛАС: В связи с вышесказанным, как изменилась роль банков в вашей партнерской программе?
Д. Кнаус: В России банки по-прежнему играют ключевую роль в предоставлении услуги денежных переводов Western Union, поскольку на данный момент мы не можем сотрудничать здесь с небанковскими организациями, как в Европе. Но в этом есть и преимущества – как для банков, так и для нашей компании. Банки могут предлагать своим клиентам дополнительные финансовые сервисы, а их разветвленная сеть позволяет нам сделать услуги Western Union доступными по всей стране.
ПЛАС: Как известно, платежная система «Золотая Корона» уже достаточно давно начала сотрудничать с розничными торговыми сетями в рамках своей системы денежных переводов, включая использование специальной карты для осуществления переводов. При этом в рамках проводимой системой партнерской политики предприятия розничной торговли отнюдь не являются конкурентами банков, поскольку выдача переводов по-прежнему остается за кредитными структурами. Что вы думаете о таком подходе?
Д. Кнаус: Действительно, то, что сейчас делает «Золотая Корона» в России, очень похоже на нашу собственную инициативу в США. Я имею в виду Western Union MoneyWise – пополняемую предоплаченную карту VisaW, которую можно использовать для получения денежных переводов. Ее можно также использовать везде, где принимаются карты Visa: в магазинах, банкоматах, на автозаправках, в ресторанах и т.д. В 2009г. мы запустили этот проект, чтобы посмотреть, как отреагируют на него потребители.
ПЛАС: И каковы на сегодняшний день его результаты?
Д. Кнаус: По состоянию на конец 2009 г.
в США было продано 150000 карт предоплаты Western Union MoneyWise и Gold Card Visa. По нашим прогнозам, к концу 2010г. количество проданных карт достигнет 750 тыс. Во II квартале 2010г. компания продала во всем мире 500 тыс. карт предоплаты и увеличила количество пунктов распространения карт до 8 тыс.
ПЛАС: А как у Western Union обстоят дела с другими альтернативными каналами денежных переводов, в частности, с мобильными переводами?

Д. Кнаус: По состоянию на II квартал 2010г. услугу по отправлению денежных переводов на счета абонентов операторов мобильной связи предоставляют 60 тыс. наших пунктов обслуживания в 17 странах мира. Эта услуга предоставляется без участия банков. Мы также начали работать и с мобильными операторами, чтобы в будущем предложить им этот сервис напрямую. Это позволит реализовать перевод средств непосредственно между мобильными счетами абонентов.
ПЛАС: Насколько перспективны сегодня в России, на ваш взгляд, переводы от розничных клиентов в адрес юридических лиц (С2В)?
Д. Кнаус: В данном сегменте мы видим очень большой потенциал. На мировом рынке, в том числе и в США, компания Western Union уже внедрила ряд соответствующих услуг, это Quick Pay и Quick Cash. Если потребителю нужно отправить перевод в пользу тех или иных компаний, он может воспользоваться услугой Quick Pay в любом пункте обслуживания, поддерживающем данный сервис. Вторая услуга, получившая название Quick Cash, обеспечивает В2С-переводы. Она очень удобна для компаний, которые вынуждены по роду своей деятельности часто отправлять денежные переводы большому количеству людей, например, своим сотрудникам, работающим в удаленном режиме.
Возвращаясь к России, следует отметить, что здесь большой потенциал прежде всего у сегмента С2В-переводов. Однако часть этого рынка – переводы в адрес операторов мобильной связи через платежные терминалы – не слишком интересный для нас бизнес, потому что речь идет о совсем небольших суммах, а организация предоставления этой услуги требует значительных вложений.
В России мы запустили C2B-переводы совсем недавно. И первым банком, с которым мы начали сотрудничать в этом направлении, стал КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК.
Конечно, вы можете справедливо отметить, что Western Union не первая компания, предложившая этот сервис на российском рынке. Но для нас было важно все просчитать, выстроить систему организации бизнеса, проанализировать инфраструктуру. А потом уже запустить услугу и быть уверенными в том, что она реально заработает. Возможно, мы чуть более консервативны, чем другие участники рынка. Но, как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.
ПЛАС: Не могли бы вы в заключение нашей беседы сказать несколько слов о перспективах рынка денежных переводов?
Д. Кнаус: Когда мы запустили предоплаченные карты, переводы в пользу юридических лиц и мобильные переводы, мы очень сильно расширили базу наших клиентов. Но основными нашими пользователями по-прежнему остаются трудовые мигранты. Сейчас в мире проживают 6 млрд человек. При этом банковские счета, по нашим данным, имеет только одна шестая часть населения Земли. И нам есть над чем работать – сделать услугу денежных переводов доступной для оставшихся пяти миллиардов!