17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 174

e-Payment-2007: на повестке дня – пробелы законодательного регулирования

С 11 по 12 октября 2007 г. в московском «Президент-Отеле» прошел Всероссийский форум «e-Payment: Электронные платежи в России». Организатором...
e-Payment-2007: на повестке дня – пробелы законодательного регулирования

С 11 по 12 октября 2007 г. в московском «Президент-Отеле» прошел Всероссийский форум «e-Payment: Электронные платежи в России». Организатором мероприятия выступила компания Global Forum, статус серебряного спонсора получила российская компания Fair Pay (производитель платежных терминалов), генеральным информационным партнером форума стал журнал «ПЛАС». Информационную поддержку форуму обеспечивали 8 специализированных изданий, включая информационные агентства и Интернет-порталы.

Участие в форуме приняли свыше 70 представителей крупнейших российских розничных банков, производителей устройств банковского самообслуживания и платежных терминалов, поставщиков программного обеспечения, платежных и процессинговых систем. В их числе – Сбербанк России, ВТБ 24, Банк Москвы, ЧЕЛИНДБАНК, Банк «Екатеринбург», Собинбанк, МАК-Банк, Балтийский Банк, банк «Солидарность», РусславБанк, Коммерческий Волжский Социальный Банк, банк «Бифри», INPAS, «Мобильный Кошелек», компании Compass Plus, «Компания Объединенных Кредитных Карточек», «ЭР-Телеком Холдинг», Rupay, «Яндекс.Деньги», WebMoney Transfer и т.д.

В своем докладе, открывшем работу форума, Борис Ким, председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) по платежным системам и банковским инструментам, поднял наиболее актуальную сегодня для всех участников рынка приема платежей населения тему – законодательное регулирование этого сегмента, – рассмотрев три аспекта регулирования рынка: модель работы, фискализацию и идентификацию. Так, по словам докладчика, сегодня организации, работающие по агентской схеме приема платежей, собирают порядка 95% объема платежей в адрес операторов сотовой связи, тогда как на долю банков приходится лишь 5%. По мнению докладчика, основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие интереса банков к обслуживанию микроплатежей, а также высокие издержки на создание и эксплуатацию соответствующей инфраструктуры приема. Как отметил Б.Ким, преимуществами предлагаемой сегодня банковско-агентской модели работы в этом сегменте являются расширение ниши банков на рынке моментальных платежей и расширение спектра оплачиваемых ими услуг. С точки же зрения потребителей, переход на такую модель сбора моментальных платежей означает сужение перечня доступных для оплаты услуг, удорожание платежных сервисов и понижение доступности сети приема за счет исключения из работы индивидуальных предпринимателей, субагентов, их терминальных сетей, терминалов, а также карт предоплаты.

Более приемлемой банковско-агентскую схему приема платежей могли бы сделать изменения в законодательстве, в частности, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», установление единого режима налогообложения (в рамках Налогового кодекса) и единого лимита для любых платежей, ниже которого проведение идентификации плательщика не будет обязательным. Со сложившейся к настоящему моменту ситуацией на рынке услуг проведения платежей в адрес третьих лиц через Интернет с использованием банковских карт, определяющими ее факторами и перспективами на дальнейшее будущее участников форума ознакомил в ходе своего выступления Алексей Черняев, директор по маркетинговым коммуникациям компании ChronoPay. По его словам, развитие рынка пластиковых карт в так называемом Рунете до настоящего времени шло медленно, по инерционному сценарию. Количественные объемы транзакций по картам в Интернете постепенно росли, однако такой показатель, как удельная доля операций, осуществляемых через Интернет с использованием банковских карт, по отношению ко всем платежным транзакциям по картам в России, оставался на одном и том же уровне.

В числе причин А.Черняев назвал слабое развитие электронной коммерции в России, низкую информированность населения и опасение держателей использовать свои банковские карты в Интернете, технологическую неготовность части Интернет-магазинов принимать карты из-за опасения высокого уровня chargeback, а также высокую конкуренцию со стороны электронных наличных (особенно в сфере микроплатежей).

По мнению выступающего, на данный момент возникли предпосылки для быстрого и значительного роста Интернет-платежей по картам и преодоления прежнего инерционного сценария развития этого рынка. Неизбежное введение в России электронных авиабилетов с мая 2008 г. приведет к резкому увеличению объемов онлайн-платежей. Как показывает мировой опыт (а также опыт иностранных авиакомпаний, работающих в России), основная масса Интернет-платежей за авиабилеты осуществляется именно при помощи банковских карт. Нет оснований, что в России ситуация будет принципиально иной, учитывая, что многие авиакомпании не хотят работать с электронной наличностью из-за недостаточно ясного правового статуса этих платежных средств. Во всем мире travel-индустрия является наиболее крупным и перспективным сегментом электронной коммерции. Так, объем платежей в этом сегменте в 2006г. составлял 43% от общего оборота мировой Интернет-торговли.

Читайте также:

При этом развитие данной сферы подразумевает расширение таких направлений, как оплата в режиме online электронных авиабилетов, проживания в гостиницах, страховых полисов и аренды автомобилей, увеличение количества россиян, совершающих туристические или деловые поездки за рубеж, а также широкое внедрение в России стандарта 3D Secure, что приведет к значительному снижению актуальности проблемы chargeback для Интернет-магазинов.

В ходе работы форума его участники также обсудили такие темы, как состояние российского рынка электронных платежных систем, популярность электронных платежей и маркетинговые сценарии привлечения клиентов в данной сфере, государственное регулирование в отрасли, проблемы ее дальнейшего развития, рынок терминальных устройств и т.д.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube