
“АТМ-Интеллект”: универсальный подход к обеспечению безопасности банкоматов

Сегодня уже не вызывает сомнения тот факт, что в полной мере отвечать высоким требованиям к обеспечению защиты банкоматов, одновременно обладая интеллектуальными функциями, могут только цифровые системы безопасности, интегрированные в программно-аппаратный комплекс банкомата и взаимодействующие с общей системой безопасности банка. В числе представленных на отечественном рынке такого рода решений – система централизованного видеоконтроля сети банкоматов “ATM-Интеллект”, разработанная компаниями “АйТи-Ви Групп” (ITV) и “Банковские информационные технологии” (БИТ) при участии ведущих российских поставщиков банкоматов различных мировых производителей.
Созданные для обеспечения хранения и выдачи наличных средств, банкоматы на сегодняшний день являются объектом для совершения противоправных действий со стороны злоумышленников. Среди основных действий такого рода можно выделить: нападение на инкассаторов, акты вандализма, попытки хищения, а также выполнение мошеннических операций по снятию наличных средств.
В связи со сложившейся ситуацией необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности банкоматного парка является более чем очевидной. Именно этот принцип лег в идеологию системы “ATM-Интеллект” – универсального решения, ориентированного на обеспечение безопасности эксплуатации банкоматов, разработанного в соответствии с требованиями Центрального банка России и ведомственных инструкций по защите банкоматов крупных отечественных банков. Данное решение выводит защиту банкоматной сети на качественно новый уровень, поскольку в нем реализована интеграция систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации и транзакционной информации банкомата. Кроме того, система является территориально-распределенной, что позволяет подразделениям служб безопасности банка, отвечающим за банкоматы, централизованно контролировать все устройства, входящие в его банкоматную сеть, независимо от места их установки.
О том, какие проблемы решает система “ATM-Интеллект”, рассказывает директор представительства ITV в Северо-Западном Федеральном округе Яков Волкинд: “При эксплуатации банкоматов основные проблемы, стоящие перед банками, – это защита самих банкоматов от актов вандализма, защита интересов вкладчиков от мошенничества с платежными картами и несанкционированного снятия наличных средств с их расчетного счета. Проблема монтажных организаций связана с тем, что даже если они устанавливают какую-либо систему, она работает в автономном режиме, то есть нет специально выделенных каналов для передачи данных на пост удаленного мониторинга. Наша система решает эту задачу. “АТМ-Интеллект” базируется на технологиях, разработанных компанией “БИТ”, благодаря которым вся информация передается через штатные каналы связи банкомата. Уникальность системы состоит в том, что, во-первых, мы работаем с любыми протоколами передачи данных, будь то TCP/IP или X.25, и, кроме того, данные, которые передаются по этим каналам, не влияют на финансовую работу банкомата.
Таким образом, акты вандализма сопровождаются отправкой на центральный пост тревожных сообщений, фотографий злоумышленников, причем не одной, а целого ряда фотографий, где видна предыстория события.
Защита интересов банков и их клиентов обеспечивается тем, что нам удалось интегрировать программное обеспечение банкоматов в “АТМ-Интеллект”. Одним из результатов такой интеграции является отображение данных транзакции на видеоряде, записываемом системой видеонаблюдения. Таким образом, обеспечиваются неопровержимые доказательства о проведении каждой транзакции, и мы сразу можем видеть в видеозаписи лицо совершившего транзакцию и его руки, то есть произведенные им действия на банкомате. В результате существенно облегчается претензионная работа банков”. Деятельность банковских служб по работе с претензиями вкладчиков заметно облегчается за счет возможности создания автоматизированных рабочих мест (АРМ). Оператор АРМ службы может оперативно получать данные о транзакции, с которой связана жалоба клиента, и удаленно находить в видеоархиве запись событий, происходивших в момент осуществления клиентом спорной транзакции.
Интеграция системы “ATM-Интеллект” с комплексом датчиков тревожной сигнализации банкомата (датчиков удара, открытия замка банкомата под принуждением, температурного датчика и т.д.) позволяет оператору АРМ службы безопасности банка в автоматическом режиме получать сигналы тревоги в момент срабатывания датчиков, а также серию кадров с телекамер банкомата, произведенных в момент срабатывания датчика. В случае, если полученных данных недостаточно для выявления истинного характера произошедшего инцидента, оператор может отправить дополнительный запрос на удаленный поиск в видеоархиве. Данный функционал позволяет службе безопасности оперативно реагировать на совершение вандальных действий по отношению к банкомату. В свою очередь, оператор АРМ сервисной компании по обслуживанию сети банкоматов имеет возможность оперативно реагировать на неисправности системы видеонаблюдения. Для этой цели был разработан пульт контроля технического состояния системы. Он предоставляет специалистам компании информацию о техническом состоянии компонентов системы, размере видеоархивов и состоянии каналов связи. Пульт размещается в помещении сервисной компании. Его применение позволяет значительно сократить время простоя оборудования и повысить оперативность внесения корректировок в настройки системы.
Благодаря столь широкому спектру функций, интегрированных в едином комплексном решении, использование системы “ATM-Интеллект” дает возможность банковским службам безопасности предотвращать действия вандалов, оперативно реагировать на возможные нападения на инкассатора или держателя карты, выявлять и фиксировать мошеннические операции с банковскими картами, а также проводить анализ претензий от добросовестных держателей карт.
Подводя итог, следует отметить, что к основным преимуществам системы “ATM-Интеллект” относятся следующие: • Локальная цифровая видеорегистрация событий, связанных с эксплуатацией банкоматов; • Привязка параметров транзакций к видеоизображению при записи в архив; • Передача тревожных сообщений и видеокадров на пульт дистанционного видеоконтроля сети банкоматов с использованием штатных каналов связи банкомата X.25, TCP/IP; • Возможность удаленных запросов к локальным видеоархивам с использованием штатных каналов связи банкомата X.25, TCP/IP; • Удаленный поиск в видеоархиве по следующим параметрам: дата, время, номер карты, номер банкомата, сумма, срабатывание датчиков и т. д.; • Централизованный мониторинг технического состояния системы; • Накопление аналитической и статистической информации и создание отчетов по безотказности системы, автоматическое вычисление коэффициента готовности системы.
Система “АТМ-Интеллект” широко востребована российскими банками. Об этом свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день реализовано в общей сложности свыше 1000 ее инсталляций в целом ряде крупных отечественных кредитно-финансовых организаций. При этом совокупная наработка “АТМ-Интеллект” в пересчете на одну систему превышает 1400 лет.
В заключение следует отметить, что на основе данных, полученных в результате проведенного анализа надежности компонентов системы, базирующегося на более чем трехлетнем опыте ее практической эксплуатации в различных банках, компаниями – разработчиками “АТМ-Интеллект” был предпринят целый ряд мер, направленных на повышение данных показателей. Результатом этих шагов стало увеличение средней наработки системы “на отказ” с 6,3 года до более 10 лет, а среднее значение коэффициента готовности компонентов, охваченных централизованным мониторингом, достигло 99.91%.