17 августа 2012, 16:17
Количество просмотров 213

Челябинская область: регион в фокусе

Уже традиционно Челябинская область рассматривается экспертами в качестве одного из наиболее развитых как в индустриальном, так и...
Челябинская область: регион в фокусе

Уже традиционно Челябинская область рассматривается экспертами в качестве одного из наиболее развитых как в индустриальном, так и экономическом плане российских регионов, обладающих значительным производственным, научным и трудовым потенциалом, развитой инфраструктурой, выгодным географическим расположением. Наличие крупных промышленных предприятий, платежеспособного населения, испытывающего потребность в банковских продуктах, а также бурное развитие среднего и малого бизнеса делает этот регион весьма привлекательным для кредитно-финансовых учреждений. Сегодня журнал “ПЛАС” рассказывает об истории развития и современном состоянии рынка банковских карт в Челябинской области.



Традиционно Челябинская область рассматривается экспертами финансового рынка в качестве региона, весьма привлекательного для кредитно-финансовых учреждений. В первую очередь это связано с наличием в области платежеспособного спроса на банковские услуги во всех основных сегментах рынка, что обусловлено высоким уровнем развития экономики Южного Урала. Так, в Челябинской области расположен ряд крупных промышленных предприятий, заинтересованных как в постоянном обслуживании финансовых потоков, так и в долгосрочном кредитовании программ технического перевооружения. Кроме того, в области развивается средний и малый бизнес, нуждающийся в высокотехнологичных банковских продуктах и доступе к дешевым финансовым ресурсам.



К концу 2005г. банковскую инфраструктуру области составляли 11 региональных банков с 41 филиалом, 34 филиала банков других регионов (в числе которых – московские Альфа-Банк и “БАНК УРАЛСИБ”), а также 32 отделения Уральского банка Сбербанка России. Интерес к региону со стороны “иногородних” банков вызван сразу несколькими причинами. Так, в 2004г. Челябинской области был присвоен долгосрочный кредитный рейтинг А1 и краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1. Кроме того, инвестиционная привлекательность Челябинской области очень высока. Так, последняя занимает 6-е место по объемам промышленного производства в России, являясь одним из самых развитых в индустриальном плане регионов. В 2005 г. объем инвестиций в экономику Челябинской области в 2005 г. вырос на 18% и превысил 50 млрд. руб., большая часть которых пришлась на реальный сектор экономики.



В рейтинге TOP-200* крупнейших российских банков по размеру собственного капитала на 1 октября 2005 г. позиции банков, действующих на территории Челябинской области, распределились следующим образом: Сбербанк России традиционно занял 1-е место, банк “УралСиб” – 4-е место, Альфа-Банк – 5-е место, Кредит Урал Банк (г. Магнитогорск) – 81-е место, Банк “Северная Казна” (г. Екатеринбург) – 91-е место, Уралвнешторгбанк (г. Екатеринбург) – 121-е место, ЧЕЛИНДБАНК – 127-е место и Челябинвестбанк – 171-е место.



Эмиссия и эквайринг



Карточный рынок Челябинской области развивается с середины 1990г. По данным Центрального Банка РФ, к концу первого полугодия 2001г. кредитно-финансовыми организациями, работающими на территории области, в совокупности было эмитировано 298,2 тыс. карт. Только в течение II квартала 2001 г. держатели эмитированных карт совершили с их использованием свыше 1,69 млн. операций по получению наличных, объем которых превысил 2 млрд. руб. За этот же период число проведенных по картам операций в торгово-сервисной сети составило 195,26 тыс., а объем – 50,31 млн. руб. К концу второго полугодия 2002 года объем эмиссии карт в области вырос по сравнению с аналогичным показателем 2001г. на 38,6% и превысил 413,114 тыс. карт. Уже к 1 января 2003 г. объем эмиссии карт банков, работающих на территории Челябинской области, превысил отметку в 0,5 млн.



В течение всего 2002г. по данным картам было совершено порядка 8,329млн. операций по снятию наличных, объем которых составил 13,135 млрд. руб. При этом число операций по оплате товаров и услуг составило немногим менее 1млн., а их объем – 236,5 млн. руб. Отметку в 1 млн. эмитированных карт банки региона превысили к 1 января 2005г. По данным на 1 октября 2005г., совокупный объем эмиссии карт на территории области вырос по сравнению с аналогичным показателем 2004 г. на 37% и составил порядка 1,274 млн. Таким образом, статистически держателем банковской карты стал каждый третий житель Челябинской области. В общем объеме эмиссии на долю карт Visa International пришлось 44%, MasterCard International –16%, “Золотая Корона” – 31% и СБЕРКАРТ – 6,6%. Интересно отметить, что к концу первого полугодия 2005г. Челябинская область занимала 5-е место в России по числу эмитированных карт.



В свою очередь, по объему операций, совершенных с использованием карт, к 1 июля 2005 г. Челябинская область занимала 12-е место по России. В течение первых 9 месяцев 2005г. объем проведенных по эмитированным на территории Челябинской области картам операций составил 38,2 млрд. руб., увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2004г. почти на 60%. При этом на долю карт международных платежных систем пришлось порядка 72% общего объема расчетов. Только в течение III квартала 2005 г. держатели данных карт совершили с их использованием почти 5,4 млн. операций по снятию наличных, что на 38,6% выше аналогичных показателей за III квартал 2004г. Объем данных операций составил около 15 млрд. руб., продемонстрировав 61%-ный рост.



При этом количество карточных операций, совершенных в течение III квартала 2005г. в торгово-сервисной сети, немногим превысило 850 тыс., лишь на 5% увеличившись по сравнению с показателем III квартала 2004г. В то же время суммарный объем данных операций продемонстрировал рост на 110% и достиг 548,8 млн. руб. Эмиссию банковских карт на территории области осуществляют 7 региональных банков и 20 филиалов банков, зарегистрированных в других регионах.



Лидерами по объему эмиссии карт на территории области, по данным на конец 2005г., стали Уральский банк Сбербанка России (более 500 тыс. карт Visa International, MasterCard International и СБЕРКАРТ), Челябинвестбанк (свыше 400 тыс. карт “Золотая Корона”, Visa International, MasterCard International и Diners Club International), ЧЕЛИНДБАНК (240 тыс. карт Visa International и 57 тыс. карт “Золотая Корона”), “Кредит Урал Банк” (свыше 115 тыс. карт Visa International и MasterCard International), филиал Альфа-Банка (свыше 9 тыс. карт Visa International, MasterCard International и Diners Club International). Кроме того, в регионе весьма активно развивал ритейловый бизнес “Автобанк-НИКойл”, интеграция которого в банковскую группу УРАЛСИБ была завершена к сентябрю 2005г. К концу мая 2005 г. совокупный объем эмиссии карт Visa International и MasterCard International “Автобанк-Никойл” (с учетом всех филиалов) составлял порядка 214 тыс. Динамичный рост количества эмитированных карт и объемов проведенных по ним операций происходит в основном за счет активного внедрения на предприятиях Челябинской области зарплатных проектов.



Так, 1 октября 2005 г. ЧЕЛИНДБАНК реализовал порядка 1 тыс. таких проектов на базе карт Visa International. При этом около 50 тыс. карт платежной системы банк эмитировал в рамках зарплатных проектов, реализованных на предприятиях бюджетной сферы – государственных унитарных предприятиях, в школах, больницах, детских садах, органах управления городов и районов, налоговых органах, отделениях государственного пенсионного фонда и т.д. Число зарплатных проектов, реализованных Челябинвестбанком на базе карт “Золотая Корона”, превысило 740, из них около 37% банк реализовал в течение прошедшего 2005г. Реализация зарплатных проектов на крупных и средних предприятиях также является основным средством внедрения банковских карт и для Уральского банка Сбербанка России. Банк активно сотрудничает с предприятиями Уральского региона в части реализации зарплатных проектов на базе карт Visa International и MasterCard International, в том числе Visa – Аэрофлот, Visa Classic “Золотая Качканарский горно-обогатительный комбинат “Ванадий”, Челябинский электрометаллургический комбинат, Автомобильный завод “Урал” и т.д.



Развитие розничной инфраструктуры



Рост объемов карточной эмиссии и числа операций по картам в Челябинской области сопровождается динамичным развитием инфраструктуры приема и обслуживания карт. При этом эквайринговый рынок области характеризуется высокой степенью конкуренции: если эмиссией карт занимаются в общей сложности 27 кредитно-финансовых организаций, то эквайринговые услуги предлагают 35 банков. К концу III квартала 2005г. количество торгово-сервисных точек, оборудованных устройствами приема и обслуживания карт, составило 2,330 тыс., превысив на 10,74% аналогичный показатель к 1 октября 2004г. POS-терминальная сеть насчитывала в общей сложности 3,014 тыс. устройств, а также 695 электронных терминалов в сети пунктов выдачи наличных (ПВН), число которых составило 469 точек.



Общее число устройств в сети ATM на территории Челябинска и области составило к 1 октября прошедшего года 585 банкоматов, 347 из которых оборудованы функцией приема платежей в адрес компаний-поставщиков услуг. Интересно отметить, что если общее число ATM возросло по сравнению с 1 октября 2004г. на 46,6%, то число ATM, принимающих платежи в адрес третьих лиц, – почти на 202%. Впервые за все время развития эквайринговой сети число импринтеров, установленных в предприятиях торговли и сервиса и ПНВ области, сократилось почти на 3% и составило 215. Интересно отметить, что в середине 2005г. Челябинская область вышла на 4-е место среди регионов России по такому показателю, как число торгово-сервисных точек, оборудованных для приема карт (2,371 тыс.). Сеть ATM Уральского банка Сбербанка России насчитывала к концу первого полугодия 2005 г. 380 устройств. Только с начала 2005 г. их число увеличилось на 95 банкоматов.



Челябинвестбанк установил в регионе свыше 62 ATM и более 512 POS-терминалов, ЧЕЛИНДБАНК – 93 ATM и 291 POSтерминал. Число банкоматов “БАНКА УРАЛСИБ”, расположенных в Уральском регионе, составило порядка 120 ATM. Эквайринговая сеть Челябинского филиала Альфа-Банка насчитывает 5 ATM, кроме того, банк заключил порядка 250 договоров на эквайринговое обслуживание с предприятиями торговли и сервиса области. Эксперты отмечают серьезную работу, проводимую банками области по расширению сети обслуживания карт, увеличению количества терминальных устройств, а также по популяризации безналичных расчетов. Основной эффект приносят мероприятия по совершенствованию технологии расчетов и улучшению качества и скорости обслуживания клиентов – развитию систем связи, внедрению GSM-терминалов, услуг SMS-информирования держателей, услуг мобильного и Интернет-банкинга, расширению платежных функций сети ATM и т. д., а также маркетинговые мероприятия, направленные на стимулирование безналичных платежей. Для сравнения – к концу первого полугодия 2001г. на территории Челябинской области карты принимались к оплате в 538 предприятиях торговли и сервиса и обслуживались в 269 ПВН, оборудованных, в совокупности, 901 электронным терминалом и 196 импринтерами. Банкоматная сеть на территории области насчитывала 138 устройств.



Кроме того, банки области активно развивают сеть приема и обслуживания карт через свои филиалы, дополнительные офисы и операционные кассы. Самыми крупными розничными сетями на территории Челябинска и области обладают Уральский банк Сбербанка России (32 отделения и 287 операционных касс на территории Челябинска и области), Челябинвестбанк (39 филиалов и отделений), ЧЕЛИНДБАНК (29 филиалов, 30 отделений и 1 представительство), “БАНК УРАЛСИБ” (1 филиал, 10 отделений и 1 сберкасса). Однако, как считают эксперты, о насыщении рынка эквайринговых услуг в Челябинской области говорить пока не приходится. Потребности в развитии инфраструктуры приема и обслуживания карт на территории региона очень высоки, поскольку реальное число точек обслуживания отстает от потребностей рынка. Недостаточно высокие темпы наращивания инфраструктуры в значительной степени связаны с высокой стоимостью устройств и необходимостью существенных инвестиций в организацию дополнительных точек обслуживания. Кроме того, география развития инфраструктуры приема карт весьма неравномерна: устройства приема и обслуживания карт сосредоточены на территории Челябинска и крупных городов области (Аша, Верхний Уфалей, Коркино, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Озерск, Трехгорный, Троицк), в то время как сельские районы этими услугами охвачены слабо.



+ господдержка



Деятельность банков Челябинской области по эмиссии и обслуживанию карт опирается также на административную поддержку со стороны руководства области и органов управления городов и районов. Так, по инициативе ряда региональных банков и Комитета по экономике Челябинской области в ноябре 2002г. Законодательным собранием была принята “Областная целевая программа развития системы безналичных расчетов с применением банковских карт в Челябинской области на 2003–2005 годы”. Перед участниками программы, в число которых могли войти любые банки региона и платежные системы, были поставлены задачи по развитию в области систем безналичных расчетов с применением банковских карт, увеличению доли безналичных денежных средств в общей структуре денежной массы, автоматизации и внедрению передовых технологий в сфере торговли и услуг, а также по обеспечению экономической безопасности и стабильности в регионе и снижению уровня экономических преступлений.



Принятие подобной программы и внимание региональных органов власти к поставленным в ее рамках задачам положительно сказались на общем экономическом климате в регионе, став шагом к повышению престижа банковской карты как инструмента безналичных расчетов, стимулированию перехода предприятий к безналичным способам выплаты зарплаты и проведения расчетов с населением. Кроме того, активное предложение населению области услуг по открытию банковских счетов и использованию банковских услуг повысило авторитет региональной банковской системы и способствовало значительному увеличению количества банковских клиентов, как физических, так и юридических лиц, а также объемов привлекаемых банками денежных средств. Так, к 1 января 2006 г. объем привлеченных Уральским банком Сбербанка России средств населения превысил 72 млрд. рублей, остаток средств по юридическим лицам и предпринимателям – 27 млрд. рублей, общий объем привлеченных средств – 111 млрд. рублей.



Число открытых в ЧЕЛИНДБАНКе счетов для частных лиц, включая карточные счета, составило к 1 ноября 2005 г. 763 тыс. Объем вкладов населения достиг 4,9 млрд. рублей. Средства на счетах клиентов Челябинвестбанка к 1 января 2006 г. превысили 6,886 млрд. рублей, в том числе вклады физических лиц – 2,998 млрд. рублей. В Челябинском филиале Альфа-Банка к началу декабря 2005 г. открыли счета около 225 муниципальных и коммерческих организаций. К указанной дате объем средств на счетах физических лиц превысил 11млн. долл. США, из них более 2,4 млн. долл. приходится на счета держателей карт Альфа-Банка.



Развитие рынка кредитования



Эксперты полагают также, что принятие Областной целевой программы во многом способствовало активному развитию процессов кредитования населения и малого бизнеса в области, в особенности в течение последних двух лет. Наиболее быстроразвивающимися сегментами рынка кредитования в области сегодня являются кредитование на покупку потребительских товаров и ипотечное кредитование. Так, в 2004г. в области было выдано в 10 раз больше ипотечных кредитов, чем в 2003г. Наиболее крупным участником рынка кредитования Челябинской области и всего Уральского региона является Уральский банк Сбербанка России – по разным оценкам, он контролирует порядка 40–45% рынка кредитования корпоративных клиентов и около 50% рынка кредитования физических лиц. Так, к 1 ноября 2005г. кредитный портфель банка по кредитам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составил 60,3 млрд. рублей., более чем на 23% превысив аналогичный показатель 1ноября 2004г. Только в течение первых 9 месяцев 2005г. банк предоставил более 8,6 тыс. кредитов предприятиям малого бизнеса, общая сумма которых превысила 43,6 млрд. рублей. Остаток срочной ссудной задолженности по кредитам, предоставленным малому бизнесу, увеличился с начала 2005 г. на 3,4921 млрд. рублей и составил 13,5879 млрд. рублей.



В течение первых 9 месяцев 2005 г. Уральским банком Сбербанка России было выдано потребительских кредитов на сумму 23,44 млрд. рублей, остаток задолженности по ссудам населения к 1 декабря 2005г. достиг 35,56 млрд. рублей. Общая численность заемщиков банка – физических лиц, для которых банк разработал около 20 кредитных продуктов, превысила 560 тыс. клиентов. ЧЕЛИНДБАНК в 2005 г. предоставил предприятиям и населению кредиты на сумму свыше 4,3 млрд. рублей, в том числе в рамках программы кредитования малого бизнеса заключено более 7 тыс. договоров и выдано кредитов на сумму 1,4 млрд. рублей. Физическим лицам за этот период выдано более 2,2 млрд. рублей, а число заключенных с ними кредитных договоров составило более 50 тыс. Из них количество кредитных договоров, заключенных ЧЕЛИНДБАНКом с держателями эмитированных им карт, составило 25 тыс. Таким образом, кредитом банка смог воспользоваться примерно каждый десятый держатель карты банка. Остаток задолженности по этим кредитам превысил 300 млн. рублей. Объем кредитного портфеля физических лиц в Челябинском филиале “БАНКА УРАЛСИБ” превысил 1,4 млрд. рублей. Филиал выдал более 7 тыс. кредитов, в том числе 430 ипотечных кредитов на сумму 220 млн. руб.



Кредитный портфель Челябинвестбанка к началу 2006г. вырос до 5,3 млрд. рублей. При этом доля кредитных вложений в предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспорта составила 36%. Наибольший удельный вес – свыше 38% – занимают кредиты, выданные предприятиям торговли. Доля кредитов Челябинвестбанка населению превысила 17% и составила 771,8 млн. руб., из которых свыше 31 млн. руб. предоставлено на нецелевые кредиты. Как считают эксперты, потенциал рынка кредитования физических лиц Челябинской области в настоящее время огромен, поскольку возможности кредитования используются всего на 5–10%.





При подготовке данного материала был использован обзор ГУ Банка России по Челябинской области “Состояние расчетов банковскими картами в Челябинской области за 9 месяцев 2005 года”. Редакция журнала “ПЛАС” также выражает благодарность специалистам ОАО “ЧЕЛИНДБАНК”, предоставившим материалы отчетов банка о развитии операций с банковскими картами.

Рубрика:
{}
Теги:
#

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube