Mastercard: Смартфоны могут вовлечь в финансовую систему еще 607 млн человек
По представленным данным, на 15 стран приходится более 60% населения, не подключенного к банковской системе. Из них 607 миллионов человек уже имеют мобильный телефон, но еще не оформили банковский счет. Однако мобильные технологии могут предоставить им мгновенный доступ ко всем преимуществам финансовой инклюзивности.
Во всех из этих 15 стран, кроме одной (Индии), число людей, имеющих мобильный телефон, превышает на несколько миллионов число людей с банковским счетом (в Китае эта разница составляет около 204 млн).
Индекс потенциального охвата – количество человек без банковского счета, которые могли бы иметь доступ к финансовым сервисам с помощью мобильного телефона:
[caption id="attachment_428020" align="aligncenter" width="600"] Аналитика Mastercard[/caption]
Источник: Аналитика Mastercard, основанная на данных Всемирного банка из глобальной базы данных Findex, GSMA Intelligence и Pew Research Center
Энн Кернс, заместитель председателя совета директоров Mastercard, подчеркивает главный вывод исследования: «Просто обеспечить доступ к финансовым системам недостаточно. Чтобы добиться реальных результатов, люди должны стать активными пользователями финансовых продуктов». Во всем мире 20% людей с банковским или мобильным денежным счетом не использовали его более года, но гораздо больше пользуются им лишь изредка.
При отсутствии банковских сервисов или их редком использовании люди вынуждены обращаться к нелегальным поставщикам услуг – например, местным сберегательным клубам и кредиторам, а также пользоваться нелицензированными сервисами денежных переводов. Большинство людей с низким доходом становятся опытными пользователями нелегальных финансовых продуктов и вынуждены работать на их погашение и упорядочивать свою финансовую жизнь. Однако, юридически они не защищены, и поэтому сталкиваются со значительными рисками и платят больше за услуги значительно низшего качества.
Как говорится в тексте исследования, «борьба за инклюзивность – это не про создание принципиально новых моделей поведения или целых рынков и не про то, чтобы упростить доступ к финансовому потоку. Это про то, что легальные игроки и официальные поставщики услуг могут выполнять свою работу лучше и обогнать неформальный сектор».
Еще одним важным фактором, который замедляет развитие финансовой инклюзивности, является гендерное неравенство. Если мобильные и цифровые технологии станут основным каналом для финансовых услуг, оно может увеличиться. Так, в развивающихся странах уже существует восьмипроцентный разрыв во владении банковскими счетами (67% мужчин и 59% женщин). Это отставание измеряется двузначными цифрами во многих странах (например, Марокко и Перу), а в некоторых, таких как Пакистан и Бангладеш, достигает 30%. Женщины гораздо реже совершают или получают электронные платежи. Чаще они используют неформальные финансовые продукты и имеют меньше возможностей быстро получить финансовую помощь в экстренных случаях.
Исследование «Unravelling the Web» («Распутывая Сеть») было заказано Mastercard. Его результаты озвучены 28 марта 2019 года на саммите по финансовой инклюзивности в Осло, организованном глобальным финтех-акселератором Fintech Mundi. С докладами выступили Э. Кернс, заместитель председателя совета директоров Mastercard, Грета Булл, генеральный директор CGAP (Всемирный банк), а также Джеймс Мванги, генеральный директор Equity Bank Kenya.
По материалам Mastercard