ЦБ разработал модель пропорционального регулирования на рынке МФО
Предложения по данному регулирования содержатся в консультативном докладе «Совершенствование регулирования деятельности субъектов микрофинансового рынка», опубликованном на сайте Банка России.
Согласно модели регулирования, субъекты микрофинансового рынка должны будут представлять в Банк России стратегические и бизнес-планы, а также разрабатывать и согласовывать с регулятором «продуктовую стратегию» – регламент предложения финансовых продуктов или услуг потребителям.
"По мнению авторов, слишком мягкое регулирование данного рынка влечет за собой финансовые риски, рост закредитованности населения, распространение недобросовестных практик, а слишком высокие требования в регулировании могут привести к снижению доступности финансовых услуг, невозможности выполнения микрофинансовой отраслью своей основной миссии. Поэтому на основании дифференциации субъектов микрофинансового рынка в докладе предложены повышенные регулятивные требования в отношении микрофинансовых компаний (МФК), а также крупных КПК и СКПК с числом пайщиков более 3 тысяч", - говорится в сообщении ЦБ.
Условием допуска МФО, КПК и СКПК на рынок могут стать представленные Банку России стратегические планы развития (для КПК и СКПК) или бизнес-планы (для МФО). При этом МФК должны будут представлять Банку России бизнес-план каждые три года, а также вне срока, если предполагается изменение бизнес-модели компании (изменение в предоставляемых услугах). В свою очередь крупные КПК и СКПК, число членов которых превышает 3 тыс., тоже должны будут составлять новый стратегический план на трехлетний период до истечения предыдущего, а также в случае изменения общности пайщиков и перечня представляемых услуг. По мнению Банка России, это будет способствовать тщательному изучению предполагаемых рисков, которые могут помешать практической реализации создаваемого бизнес-проекта.
Кроме того, КПК и МФО могут обязать разрабатывать «продуктовую стратегию», в которую войдет информация об объеме и способе предоставления услуги, ее стоимости, целевой аудитории потребителей, возможных рисках и мерах по защите прав потребителей. Предполагается, что до предоставления новых финансовых услуг крупные участники рынка микрофинансирования должны будут согласовывать «продуктовую стратегию» с Банком России.
В докладе также содержатся предложения по изменениям в части деловой репутации менеджмента МФО, порядка предоставления отчетности крупных и мелких субъектов микрофинансового рынка, разграничения надзорных полномочий между регулятором и саморегулируемыми организациями микрофинансового рынка и ряд других.
По материалам Банка России