СБП набирает популярность. Но гораздо медленнее ожидаемого
Как следует из опроса НАФИ, 35% россиян ничего не знают о СБП, 47% – «что-то слышали», а хорошо о ней знают только 18% респондентов. Наименее осведомленные группы – это молодежь (18–24 года) и жители небольших городов.
Несмотря на то, что платежи через СБП за последние полгода совершали только 14% россиян, в будущем ей готовы пользоваться 74% опрошенных. 19% не хотят пользоваться системой, поскольку считают ее небезопасной, а 7% – неудобной. Небезопасной СБП чаще всего считают люди старше 60 лет, а неудобной – молодежь в возрасте 18–24 лет.
По словам представителя ЦБ, популярность СБП растет: число операций в 2020 году увеличивается в среднем на 32% каждый месяц, а их объем – на 31%. «В сентябре каждый день в СБП проходят операции в среднем на сумму свыше 3 млрд руб., тогда как в начале года, в январе, это было 360 млн руб.», – отметил он, добавив, что в СБП на данный момент 8,4 млн уникальных пользователей.
Генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева считает, что некоторые пользователи финансовых услуг могут путать функционал СБП с внутрибанковскими переводами, а также с переводами с карты на карту, поэтому им нужно разъяснять принципы работы системы.
В Банке России намерены повышать информированность населения о возможностях СБП – в сентябре НСПК запустила федеральную рекламную кампанию по продвижению сервиса, сообщил представитель регулятора.
Эксперты полагают, что СБП не набрала должную популярность на старте из-за отсутствия в ней на тот момент Сбербанка, продвигающего собственную систему быстрых платежей. Сбербанк подключился к проекту ЦБ только весной 2020 года – спустя шесть месяцев после установленного срока для системно значимых банков, за что был оштрафован ЦБ.
Кроме того, условия перевода денежных средств со счета клиента в Сбербанке до сих пор не соответствуют заявляемым в СБП – бесплатно можно перевести лишь 50 тыс. рублей в месяц, а не 100 тыс., как это декларируется в рекламе СБП. Все, что свыше 50 тыс. рублей, облагается комиссией, или же пользователю предлагается осуществить некую платную подписку на платежные сервисы Сбербанка.
По материалам РБК