Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Вселенная Web3 в России: трансформация взглядов на криптоиндустрию в 2025 году

Вселенная Web3 в России: трансформация взглядов на криптоиндустрию в 2025 году

Криптобизнес 14 часов назад

В 2025 году в мире произошли значительные изменения взглядов на криптоиндустрию. Биткоин становится стратегическим долгосрочным активом. Прозрачность и подотчетность становятся стандартом. Происходит усиление регулирования и массовое внедрение криптовалют. При этом регулирование становится драйвером цифрового капитала. На глобальном уровне наблюдается явный сдвиг в сторону проактивной регуляторной политики. Эти процессы формируют устойчивую экосистему, где цифровые активы становятся не альтернативой, а логическим продолжением развития мировой финансовой системы. А что происходит в России? Рассказывает директор по аналитике AML/KYT провайдера «Шард» Федор Иванов.

Пока изменения во взглядах властей на криптовалюту не сильно поменялись. Самый значимый сдвиг произошел в 2024 году, когда был приняли поправки в Федеральный закон №259-ФЗ, связанные с майнингом, а также закон об учреждении ЭПР для целей использования криптовалют во внешнеэкономической деятельности. С тех пор ничего не поменялось, а все заявления о возможности начать торговлю криптовалютой на биржах для розничных инвесторов, пусть и неких «суперквалифицированных» пока остаются только заявлениями.

Регулирование

В 2025 году вступили поправки в НК РФ, также принятые еще в 2024 году, в соответствии с которыми криптовалюты признаются имуществом. В целом это также продолжение тренда, начавшегося еще в 2015 году, когда аналогичные поправки вносились в различные законы, такие как «О противодействии коррупции», «Об исполнительном производстве» и т. д. Да, теперь правила налогообложения операций с криптовалютами стали понятнее, но все равно остается много вопросов, в том числе связанных с их бухгалтерским учетом. Также приняли правила изъятия криптовалюты, но и этот закон начал готовиться еще в 2024 году и на отношение властей к обороту цифровой валюты в целом влияния не имеет, это – скорее об изъятии у преступников преступного дохода.

Ни ЦБ РФ, ни Росфинмониторинг пока что также не показывают какой-то положительной динамики в решении вопросов, связанных с оборотом криптовалют. ЦБ РФ выпустил новые рекомендации 7-МР, дополнив рекомендации банкам по борьбе с незаконными криптообменниками, но реально бороться с криптообменом это не сильно помогает – появляются новые схемы, связанные с использованием юридических лиц и ИП, дроблением сумм и т. д. Важно отметить, что FATF однозначно требует лицензирования всех криптокомпаний, а вот по этому пути в России идти, такое ощущение, что не планируют вообще, хотя нам в прошлом году снизили уровень соответствия по профильной Рекомендации 15. Можно вспомнить, что по этим же причинам ОАЭ, Турция и ряд других стран находились в «сером» списке FATF, так что угроза попадания туда и России из-за проблем с регулированием деятельности криптобирж выглядит вполне реальной.

Современные институты: криптовалюты, CBDC, ЦФА

В России, к сожалению, вопрос легализации инфраструктуры оборота цифровой валюты за пределами ЭПР все еще в публичном поле не обсуждается. А именно это является международным стандартом в минимизации рисков, связанных с цифровой валютой. Вместо этого ЦБ активно поддерживает выпуск ЦФА, хотя это абсолютно разные вещи. К тому же, любая централизованная инфраструктура уязвима для санкций, в связи с чем, ряд операторов платформ ЦФА туда попали, как только начали свою работу.

Блокчейн-технологии

В настоящий момент в России все внедрение DeFi происходит на уровне бизнеса. Государство этим практически не занимается и только в случае с оборотом цифровых валют – серьезно ограничивает. В итоге можно увидеть, что многие стартапы в ОАЭ, Европе, США и Гонконге основаны выходцами из России.

В сопредельных с Россией странах – Казахстане, Кыргызстане, Грузии – значительное число блокчейн-инициатив поддерживаются государством, а в России эта поддержка не системна и скорее больше в области венчурного инвестирования капитала через несколько фондов, курируемых госкорпорациями и крупнейшими банками с государственным участием.

Меры по борьбе с незаконным использованием криптовалют

Как уже говорилось, в 2025 году принят закон, позволяющий следственным органам изымать криптовалюту в рамках уголовных дел как имущественный актив, причем детально прописана процедура ареста и перевода криптоактивов на специальные адреса для их сохранности.

На конференции «ICT-Crime 2025» в Санкт-Петербурге, посвященной актуальным вопросам противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, представитель Генеральной прокуратуры РФ заявил, что сейчас готовятся новые поправки в законодательство, которые однозначно будут приравнивать использование криптомиксеров и децентрализованных протоколов с целью сокрытия преступных средств, к легализации преступных доходов (174, 174.1 УК РФ). Это тоже действенная мера.

Также в России развиваются собственные системы криптоаналитики. При этом они развиваются не только частным сектором, но и государством. Росфинмониторинг уже несколько лет делает подобную системы для использования в собственных целях и правоохранительными органами. Как видится, повышение эффективности выявления подозрительной активности в криптовалютах – чуть ли не важнейших способ снижения уровня ее использования в преступных целях.

Есть еще некоторые направления использования криптовалют, и соответственно регуляторики данных лакун, но разговор и их анализ мы продолжим в следующей публикации.

Фото: предоставлено автором