.

Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Профессии цифрового рубля. Часть первая. Смарт-контракты для всех и каждого?

Профессии цифрового рубля. Часть первая. Смарт-контракты для всех и каждого?

Платежный бизнес 9 дней назад

Ввиду оптимистического (а порой и пессимистического) тумана вокруг проекта цифрового рубля эксперты все чаще расходятся в своих предположениях, зачем государству, бизнесу и обществу может понадобиться российская ЦВЦБ, а для решения каких задач она бесполезна. Своим видением делится Алексей Войлуков, программный директор ПЛАС-Форума, редактор – член экспертного совета журнала «ПЛАС», МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС. Сегодня мы начинаем серию публикаций, посвященных реальным возможностям (и недостаткам) цифрового рубля – так, как они видятся на конец 2025 года.

Как известно, прототип платформы цифрового рубля начал создаваться еще в декабре 2021 года. А в середине 2023-го стартовал пилотный проект по эксплуатации данной платформы и вступил в силу закон, согласно которому ЦР стал официальным средством платежа.

Изначально пилот охватывал 13 банков, 22 компании и около 600 физических лиц. К сентябрю 2024 года Банк России решил его значительно расширить. Планировалось подключить до 1200 организаций и увеличить аудиторию до 9000 пользователей. Однако по ряду причин эту идею не удалось реализовать в полной мере. Запуск цифрового рубля в широкое использование перенесли на сентябрь 2026 года.

Какие результаты достигнуты на сегодняшний день? На «Финополисе-2025» отметили, что в октябре 2025 года к платформе цифрового рубля подключено 20 банков. Они могут проводить все виды расчетов с цифровым рублем и передавать поручения клиентов. Среди торговых предприятий и сервисов (ТСП) к платформе подключено около 60 организаций из планируемых 1200. Счетами в цифровых рублях владеют примерно 3000 граждан России.

К январю 2026 года ожидается, что на платформе будут работать 25 банков, около 100 торговых предприятий и сервисов, а также порядка 5000 физических лиц.

На основном этапе внедрения проекта, к январю 2027 года, когда к платформе присоединятся все системно значимые банки, значимые платежные кредитные организации, крупные торговые сети с годовым оборотом более 120 млн рублей, расчеты в цифровых рублях смогут проводить около 40 кредитных организаций, 12 тыс. юридических лиц и примерно 50 тыс. граждан. Это не самые впечатляющие цифры.

Показательно, что на «Финополисе» основная дискуссия разворачивалась по большей части не вокруг технической реализации, а по поводу функциональных возможностей цифровых рублей. Участники обсуждали, какие сервисы нужны бизнесу и гражданам и какой функционал следует развивать на платформе цифрового рубля в первую очередь.

Да, активно обсуждались смарт-контракты, но важно помнить, что они уже работают на разных платформах, включая ЦФА и криптовалютные, и для этого не обязательно использовать цифровые рубли. Цифровой рубль — это катализатор, ускоряющий и оптимизирующий реализацию таких инициатив благодаря привязке к своей платформе. Существующие системы пока не дают значимых преимуществ от перехода на использование смарт-контрактов.

Планируется создать линейку простых типовых смарт-контрактов для операций на платформе цифрового рубля. Эти контракты позволят многим участникам рынка экономить ресурсы благодаря наличию прозрачной информации о том, с какими средствами оперировать. Ведь у каждого участника будет только один счет в цифровом рубле на платформе регулятора.

Сегодня смарт-контракты уже используются в приложениях и на платформах финансовых организаций. Они применяются для расчетов за ЖКХ, подписок на онлайн-сервисы и других целей. Эти контракты работают без цифрового рубля.

С введением цифрового рубля смарт-контракты смогут стать централизованными. Цифровой рубль может ускорить развитие технологий, которые могли бы появиться и без ЦР. Однако их внедрение часто тормозилось из-за дискуссий.

Банк России уже разрабатывает концептуальный доклад по платформе для коммерческих смарт-контрактов. Эта платформа должна быть интересна банкам, так как она поможет им компенсировать часть затрат на подключение к платформе цифрового рубля. Также она поможет отдельным банкам частично компенсировать потери доходов из-за перехода граждан и бизнеса на платежи в цифровых рублях и, соответственно, их ухода от стандартных классических платежных инструментов, обеспечивающих банкам приемлемый комиссионный доход.

Банк сможет создать смарт-контракты для ипотеки или, например, для покупки автомобиля со страховкой. В таких контрактах могут быть предусмотрены автоматические выплаты при ДТП или необходимости ремонта. Участники будут размещать эти контракты на централизованной платформе и смогут использовать их для сделок с другими структурами за комиссию. Один и тот же смарт-контракт можно будет адаптировать под разные условия выплат в цифровых рублях.

Для реализации сложных коммерческих контрактов, учитывающих конкретные обстоятельства, необходимо сотрудничество с государственными ведомствами. Центральный банк с цифровым рублем станет ключевым инициатором основных необходимых процессов.

Возвращаясь к практическим аспектам регулирования, следует отметить, что представители Сбера недавно на специализированной конференции выразили озабоченность относительно отсутствия всеобъемлющего определения смарт-контракта со стороны Центрального банка. Это может создавать определенные трудности в правовом регулировании.

Например, в трех последних документах ЦБ смарт-контракт определяется по-разному. В «Основных направлениях развития финансового рынка…» он определяется как умный контракт, предусматривающий автоматизирование исполнения сделок и платежей. А в отчете о цифровом рубле, который вышел в середине 2025 года, пишут, что смарт-контракт – это алгоритм (набор правил), встроенных в платформу цифрового рубля. Если же мы возьмем доклад ЦБ про стейблкоины, то смарт-контракт – это цифровое представление набора обязательств между сторонами.

Такое разночтение тоже пока не создает полноценного правового поля для разработки и использования смарт-контрактов. Очевидно, что для эффективной реализации проекта ЦР в столь жесткие сроки необходима полная ясность с базовыми формулировками хотя бы основных используемых понятий. Остается надеяться, что в этом плане нас уже в скором времени ждут исчерпывающие изменения.

В следующих материалах серии мы обсудим важные аспекты внедрения цифрового рубля. Рассмотрим контроль со стороны государства, расходы для банков, вопросы безопасности и, конечно, уровень заинтересованности конечных пользователей – т.е. населения.

Фото: ПЛАС