Исследования и аналитика

Наши проекты

Наши проекты

Как маркетплейсам быстрее доставлять заказы пользователей из-за рубежа

Как маркетплейсам быстрее доставлять заказы пользователей из-за рубежа

Логистика 17 дней назад

Доставка товаров из-за рубежа остается одной из ключевых проблем в e-commerce, ведь скорость получения заказа часто становится для покупателя решающим фактором при выборе интернет- магазина или маркетплейса. О том, как ускорить доставку зарубежных отправлений и тем самым повысить лояльность покупателей, рассказывает генеральный директор международной логистической компании GBS Илья Рисин.

Трансграничная торговля — одно из перспективных направлений для маркетплейсов. Согласно нашему совместному исследованию с Data Insight, число международных заказов стабильно растет, причем в 2024 году отправления товаров из Китая составили 98% от всего объема направлений.

Для начала разберемся с тем, как происходит доставка товаров, заказанных за рубежом через российский маркетплейс. Заказы отправляются чаще всего авиасообщением, затем проходят таможенное оформление и только потом маркетплейс или партнерская логистическая компания отправляют товары покупателю. Обязательный этап в этой цепочке — таможня и склад временного хранения.

Как проходит процесс таможенного оформления

Товары, приезжающие [УГ1] на территорию России из-за рубежа, в первую очередь размещаются на складах временного хранения (СВХ) и проходят таможенное оформление. Сборный груз доставляется из страны-отправителя авиасообщением, автотраспортом или по железной дороге, затем попадает на СВХ, где производятся все необходимые таможенные процедуры [УГ2].

Таможенные представители проверяют пакет документов — авианакладные, инвойс, документы на товар. По документам сверяется информация о названии и назначении товара, стране-производителе, количестве товара, стоимости и т.д.

Упакованная посылка обязательно просвечивается на рентген-аппарате, чтобы исключить ввоз запрещенных товаров или нелегальный провоз товаров, не указанных в таможенной декларации.

На СВХ также может проводиться расконсолидация сборных грузов. Чаще всего заказы от разных продавцов доставляются по единому перевозочному документу. В этом случае на СВХ производится деление партий.

Если в ходе расконсолидации и проверки не возникло никаких проблем, заказы можно отправлять покупателям. Есть два варианта:

–       логистические компании берут доставку на себя и помогают развезти товары по складам маркетплейсов, пунктам выдачи заказов хранения (ПВЗ) или отправляют лично заказчику;

–       маркетплейс самостоятельно забирает заказы с СВХ и далее отправляет их покупателям. 

Что сейчас происходит на рынке

Растущий поток заказов из Китая вынуждает маркетплейсы и операторов логистического рынка осуществлять предварительную сортировку товаров по регионам — на стадии оформления заказа определяется ближайший к получателю регион, где есть СВХ и именно туда посылка уходит для таможенного оформления. Такое решение позволяет сократить сроки доставки и не перегружать логистические маршруты.

Еще несколько лет назад потоки заказов из Китая направлялись либо в ближайший Благовещенск, либо авиасообщением в Москву, где проходили таможенную очистку в Шереметьево.

И если доставка заказов из СВХ в ближайшие к Москве регионы (например, ЦФО) занимает в среднем 3-5 дней, то жители Сибири могут получить свой заказ таким образом не раньше, чем через 6 дней.

Сейчас ситуация меняется — маркетплейсам, которые работают с зарубежными продавцами, необходимы более предсказуемые сроки доставки, более четкая логистика. Увеличить скорость доставки по всей России можно, проводя таможенную очистку грузов в региональных СВХ. Например, после того, как мы открыли свой СВХ в Новосибирске, покупатели наших клиентов-маркетплейсов из этого региона смогли получать свои заказы на 5 дней быстрее, чем раньше, когда они проходили таможню в Москве или Благовещенске.

При этом даже крупные маркетплейсы предпочитают сотрудничать с логистическими компаниями полного цикла, которые обеспечивают транспортировку груза из Китая на собственные склады временного хранения, растаможку и доставку в адрес физических лиц.

На данный момент в реестре владельцев СВХ зафиксировано 613 компаний, но далеко не все из них имеют право принимать экспресс-доставку грузов в адрес частных лиц. 

В чем сложность организации собственного СВХ и как работать с экспресс-доставкой

Для того чтобы склад считался складом временного хранения, а его владелец был включен в реестр владельцев СВХ, необходимо выполнить нормы Федерального Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 289-ФЗ. В статьях 340, 355 и 357 содержится обширный перечень условий, при выполнении которых склад будет считаться складом временного хранения. В редакции закона, которая вступил в силу с 26 августа 2025, одних только требований обустройству, оборудованию и месту нахождения склада насчитывается 27 пунктов. Среди них требования:

–       К оборудованию подъездных путей, КПП и ограждений

–       Освещению территории

–       Круглосуточному видеонаблюдению со сроком хранения записей не менее 30 дней

–       К наличию на территории погрузочно-разгрузочной техники и весового оборудования

–       К наличию специально обустроенного места для проведения таможенного осмотра товаров, транспортных средств, контейнеров с использованием инспекционно-досмотрового комплекса

–       К наличию автоматизированной системы учета товаров, совместимой с программными продуктами, разрешенными для использования таможенным органом и т.д.

После выполнения всех требований, необходимо подать заявление на включение в реестр владельцев СВХ.

Но включение в реестр еще не дает владельцу СВХ права принимать экспресс-доставку в адрес физических лиц — те самые заказы, которые российские покупатели делают на маркетплейсах у зарубежных продавцов. 

Для того, чтобы принимать и оформлять такие грузы, таможенный представитель должен соответствовать Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 26 апреля 2022 г. N 62н. В этом документе обязательным пунктом требований является наличие досмотровой рентгеновской техники и технических средств, обеспечивающих расконсолидацию, учет и размещение товаров по индивидуальным накладным при экспресс-доставке.

По нашему опыту на то, чтобы оборудовать склад и попасть в реестр СВХ, уходит порядка 2-3 месяцев. Если компания планирует открыть СВХ с правом принимать экспресс-доставку грузов в адрес частных лиц, ей потребуется закупка и установка рентгеновской техники, на это нужно закладывать еще 3-4 месяца. 

На что обращать внимание при выборе склада временного хранения для доставки заказов из-за рубежа: 

1.           Выбрать склад в нужном регионе России, чтобы сократить сроки доставки товаров

2.           Убедиться в том, что СВХ соответствует требованиям приказа №62н и может принимать экспресс-доставку заказов в адрес физлиц.

3.           Убедиться, что доставка груза на склад осуществляется подходящим способом. Для авиадоставки критически важно, чтобы склад располагался в непосредственной близости от аэропорта.

4.     Уточнить, может ли владелец склада помочь с выстраиванием внутренней логистики и обеспечить доставку прошедших таможню заказов до склада маркетплейса, ПВЗ или курьерскую доставку непосредственно покупателям. Обычно такие услуги оказывают логистические операторы полного цикла

Быстрая доставка трансграничных заказов — конкурентное преимущество для маркетплейса. Влиять на скорость доставки от продавца до российской таможни практически невозможно. А вот ускорить транспортировку от СВХ до покупателя можно за счет оптимизации маршрутов, предварительной сортировки и перенаправления заказов в более близкие к покупателям регионы.

 

Фото: предоставлено автором