В настоящее время рыночная капитализация стейблкоинов превысила 300 млрд. долл., что на 60% больше показателя 2024 года. Около 90% международных финансовых институтов, такие как Stripe, J.P.Morgan, PayPal, Visa, Mastercard, Circle, Revolut, изучают вопросы выпуска и осуществляют эмиссию стейблкоинов. Подробнее о том, как GENIUS Act повлияет на правовое регулирование стейблкоинов, порталу PLUSworld рассказывают председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов; научный сотрудник Института финансовых исследований Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ Виктор Достов и соискатель кафедры международных финансов МГИМО МИД России, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Анастасия Бабошкина.
Один из первых стейблкоинов USDT был выпущен компанией Tether Limited в 2014 г. со стабильным рыночным курсом, привязанным к стоимости базового актива – доллара США по курсу 1:1. Стейблкоины выпускаются конкретным эмитентом и используется в качестве инвестиционного продукта или платежного инструмента. В зависимости от вида стейблкоины также могут быть обеспечены товарами, криптовалютами и алгоритмическими механизмами.
18 июля 2025 г. в США подписан первый федеральный закон об управлении национальными инновациями – Guiding and Establishing National Innovation for U.S. Stablecoins of 2025 («GENIUS Act»), который стал важным этапом в формировании национального законодательства в сфере криптовалют и четко определил правовое понятие, правила эмиссии и необходимость регуляторного раскрытия информации о выпуске и обеспечении платежных стейблкоинов (Payment stablecoin) в США, а также ввел запрет на их выпуск без получения специального статуса – Лицензированный эмитент платежного стейблкоина (Permitted Payment Stablecoin Issuer (PPSI)).
Закон послужил толчком к институционализации сферы обращения стейблкоинов, формированию современной и эффективной платежной инфраструктуры, снижению рисков недоверия со стороны потребителей, активизации эмиссии платежных стейблкоинов крупными институциональными участниками финансового рынка и сокращению теневого сектора.
Согласно данным на ноябрь 2025 г.: USDT, USDC и USDe занимают лидирующие позиции на рынке стейблкоинов: USDT имеет 58% рынка, вторым с долей 24,5% является USDC, и третье место занимает относительно новый стейблкоин – USDЕ с долей 5%, который получил свою популярность за счет сочетания стабильности и доходности.
Капитализация основных стейблкоинов на ноябрь 2025 г.

Источник: https://coinranking.com/coins/stablecoin.
GENIUS Act подробно описывает платежный характер стейблкоинов, что в целом представляется несколько избыточным, и определяет платежные стейблкоины в качестве цифровых активов, имитируемых Лицензированным эмитентом платежного стейблкоина с обязательным использованием долларового обеспечения. Платежный стейблкоин используется для проведения платежей и расчетов и не является национальной валютой или ценной бумагой.
Закон вступает в силу до конца 2026 г. поэтапно, и с момента подписания все регулирующие органы обязаны обеспечить разработку необходимых для вступления основного закона нормативно-правовых актов в установленные сроки.
Сроки вступления в силу Genius Act
|
Дата |
Этап |
|
18 июля 2025 г. |
Подписание закона. |
|
Август 2025 г. |
ü Через 90 дней после подписания закона Секретарю Департамента Казначейства США необходимо сформировать инновационные механизмы, направленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма с использованием цифровых активов. |
|
Январь 2026 г. |
ü В течение 180 дней после принятия закона Секретарь Департамента Казначейства США обязан представить Конгрессу отчет и инновационные предложения в части изменения законодательства в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма с использованием цифровых активов. |
|
Июль 2026 г. |
ü Не позднее, чем через 1 год после вступления в силу закона, все регуляторные органы должны опубликовать подзаконные нормативные акты. |
|
Ноябрь 2026 г. |
ü Закон и его поправки вступают в силу в две даты, в зависимости от того, что наступит раньше: через 18 месяцев после даты вступления в силу Закона или через 120 дней после того, как основные регуляторные органы опубликуют любые окончательные подзаконные акты. |
|
Июль 2028 г. |
ü Через 3 года после вступления в силу закона эмитент платежных стейблкоинов обязан выполнять все требования закона и подзаконных актов при эмиссии и обращении платежных стейблкоинов. ü Не позднее чем через 3 года после даты вступления Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов должно опубликовать «новые методы» по борьбе с финансовыми преступлениями в сфере криптотранзакций. ü Не позднее чем через 3 года после даты вступления в силу закона основные регулирующие органы должны направить в Конгресс отчет, содержащий все результаты проведенных исследований и рекомендации. |
Источник: составлено авторами.
В соответствии с законом Лицензированным эмитентом платежного стейблкоина могут быть: (1) дочерняя структура кредитной организации; (2) небанковская организация, и (3) эмитент штата, лицензируемый на уровне штата США с капитализацией до 10 млрд. долл. с обязательным выполнением следующих регуляторных требований:
I. Базовые условия: 100% резервное обеспечение в объеме один к одному, которое может быть выражено в: монетах США и банкнотах Федеральной Резервной Системы (ФРС); срочных банковских депозитах; краткосрочных/среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумагах, и других высоколиквидных активах; финансовых соглашениях об обратном выкупе сроком до 7 дней, cоглашениях о резервировании права на покупку.
II. Запрет на нецелевое использование резервного обеспечения: резервное обеспечение не может быть передано в залог или использовано в целях, не предусмотренных законом.
III. Ежемесячное размещение аудиторских отчетов о резервах: эмитент на ежемесячной основе должен размещать публичные аудированные отчеты о структуре резервов за предыдущий месяц; Генеральный директор и Главный операционной директор эмитента на ежемесячной основе должны размещать заверения о корректности отчета эмитента; любое лицо эмитента, которое опубликовало отчет, несет уголовную ответственность за достоверность данных.
IV. Капитал, ликвидность и управление рисками: выполнение нормативов по капиталу; обязательное использование механизмов управления рисками: процентный риск, риск ликвидности, операционный риск, комплаенс-риск, технологический риск и санкционный риск; государственные органы устанавливают нормы и стандарты сферы обращения стейблкоинов.
V. Трактование Закона об отчётности по валютным и иностранным транзакциям: эмитенты платежных стейблкоинов определяются в качестве финансовых институтов с аналогичными требованиями.
VI. Ограничения обращения стейблкоинов: разрешены следующие виды операций: выпуск платежных стейблкоинов, обмен платежных стейблкоинов на фиатную валюту, управление резервами, обеспечение сохранности инфраструктуры стейблкоинов и другие функции, поддерживающие данную сферу, также эмитент может осуществлять отличную деятельность от выпуска стейблкоинов строго в соответствии с законом.
VII. Контрольный надзор: эмитент, не являющийся финансовой организацией, подлежит надзору со стороны контролера совместно с государственными регулирующими органами.
В связи с тем, что эмитенты платежных стейблкоинов квалифицируется в качестве финансовых организаций, они должны в полном объёме обеспечивать исполнение: требований ПОД/ФТ, процедур идентификации клиентов, требований мониторинга транзакций на предмет незаконной деятельности, отправки необходимых отчетов о подозрительной деятельности и т.д.
Как мы видим, закон весьма схож с регулированием «классических» электронных денег, например, с законодательством Европейского союза о регулировании электронных денег Electronic Money Directive (EMD) или соответствующим разделом Федерального закона 161-ФЗ «О национальной платежной системе». При этом в США отсутствует единый нормативный документ, регулирующий электронные деньги и их обращение осуществляется в общих нормативных рамках банковской системы, поэтому GENIUS Act является первым единым документом, описавшим предоплаченный финансовый продукт.
GENIUS Act также определяет государственные организации, которые осуществляют надзор за эмитентами платежных стейблкоинов: Министерство Финансов, ФРС, Национальное Управление кредитных союзов, Комитет по рассмотрению сертификации стейблкоинов, Управление валютного контроля и другие государственные учреждения, имеющие регуляторные и надзорные полномочия.
Отметим, что закон касается только самой простой формы платежных стейблкоинов (например USDT) и не затрагивает (скорее запрещает) стейблкоины, обеспеченные залогом в криптовалютах (например, DAI) и алгоритмические стейблкоины (например, некогда популярный проект Terra/Luna). Авторы полагают, что причина состоит в сложности регулирования полностью распределенной природы таких инструментов, исключающей наличие подконтрольного государству эмитента. В случае если дальнейшее технологическое развитие отрасли криптовалют приведет к повышению доли таких стейблкоинов в общем обороте, то американскому регулятору необходимо будет дорабатывать соответствующий закон.
Почему закон вышел именно сейчас?
Существует насколько предпосылок.
Во-первых, рынок криптовалют в мире достиг таких величин, что без исчерпывающего регулирования мог бы оказать негативное влияние на стабильность крипторынка и традиционных финансовых рынков.
Во-вторых, администрация Трампа, подписав в январе 2025 г. Указ об укреплении американского лидерства в области цифровых финансовых технологий – Strengthening American Leadership in Digital Financial Technology, запрещающий разработку и выпуск цифрового доллара ФРС, перенесла акцент с Цифровой Валюты Центрального Банка на цифровизацию доллара через частные инструменты. Вероятно, республиканцы видят эту конструкцию как более эффективную, устойчивую и безопасную для традиционного сектора.
Наконец, по мнению авторов, законодателей могло мотивировать желание еще в большей степени расширить доминирующую роль доллара в международных расчетах на фоне наметившегося тренда к развитию альтернативных локальных финансовых инструментов. Очевидно, что расширение функциональности долларовых инструментов способствует росту популярности базовой валюты.
Каким образом это может повлиять на российский рынок?
Авторы давно указывали на сверхконсервативную позицию Банка России в области развития криптовалют. Рядом экспертов указывалось, что развитие платежных стейблкоинов на рубль существенно расширяет возможности локальных и международных расчетов, практически не создавая дополнительных рисков. Данную позицию разделяет как бизнес-сообщество, которое в текущих экономических условиях остро нуждается в доступных инструментах для проведения международных расчетов, так и финансовые организации, которые не смогли получить поддержку в реализации проектов по запуску рублевого платежного стейблкойна на базе ЦФА, к примеру проект Сбербанка – «Сберкоин».
Выступая на юбилейном «Финополисе 2025», заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин озвучил готовность российского регулятора перейти к более массовому принятию криптовалют в России. Несомненно, институт эмитентов платежных стейблкоинов должен стать существенной частью этого процесса и опыт Genius Act может служить хорошим примером законотворческой инициативы в создании российского законодательства.
Фото: предоставлено автором











