Наряду с другими странами Центральной Азии Таджикистан в последние годы демонстрирует новые возможности для бизнеса и улучшения финансовой инклюзии. Именно здесь была принята амбициозная Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2040 года, ставящая целью достижение доли в 5% от ВВП за счет ИИ-экономики.
И неслучайно именно в столице Таджикистана Душанбе 13 октября 2025 года пройдет уже второй Международный ПЛАС-Форум DIGITAL TAJIKISTAN!
Центральная Азия — регион, где процессы цифровизации, активно стартовавшие всего несколько лет назад, уже демонстрируют значительные результаты в самом широком спектре направлений – от eGov, банковского сектора и финтеха до рынка платежей, сегментов электронной коммерции и розничной торговли.
Развитие финансовой сферы и исламский банкинг
По данным Национального банка Таджикистана, за первое полугодие 2025 года общее количество банковских карт в стране составило 9,1 млн единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года за первые 6 месяцев 2025-го показатель вырос на 1,6 млн карт, или на 20,5%.
По итогам июня 2025 года доля депозитов в обязательствах банковского сектора составила 74%, или 26,9 млрд сомони, что на 4% больше, чем в предыдущем квартале, и на 39% больше, чем за предыдущий год.
Двузначные темпы роста активов, ссудного портфеля и рост рентабельности лидеров – основные тенденции банковского сектора Таджикистана по итогам первых шести месяцев 2025 года. Банковский сектор в Таджикистане – основной сегмент финансового рынка. На банки приходится 85% всех активов кредитных организаций и 78% ссудного портфеля.
В 2025 году в Таджикистане укрепили свои позиции «Амонатбанк», ОАО «Банк Эсхата», ОАО «Ориенбанк» и ЗАО «Международный банк Таджикистана».
В топ-5 банков Республики Таджикистан входят:
· «Амонатбанк» (9595 млн сомони, 4,0%, 2722 млн сомони, –1,2%, 28%).
· «Банк Эсхата» (7363 млн сомони, –4,5%, 4252 млн сомони, 7,8%, 58%).
· «Ориенбанк» (4720 млн сомони, –20,8%, 1925 млн сомони, –17,3%, 41%).
· «Международный банк Таджикистана» (4596 млн сомони, 4,7%, 731 млн сомони, 2,7%, 16%).
· «Душанбе Сити Банк» (4273 млн сомони, 16,5%, 173 млн сомони, 10,7%, 4%).
В первом квартале 2025 года «Банк Эсхата» показал уровень рентабельности 39%, разместившись на третьем месте.
«Ориенбанк» в первом квартале 2025 года показал ROE на уровне 27%, ухудшив прошлогодний результат (–3 п. п. с 30%).
Также одним из заметных игроков на рынке цифровых банковских продуктов является Международный банк Таджикистана, предлагающий широкий спектр услуг полностью в онлайн-формате. Банк стал одним из первопроходцев в области внедрения системы автоматического кредитного скоринга на базе собственных алгоритмов. Уже с 2023 года МБТ успешно применяет автоматизированный скоринг при принятии решений, что позволяет существенно сократить сроки рассмотрения заявок и повысить прозрачность процесса.
Кроме того, в Таджикистане с 2019 года активно развивается исламский банкинг — сегодня в стране работает один исламский банк, несколько микрокредитных учреждений и цифровая платформа Alif, ориентированная на исламский финтех. Активы отрасли достигли 36 млн долл. при среднем темпе роста в 29% ежегодно.
Ключевые тренды для стран Центральной Азии — мобильный банкинг, AI, Open Banking и ESG — они становятся универсальными в регионе. При поддержке государства, развитии ИТ-инфраструктуры и активной роли регуляторов регион имеет все шансы войти в число лидеров цифровизации банкинга в Евразии к 2030 году.
Как отмечает Алексей Веретенов, управляющий партнер и совладелец, InteriseGroup, финансовый сектор Таджикистана за последние годы уверенно набирает темп: растет проникновение дистанционных сервисов, усиливается платежная инфраструктура, укрепляется культура управления рисками и комплаенса. Видна практичная, «приземленная» цифровизация — банки быстро переводят повседневные сценарии клиентов в мобильные каналы, расширяют сети агентов и повышают доступность базовых продуктов для населения и МСБ. Это формирует доверие и поддерживает устойчивость сектора.
По словам эксперта, «последние пять лет мы системно исследуем банковский рынок Таджикистана и отмечаем сильные стороны, которые уже дают результат. Во-первых, клиентская дисциплина и высокая вовлеченность в безналичные платежи — хороший фундамент для масштабирования экосистемных сервисов. Во-вторых, гибкость банков в партнерствах с финтехами и телеком-операторами ускоряет запуск новых решений — от кредитования по упрощенным скоринг-моделям до удобных кросс-канальных платежей. В-третьих, активное развитие микрофинансового сегмента поддерживает финансовую включенность и предпринимательство.
«Как банкир с 20-летним опытом работы в 30 странах Америки, СНГ, Средней Азии и Ближнего Востока, я вижу, что сочетание клиентского спроса, технологической готовности и прагматичного регулирования создает окно для следующего витка роста, – подчеркивает Алексей Веретенов. – Наилучшие эффекты, по нашему опыту, даст масштабирование партнерских программ для МСБ (включая цепочки поставок и агросектор), дальнейшая цифровизация обслуживания физлиц и развитие надстроек над платежами — страхование, рассрочки, сбережения. Эти направления способны ускорить обороты в реальной экономике и закрепить финансовый сектор Таджикистана как один из драйверов устойчивого роста страны».
Трансформация банка в финтех-структуру с маркетплейсом
В 2025 году на банковском рынке Таджикистана о себе заявили и новые игроки. Первый – Фридом Банк Таджикистан – получил лицензию в октябре 2024 года, сейчас работает в техническом режиме и готовит запуск продуктовой линейки этой осенью. Он сделает акцент в развитии на МСБ и ритейле.
Еще один новый обладатель банковской лицензии – микрокредитная депозитная организация «Хумо», которая начала трансформацию в Хумо Банк. «Хумо» работает на таджикском рынке уже 20 лет. По данным микрокредитной компании, на момент получения лицензии ее клиентская база составляла 350 тыс. человек, в том числе 120 тыс. активных заемщиков, в основном из МСБ. Контролирующий акционер «Хумо» – японская Gojo and Company Inc., представленная в 14 развивающихся странах, включая Грузию, Индию и Камбоджу. У «Хумо» есть дочерняя организация в Узбекистане – Orzu-Fintech.
«Ориенбанк» в июне 2025 года договорился о сотрудничестве со стартапом LakLak Market (ООО «Дастрас Точикистон») – оператором маркетплейса и парка собственных постаматов в крупнейших городах страны. Как указано в сообщении, стартап предоставляет платформу и логистические решения, банк – расчетные инструменты и площадки для размещения оборудования.
В июле 2025 года банк установил корреспондентские отношения с First Abu Dhabi Bank (ОАЭ; линия для расчетов в дирхамах), месяцем ранее закрыл представительство в Узбекистане – единственный офис таджикского банка в этой стране.
Трансформация банка в финтех с маркетплейсом (путь, который прошли наиболее успешные казахстанские банки) – основная тенденция в банковском секторе Таджикистана, потребкредитование – источник взрывного роста. От того, насколько быстро частные игроки завершат процесс превращения в финтех, зависит их положение после того, как нынешний потребительский бум завершится.
Развитие мобильного банкинга и цифровая трансформация
Мобильный банкинг в Таджикистане за последние годы стал ключевым каналом обслуживания физических лиц. Банки активно развивают цифровые сервисы, предлагая клиентам удобные мобильные приложения для платежей, переводов, кредитных операций и работы с картами.
Согласно результатам исследования, проведенного компанией USABILIYTLAB с целью проанализировать состояние и динамику развития мобильных приложений таджикских банков, на сегодняшний день мобильный банкинг в Таджикистане развивается быстрыми темпами. Практически все ведущие банки страны запустили мобильные приложения, а некоторые (например, Alif, Humo, DC Next) стали массовыми цифровыми экосистемами.
Наряду с другими эти вопросы будут активно обсуждаться в Душанбе 13 октября 2025 года на Международном ПЛАС-Форуме Digital Tajikistan!
Полный текст обзоры современного рынка Таджикистана читайте здесь!
Фото: ПЛАС