Оживленная дискуссия развернулась на сессии «Как BaaS и AI трансформируют финтех», состоявшейся в рамках программы третьего дня Форума Финополис 2025.
Модератором выступил Святослав Соловьев, директор по генеративному ИИ в ИТ, Альфа-Банк. Он предложил участникам дискуссии для обсуждения следующие вопросы:• BaaS: бизнес-модель или технологическая платформа для банка?
• Преодолевая барьеры: какие технологии критичны для масштабирования BaaS в России?
• Как BaaS и AI создадут новую экосистему взаимодействий?
Как отметил Максим Григорьев, генеральный директор Ассоциации ФинТех, технологическим драйвером «вызревания» современного финтеха стал целый комплекс технологий, включая Open API, а также микросервисные архитектуры, которые сегодня уже доросли до компонуемых архитектур.
Он рассмотрел концепцию BaaS как еще одну бизнес-парадигму, открывающую широкие перспективы развития. При этом эксперт предложил финтех-сообществу уже сейчас задуматься о последующих принципиально новых парадигмах, связанных с использованием облачных технологий и ИИ, чтобы не стать подобием «генералов, которые всегда готовятся к прошлой войне».
Кирилл Когтев, управляющий директор Департамента розничной экосистемы и цифровых партнерств, Газпромбанк, рассказал о том, как концепция BaaS работает на стыке Газпромбанка и других структур группы Газпром. Основной вопрос, по словам спикера, BaaS – это всегда сначала технологическая платформа, а уже затем – бизнес-модель. Именно со временем «эта платформа начинает монетизироваться, превращаясь в бизнес-модель, к которой присоединяются партнеры, и закольцовывает всю нашу экосистему».
Игорь Алутин, старший управляющий директор по розничному бизнесу и маркетплейсу «Финуслуги», Московская Биржа, рассказал о перспективных ИИ-агентах, которые биржа был бы готова развивать вместе с банками. По его словам, флагманский продукт «Финуслуги» Мосбиржи подразумевает, что клиент получает, в том числе, возможность автоматически открыть вклад с помощью и на выбор ИИ. На этом фоне главный вызов, стоящий при внедрении ИИ-агентов – это ключевая роль, которую здесь начинает играть простота клиентского пути. Второй момент – клиенту будет необходимо предлагать действительно самый выгодный для него продукт, а здесь у ИИ-агентов могут быть свои предпочтения. Выиграет тот, кто предложит клиенту честный прозрачный выбор, обеспечив «равноудаленность» своего ИИ-агента от конкретных участников рынка. Если эту задачу не решить, «вместо банковского рабства нам грозит рабство ИИ-агентов».
Впрочем, коснувшись вопросов регулирования данного рынка, Игорь Алутин отметил, что «сначала его нужно построить».
Александр Ионов, руководитель департамента развития искусственного интеллекта, Точка Банк, ответил на вопрос, может ли банк через BaaS-платформу предлагать не только финансовые сервисы, но и своих ИИ-агентов. По словам эксперта, главным в этой истории является наличие у банка глубоких знаний о своих клиентах и экспертизы, что делает его ИИ-агента гораздо более компетентным в случае собственной клиентуры. И Точка Банк готов таким образом делиться своей экспертизой с другими участниками рынка.
Александр Долбнев, директор по работе с финансовым сектором, Yandex Cloud, поддержал утверждение о необходимости непредвзятости ИИ-агентов. В то же время ИИ-агент от конкретного банка «непредвзятым» не может быть по определению. Рассказывая об опыте Yandex Cloud, он отметил роль облачных технологий в BaaS и ИИ-агентов. При этом банку необходимо очень внимательно управлять облачным периметром, надежно разграничивая слои. В свою очередь, облачный провайдер может выступать, с одной стороны, маркетплейсом доверенных ИИ-агентов, а с другой – технологической площадкой для разработки собственных ИИ-агентов банка.
Фото: FINOPOLIS