Этот актуальный вопрос обсуждали на Форуме ФИНОПОЛИС 2025 участники сессии «Цифровой разрыв: ИИ — «великий уравнитель» или «великий разделитель?».
Модератором выступил Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров, Банк России. Он предложил участникам дискуссии для обсуждения следующие вопросы:• ИИ в финтехе: драйвер инноваций или неравенства? Как сократить разрыв?
• Финтех vs Фантех: зависит ли успех финтеха от поколенческих различий, и кто использует фантех как инструмент навязывания решений?
• Доверие алгоритмам: поведенческая экономика в эпоху делегирования решений ИИ. Верим ли мы в нейтральность ИИ как таковую?
Как отметил Анатолий Аксаков, председатель комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, отвечая на вопрос модератора, как ограничить риски недобросовестного использования ИИ на законодательном уровне, здесь необходимо регулирование со стороны ЦБ. Он также упомянул разработку закона, который подразумевает чувствительные штрафы за навязывание продуктов и услуг, в том числе, с использованием ИИ.
На этом фоне Михаил Мамута напомнил о недавно выпущенном ЦБ докладе об этике использования ИИ, отметив, что пока искусственный интеллект скорее разъединяет, чем объединяет участников рынка.
Руслан Вестеровский, вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием», Сбер, согласился, что сегодня ИИ в большей мере разделитель, если рассматривать вопрос применительно к бизнес-структурам. Однако в отношении физлиц он скорее объединяет, демократизируя технологии, еще недавно доступны далеко не всем категориям клиентов. Самое важное, отметил эксперт, чтобы применение ИИ не подорвало доверие пользователей.
Дмитрий Григоров старший вице-президент, директор по искусственному интеллекту Альфа-Банка, отметил, что повышать уровень доверия клиентов важно за счет улучшения с помощью ИИ пользовательского опыта. В качестве примера он привел полный ИИ-анализ звонков кол-центра, ранее невозможный вручную. «Мы не навязываем клиентам технологии, вы можете выбрать, обслуживаться в цифровом виде или в офлайне», – отметил эксперт.
Иван Пужайкин, заместитель руководителя направления налоговых рисков и правового сопровождения финансовых сервисов, Wildberries & Russ, подчеркнул, что практически во всех маркетплейсах и соцсетях потребители активно используют сегодня те или иные платформы искусственного интеллекта. При этом мнение о клиенте формируется согласно той информации, которую он о себе предоставляет, чем ее больше, тем лучше и полноценнее сервис подстраивается под него. В свою очередь, раскрытие клиентом информации о себе зависит от его уровня доверия к ИИ. По статистике, 56% клиентов финансовых услуг готовы делится данными, остальные – нет.
Константин Маркелов, директор по продукту и технологиям, вице-президент Т-Банка, отвечая на вопрос о возможных манипуляциях ИИ в части подталкивания клиента к конкретным решениям, отметил, что самой серьезной угрозой здесь является усилитель предубеждений. Эксперт отметил неготовность клиентов платить за рекомендательные сервисы, напомнив: «Если сервис для вас бесплатный, это означает, что продали вас».
Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта, Яндекс, особое внимание уделил возможностям современных моделей генеративного ИИ, подчеркнув, что при всей своей сложности они могут ошибаться с силу вполне объективных обстоятельств (в первую очередь, когда ограничены только внутренними источниками информации или настройка еще не завершилась).
Виктор Достов, президент Ассоциации Электронные деньги (АЭД), отметил, что любая новая технология всегда слаба по сравнению со старой, однако ИИ все равно ведет к некоторому уравниванию, а стало быть, способствует прогрессу: «При этом мы действительно получим новые банки – ИИ-агентов вместо классических кредитных организаций». Но в итоге, по мнению эксперта, выиграют все, включая, конечно же, потребителей.
Фото: ФИНОПОЛИС