14.11.2024, 12:46
Количество просмотров 1313

Исламское финансирование. Принципы, преимущества, перспективы

Исламское финансирование (ИФ) набирает популярность не только в странах Центральной Азии, но и во всем мире.
Исламское финансирование. Принципы, преимущества, перспективы

Так, руководитель направления исламского банкинга Т-Банка Асхат Гиниятов в рамках прошедшего в конце октября 2024 года в Алматы Международного ПЛАС-Форума Digital Kazakhstan отметил растущую важность финтех-решений в развитии исламского банкинга в России.

Асхат Гиниятов

С сентября 2023 года в РФ действует эксперимент по партнерскому финансированию, рассчитанный на два года, а также разработана карта развития исламского финансирования до 2030 года. Тем не менее, в программу вошли только 27 компаний и всего 5 банков. Он отметил низкий спрос со стороны мусульман на исламские финансовые услуги, причинами которого являются высокая стоимость и ограниченность предложений. К тому же банки сталкиваются с проблемой отсутствия чёткого портрета конечного клиента.

Как известно, исламский банкинг, являющийся неотъемлемой частью ИФ, представляет собой уникальную финансовую модель, отличающуюся от традиционного банкинга запретом на проценты, спекуляции и инвестиции в запрещенные шариатом сферы. Основные принципы исламского банкинга направлены на обеспечение справедливости и прозрачности финансовых сделок, минимизацию рисков и усиление социальной ответственности. В условиях глобальной нестабильности исламские финансовые продукты демонстрируют устойчивый рост, привлекая внимание как в мусульманских, так и в немусульманских странах.

На сегодняшний день исламское банковское дело является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового финансового рынка, хотя еще 40 лет назад оно оставалось почти неизведанной областью. Несмотря на то, что исламский банкинг все еще мало популярен в большинстве европейских стран и США, интерес к нему неуклонно растет. Это подтверждается высокими темпами его развития: ежегодный прирост исламской финансовой модели составляет 15–20% на протяжении последнего десятилетия. Исламские финансовые институты успешно работают в странах Ближнего Востока (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар), а также в Малайзии, Турции, Индонезии, Великобритании, США и Германии. По оценкам компании Ernst & Young, совокупные исламские финансовые активы в мире составляют около 2,5 трлн долл. США, а к 2025 году могут достичь 3,4 трлн долларов.

Исламский банкинг основан на принципах шариата, которые регулируют все аспекты жизни мусульман. Основным принципом исламской финансовой модели является запрет на взимание ссудного процента в любой форме, что предписано Кораном. Этот запрет, называемый «риба», направлен на предотвращение ростовщичества. Ислам не запрещает получение прибыли, но налагает ограничения на фиксированный доход, который не зависит от результатов деятельности. Таким образом, вознаграждение владельцу капитала не должно представлять собой заранее определенную сумму дохода, гарантированную вне зависимости от эффективности предприятия, как это происходит при начислении процентов.

К числу других запретов, установленных шариатом, относятся:

·       Запрет на гарар — сделки с неопределенностью или скрытой информацией, которые могут привести к конфликтам или убыткам для одной из сторон. Такие сделки считаются недопустимыми, если содержат элементы риска, неясности или обмана.

·       Запрет на майсир — участие в азартных играх и спекуляциях, основанных на случайности или неопределенности исхода. Это также исключает возможность продажи того, чем не владеешь (например, запрет на короткие продажи активов) и сделки типа «долг за долг», такие как форвардные контракты с отсрочкой платежа.

·       Запрет на харам — инвестиции в предприятия, предоставляющие товары или услуги, которые противоречат исламским ценностям, например, алкоголь, свинину, азартные игры, наркотики и проституцию.

Ислам также придерживается строгого подхода к стоимости денег: деньги не рассматриваются как товар и не могут использоваться для извлечения прибыли. В связи с этим запрещено взимать штрафы за просрочку возврата долга.

В отличие от традиционных банков, исламский банк выступает как инвестор, вкладывающий средства на основе договоренностей о распределении прибыли и убытков предприятия. Бизнес-модель исламского банка устроена так, что его прибыль или убыток напрямую зависят от успехов или неудач клиента. Банк является партнером и, разделяя риски, вместе с клиентом несет ответственность за проекты, которые финансирует, получая от них как прибыль, так и разделяя возможные убытки.

Исламский банкинг является одним из самых быстрорастущих направлений финансовых услуг в мире. Принцип партнерского финансирования, лежащий в его основе, рассматривается многими странами как более надежный способ управления рисками и возможностями, делая исламский банкинг основой концепции устойчивого развития.

К преимуществам мусульманского финансирования можно отнести:

  • растущий спрос на исламские финансовые услуги, обусловленный популярностью концепции исламского банкинга.
  • высокую устойчивость исламской финансовой индустрии в условиях мировой нестабильности, что подтверждается ростом ВВП арабских стран.
  • привлекательность исламского банкинга как инструмента экономического развития. Запреты шариата направляют банки и их клиентов к инвестициям в реальные сектора (такие как строительство, промышленность и сельское хозяйство) и разделению рисков и прибыли на партнерской основе. Это создает двойной контроль и минимизирует спекуляции, обеспечивая стабильное развитие экономики.

Однако развитие исламского банкинга сталкивается и с рядом сдерживающих факторов, среди них:

·      трудности правового регулирования и надзора, поскольку принципы ИФ не всегда совместимы с существующими законами и стандартами различных стран.

·      выбор финансовых продуктов и услуг в исламском банкинге ограничен, так как он исключает проценты, азартные игры и другие запрещенные шариатом формы дохода.

·      Исламский банкинг требует высокой квалификации и компетентности персонала, поскольку предполагает сложные расчеты прибыли и убытков, а также знание принципов шариата.

·      отсутствует единый подход к интерпретации шариатских принципов, поэтому различные школы и авторитеты могут придерживаться разных мнений по конкретным вопросам, что создает дополнительные сложности для стандартизации оказываемых услуг.

В соответствии с принципами шариата исламские финансовые продукты можно разделить на три основные категории:

  • Продукты на основе распределения прибыли и убытков (долевое финансирование): мудараба и мушарака.
  • Продукты на основе купли-продажи (долговое финансирование): мурабаха, сукук, иджара, салям, истисна, кард аль хасан.
  • Продукты на основе оплаты услуг и комиссий (комиссионные продукты): вакала и кафала.

Долевое финансирование

  • Мудараба — договор, по которому одна сторона предоставляет капитал, а другая — управленческие навыки для его использования. Распределение прибыли происходит по заранее оговоренным условиям, а все риски убытков несет сторона, предоставляющая капитал. Мудараба является одной из самых популярных форм исламского финансирования и символизирует справедливость и надежность отрасли.
  • Мушарака — договор, предполагающий финансирование через вложение в уставной капитал. Каждая сторона вносит определенную сумму, получая право на долю в прибыли, пропорциональную своему вкладу, и также несет убытки согласно этой пропорции.

Долговое финансирование

  • Мурабаха — схема, при которой банк приобретает актив за собственные средства, а затем продает его клиенту с отсрочкой платежа и наценкой. Важно, что банк становится собственником имущества перед перепродажей, принимая на себя риски владения. Товарная мурабаха — особая форма сделки, в которой клиент получает средства под обязательство выплатить их в рассрочку с наценкой, не приобретая товар.
  • Сукук — сертификат, подтверждающий право на владение активом или его долей на определённый срок, позволяющий получать доход от прибыли, получаемой с этого актива. Является исламским аналогом облигаций.
  • Иджара — договор аренды без обязательства выкупа, при котором арендодатель обязан иметь имущество в собственности перед сдачей в аренду и выполнять капитальный ремонт за свой счет. В отличие от иджары, лизинг предполагает обязательный выкуп арендуемого имущества.
  • Салям — договор на будущую поставку товара с авансовой оплатой. Применяется, например, в сельском хозяйстве для продажи будущего урожая.
  • Истисна — договор, по которому производитель обязуется изготовить оговоренный товар для заказчика за согласованную плату с возможностью рассрочки.
  • Кард Хасан — беспроцентный кредит, предоставляемый для социальных или личных нужд.

Традиционное страхование заменяется в исламских финансах системой такафул, представляющей собой фонд взаимопомощи. Участники фонда остаются владельцами своих взносов и получают доход от их инвестирования, при этом фонда управляет такафул-оператор (страховая компания). Клиент может выйти из фонда, получив назад свой взнос с доходами за вычетом страховых выплат.

В ряде стран Центральной Азии принципы исламского финансирования так или иначе применяются на практике. Например, недавно Комитет по социальной политике Жогорку Кенеша одобрил в первом чтении проект закона «О страховании и страховой деятельности», который вводит в Кыргызстане исламское страхование «Такафул».

В свою очередь, в Казахстане рассматривают возможность введения исламской ипотеки, что может значительно расширить доступ к жилищным займам для граждан с религиозными убеждениями.

Так, Арман Акмагамбетов, директор Ассоциации исламских застройщиков, в конце сентября высказал несколько предложений по внедрению исламской ипотеки. «У нас четыре предложения: создать рабочую группу по внедрению исламской ипотеки, изменить нормативно-правовые акты, разработать самим продукты такого кредитования и выпустить инструменты по привлечению иностранных инвестиций. Мы как застройщики готовы принять активное участие, даже если понадобится профинансировать те или иные экспертные заключения, работу по получению определенных сертификатов и провести необходимый workshop в рамках привлечения иностранных инвесторов. То есть все готово, нужны только участие со стороны Отбасы банка и помощь по созданию данной площадки», — отметил он.

В свою очередь, представитель Союза строителей Казахстана Вячеслав Лазарев подчеркнул, что запрос на исламскую ипотеку в стране уже существует, и многие граждане не могут воспользоваться традиционной ипотекой из-за религиозных принципов. «Во всем мире существует практика так называемых этических финансов, или их называют еще исламскими финансами. Это довольно крупный рынок, около 5% всего мирового ВВП. В недавнем отчете Исламского банка развития было указано, что около 1,5 млн активных участников рынка — потенциальные пользователи исламской ипотеки. То есть эти люди сейчас не вовлечены в финансовую систему банков, в кредитование жилья. Это огромный потенциал», — отметил он.

Абдалимов.jpg

Банки Узбекистана готовы внедрять исламские финансы при наличии необходимых регуляторных и технологических платформ, летом 2024 года сообщил Лазизжон Абдалимов, главный специалист отдела по работе с инвесторами, инфраструктуры рынка капитала и развития финансовых продуктов Национального агентства перспективных проектов Узбекистана. Он также выделил ключевые проблемы и перспективы развития исламского финансирования в Узбекистане. Среди ключевых препятствий он отметил недостаточную финансовую грамотность, дефицит экспертизы в профессиональном сообществе, отсутствие современных ИТ-инструментов для реализации продуктов исламского банкинга, а также регуляторные барьеры.




Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ