
Взрывной рост электронной коммерции в Центральной Азии и ближайшие перспективы развития маркетплейсов обсудили в Алматы
Электронная коммерция продолжает оказывать существенное влияние на потребительский рынок Казахстана, где проникновение e-commerce в 2023 году составило 12%. Особый рост демонстрирует сегмент e-grocery, а потребители всё больше привыкают к онлайн-шоппингу.
Казбек Кужимов, директор по связям с государственными органами Wildberries в Казахстане, подчеркнул, что тренд развития маркетплейсов движется в сторону формирования экосистемы, а ключевыми драйверами роста в Центральной Азии остаются государственная поддержка, гармонизация законодательства, цифровизация и ускорение доставки. Он отметил, что Wildberries присутствует в 9 странах и ежедневно обрабатывает 13 млн заказов.
Ильшат Хаметов, генеральный директор Uzum Market, Узбекистан, рассказал, что Uzum Market за два года существования совершил революцию на рынке Узбекистана, который является самым быстрорастущим в Центральной Азии с текущим проникновением e-commerce на уровне 1,5-2%. К 2027 году рынок e-commerce в Узбекистане может вырасти в 7 раз. Компания активно развивает собственную логистическую инфраструктуру и планирует выход на IPO в 2026-27 годах с последующей локализацией в соседних странах.
Рошангуль Тохтьянова руководитель отдела категорийного менеджмента и товародвижения Ozon в СНГ, отметила, что Ozon стремительно расширяет своё присутствие в Центральной Азии и Кавказе, достигнув охвата в 70% активных интернет-пользователей в Казахстане. В первой половине 2024 года число клиентов компании в стране составило 1 миллион.
Екатерина Дубкова, руководитель отдела е-commerce в компании Intertop, подчеркнула, что 35% всех продаж компании приходится на e-commerce, а в ближайшее время планируется запуск собственного fashion-маркетплейса.
Ману Авгонов, руководитель сервиса Yandex Delivery в СНГ, рассказал о достижении уровня более 1 млн доставок в день в 2023 году на всех рынках, кроме России.
Одним из основных вопросов на форуме стала борьба с контрафактом. Wildberries и Ozon активно работают над улучшением механизмов защиты интеллектуальной собственности, используя цифровые арбитражи и маркировки «оригинал».
Обсуждая кадровые проблемы, эксперты отметили, что нехватка курьеров может стать вызовом, особенно в условиях роста заработных плат и увеличения спроса на логистические услуги.
Прогнозы участников сводятся к тому, что в течение 5-7 лет проникновение e-commerce может достичь плато в 30-35%, что станет новой вехой для развития цифровой торговли в регионе.