Инструкция: как вернуть деньги, переведенные мошенникам
Прежде чем перевести деньги клиента, банки должны будут убедиться, что реквизиты получателя перевода не засветились в мошеннических схемах. Такой закон вступил в силу 25 июля.
Документ предусматривает период охлаждения — два дня. При отправлении на подозрительный счет банк обязан приостановить операцию и незамедлительно сообщить клиенту о том, что реквизиты принадлежат аферистам. Если спустя два дня клиент все же решает повторно отправить средства или не отреагирует на предупреждения в период охлаждения, то деньги уйдут мошенникам. Банк в этом случае не будет отвечать за последствия.
Двухдневный период охлаждения исчисляется c того дня, когда клиент дал согласие на перевод или попытался совершить повторную операцию, заканчивается в полночь следующего дня.
В Ассоциации банков России (АБР) в связи с вступлением в силу нового закона ожидают незначительного роста случаев приостановки платежей законопослушных граждан и сохранения скорости переводов на прежнем уровне. «На первом этапе будет идти отладка процедур с учетом введенных изменений, поэтому банки будут перестраховываться, предпочитая защитить клиента. Соответственно, число случаев приостановки платежа может вырасти, но незначительно», — рассказал вице-президент АБР Алексей Войлуков.
Изменения, которые влияют на процедуру (расширение списка признаков мошеннических операций, добавление банка-получателя, придание юридической значимости данным в базе Банка России, которые не всегда на 100% указывают на мошенника) уже учтены или будут учтены участниками рынка, говорит Войлуков. «Например, дополнительные признаки мошенничества крупные банки уже отрабатывали вместе с сотовыми операторами. Что касается верификации данных в базе регулятора, то мы отправляли по этому поводу свои замечания, и Банк России подготовил регламент об исключении из «черного» списка», — добавил он.
Также по мнению вице-президента АБР, скорость переводов не изменится, по крайней мере, не изменится заметно. «В случае с СБП, например, скорость проведения операций технически регламентирована и, соответственно, любые дополнительные проверки должны в эти регламенты укладываться», — заключил Алексей Войлуков.
В каких случаях банк обязан вернуть деньги
C 25 июля кредитные организации обязаны проверять каждый исходящий электронный перевод и выявлять признаки того, что он делается без добровольного согласия клиента или с согласия, но полученного под влиянием или при злоупотреблении доверием, отмечает пресс-служба Росбанка.
Если сомнительный перевод был выполнен, и банк не заблокировал операцию на два дня для проверки, то в случае подтверждения мошенничества деньги банк будет обязан вернуть деньги.
Таким образом, банк будет обязан возместить ущерб, если нарушил следующие требования:
· не проверил реквизиты получателя перевода на предмет участия в мошеннических схемах;
· совершил перевод получателю, связанному с мошенничеством, без приостановки подозрительной операции на два дня;
· не уведомил клиента о том, что операция может проводиться без его добровольного согласия;
· сделал перевод после того, как клиент сообщил об утере карты или утечке данных.
Кредитная организация обязана возместить средства отправителю перевода в течение 30 дней в случае перевода внутри страны и 60 дней — для трансграничных переводов. Чтобы получить деньги, клиент должен подать заявление.
Признаки подозрительных операций
ЦБ РФ определил шесть признаков подозрительных операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения переводов.
· совершение перевода денежных средств лицу, включенному в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»;
· осуществление перевода с использованием устройств, включенных в указанную базу данных Банка России;
· выявление банком нетипичной для клиента операции, например, по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения;
· на счета, по которым согласно оценке антифрод-систем банков, совершались мошеннические операции, даже если клиент не сообщал об обмане;
· если имеются данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции, например, информация от операторов связи;
· если имеется информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств, поступившая по любым каналам, а не только при информационном обмене с правоохранительными органами на площадке ФинЦЕРТ Банка России.
Первые три признака перевода денежных средств без согласия клиента операторы по переводу денежных средств были обязаны приостанавливать с 26 сентября 2018 года. Последние три признака включены в перечень подозрительных операций с 25 июля.
Кроме того, банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России. До этого сведения о дропперах кредитные организации получали только из базы данных регулятора.
Если пришло оповещение о списании денежных средств с банковского счета, но вы ничего не покупали и никому деньги не переводили, вероятно, данные вашей карты попали в руки мошенникам. Если вы соблюдали правила безопасности и никому не сообщали ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию, то шансы вернуть деньги велики.
Как вернуть похищенные из банка деньги
Заблокируйте карту
Любым удобным способом — по телефону горячей линии банка, в интернет- или онлайн-банке, в ближайшем отделении кредитной организации (при наличии паспорта). При этом недостаточно просто заблокировать карту в приложении, для полной безопасности необходимо поставить в известность банк, что клиент стал жертвой мошенников.
Если данные для совершения операций (например, номер банковской карты, CVC/CVV код) попали в руки мошенников, клиент должен незамедлительно обратиться в круглосуточный контакт-центр для блокирования банковской карты, сообщили в пресс-службе РСХБ.
Сообщите о незаконном списании и оформите возврат денег
Сходите в ближайший офис с паспортом, попросите выписку по счету и напишите заявление с требованием вернуть деньги. После того как вы сообщили о факте мошенничества, регулярно проверяйте статус вашего запроса в банке, советует ведущий юрист компании «Легис Веритас» Диана Суворова. «Это поможет оперативно реагировать на запросы банка о предоставлении дополнительной информации или документов», — уточняет она. Также стоит убедиться, что ваши другие банковские счета в безопасности и что мошенники не смогут использовать полученную информацию для дальнейших атак, добавила Суворова.
Дождитесь ответа от банка
Банк по факту обращения должен провести служебное расследование, которое может занимать месяц, если преступники действовали на территории России, и два месяца — в другой стране. По итогам проверки кредитная организация вернет деньги, если убедится, что вы не нарушали правила безопасности и списание произошло без вашего ведома.
Что делать, если банк не возвращает деньги
Обычно в договоре при открытии счета должен быть указан срок возврата денег. Если он не регламентирован договором, то можно руководствоваться Гражданским кодексом, в котором прописано, что «обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении». В случае если банк отказался вернуть деньги, то следует потребовать от организации официальный ответ, с которым можно обращаться в правоохранительные организации и суд.
Также рекомендуется подать заявление в полицию по факту мошенничества. «Это не только увеличит ваши шансы на возврат денег, но и поможет предотвратить дальнейшие преступные действия мошенников», — добавила эксперт. При обращении в полицию важно предоставить все возможные доказательства: скриншоты переписки, копии платежных документов и любые другие данные, связанные с переводом.
Как обжаловать попадание в черный список
В базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» могут попадать добросовестные граждане и компании по разным причинам.
Если гражданин попал в этот список по ошибке, он или банк имеет право обжаловать это решение. Например, обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня.
Независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:
· фамилию, имя и отчество (при наличии);
· серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;
· полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;
· номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;
· номер телефона (при наличии).
Дополнительно можно указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.
В свою очередь, как отметил Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД): «В таких подходах ключевым является соответствие между жесткостью контроля и удобством клиента, это сложный компромисс. На практике надо посмотреть на детали реализации схемы банками. Разумеется, данный подход не является панацеей, но при правильном применении способен несколько уменьшить поток мошенничества. Основная проблема останется – в случае попадания под воздействие социальной инженерии клиент убежден в целесообразности операции, и со стороны ее зачастую сложно отличить от добросовестной. Тем не менее, можно рассчитывать, что банки станут внимательнее и не будут позволять восьмидесятилетним бабушкам так легко и внезапно переводить накопления на неизвестный счет».
По материалам rbc.ru.