Электронный социальный сертификат. Универсальный инструмент для программ адресной социальной помощи
Адресная социальная помощь – одна из ключевых форм взаимодействия государства и гражданина, попавшего в сложную жизненную ситуацию. Пособия, льготы, преференции различного рода существуют в множестве форматов. За примером далеко ходить не надо, молочная кухня или пособие по безработице являются прекрасными примерами подобного взаимодействия.
Прежде чем перейти к основной теме статьи, стоит вначале рассмотреть, чего же конкретно мы ожидаем от «правильной» программы адресной социальной помощи.
Запросы и ожидания от социальной поддержки
1. Удобство. Именно удобство часто является важнейшим запросом и ожиданием. Вместе с тем для каждого из участников удобство понимается по-разному:
• для гражданина – это простота в оформлении и получении льготы, отсутствие длительных сроков и сложных манипуляций;
• для органов государственной власти – отсутствие необходимости в создании и сопровождении побочных бизнес-процессов.
2. Адресность. Одно из ключевых ожиданий от программы со стороны государства. Любой чиновник, организующий подобные субсидии, крайне заинтересован в целевом расходовании выделенных средств. Отсутствие возможности адресно направлять помощь на достижение нужных показателей отталкивает ведомства от потенциального расширения подобных программ.
3. Контроль. Третьим запросом, исходящим преимущественно от создателей социальных программ, является контроль за всем процессом ее реализации. Это предполагает неоднократный сбор обратной связи от граждан, отслеживание динамики использования. В конечном счете такой контроль направлен на поиск мест для улучшения мер поддержки, которые могут быть направлены как на повышение удобства и адресности, так и на другие факторы социальной программы.
Конечно, существуют и другие факторы, но в рамках этой статьи внимание будет уделено именно этим трем – удобству, адресности, возможности контроля и внесения изменений.
Актуальные виды социальной помощи, их преимущества и недостатки
На сегодняшний день актуальными можно считать три основных вида социальной помощи:
1. Натуральная помощь, то есть прямая передача товаров и услуг гражданину. Можно выделить следующие ограничения этого вида помощи:
· ограниченный выбор ассортимента для потребителя (ограничения по качеству, функционалу, производителю);
· локализация мест выдачи (сложно доставить определенный продукт в любую точку адресно гражданину);
· необходимость организации большого количества процессов, нетипичных для органа власти, организующего программу адресной социальной помощи (закупка, транспортировка, хранение, выдача). По сути – это попытка государства заместить бизнес в тех вопросах, в которых он объективно является более компетентным.
Тем самым по критерию «удобство» сложно высоко оценить натуральную помощь, что подводит к мысли (решению) о совмещении такого рода помощи с другими для нивелирования ограничений, но и сохранения преимуществ натуральной помощи.
2. Денежная помощь, которая заключается в прямой передаче гражданину денежных средств (например, поддержка малоимущих семей, пособие по безработице и пр.). Можно выделить следующие ограничения этого вида помощи:
· отсутствие у органа государственной власти уверенности, что средства, выделенные на конкретные цели, будут потрачены соответствующим образом, а полученные средства не будут обналичены, на них не будет приобретена валюта, они не будут сохранены под подушку «на черный день» и вернутся в финансовый оборот страны;
· невозможность контроля хода реализации программы адресной социальной помощи, в следствие чего – невозможность объективно оценить необходимость внесения изменений в неё, а также в будущие подобные программы.
Таким образом, в случае с денежной помощью критерий «контроль» оказывается наиболее труднодостижимым и требует привлечения дополнительных усилий и усложнения системы, а значит и негативно влияет на критерий «удобство».
3. Компенсационная помощь, которая подразумевает компенсацию затрат гражданина на приобретение определённых товаров и услуг. Можно выделить следующее ограничение этого вида помощи:
· необходимость сохранять и предоставлять чеки, делает этот вид социальной помощи не очень востребованным, то есть также снижается удобство.
Компенсационный способ льгот действительно ближе напоминает те самые электронные социальные сертификаты (о них ниже) в плане достижения нужных нам критериев социальной программы, но все еще является не самым эффективным.
Вместе с тем каждый из этих видов реализации, к сожалению, не способен в полной мере удовлетворить те критерии, которые были озвучены ранее.
Электронный социальный сертификат как выход?
Что вообще такое электронный социальный сертификат? Простыми словами, это специальный счет, открываемый на любой дебетовой карте любого банка, на который вносится определенная сумма денег и вносится ряд ограничений:
· ограничения по перечню номенклатурных позиций, доступных к приобретению за начисленные средства;
· ограничения по предельной стоимости одной единицы товара;
· ограничения по количеству приобретаемой продукции.
При этом каждое из этих ограничений не обязательно, а список номенклатуры можно делать как положительным (только эти товары), так и отрицательным (все, кроме этих товаров).
Для потребителя льготы использование ЭСС, по сути, ничем не отличается от использования дебетовой карты, за исключением необходимости понимания перечня товаров, который доступен для приобретения. В остальном пользователь так же приходит в любой магазин, подключенный к этой системе, совершает покупки как за безналичный расчет. И в случае, если не все товары, которые он планирует приобрести, доступны к приобретению, он может доплатить за остаток своей продуктовой корзины из собственных средств.
ЭСС полностью соответствует основным критериям социальной помощи. Он позволяет сохранить адресность, так как на начисленный сертификат попросту невозможно купить что-то кроме того, что разрешил купить орган государственной власти. Этот сертификат невозможно обналичить, невозможно сберечь на черный день. Он может быть потрачен только на те товары, которые были одобрены.
При этом сам процесс получения как сертификата, так и итогового товара крайне прост. Для начисления сертификата пользователю нужно лишь предоставить реквизиты своей карты, а получение льготы становится для него доступным в любом магазине, который подключен к программе.
Для государственных органов помимо унифицированной и стандартизированной процедуры выделения льготы гражданину (от молочной кухни до подарочного набора на 9 мая) появляется гарантия целевого расходования бюджета гражданином, а также полный и прозрачный контроль за ходом реализации программы, которая позволит строить прозрачные отчёты и вносить необходимые коррективы как в текущую программу, так и в будущие.
Таким образом, можно считать, что ЭСС выступает некоторым компромиссом, точкой баланса между «удобно», «адресно», «контролируемо» как для гражданина (пользователя сертификата), так и для органов государственной власти, которые получают возможность сделать поддержку простой, целевой и отслеживаемой.
Как реализовать?
Польза от внедрения подобного формата предоставления социальной помощи населению очевидна. Это прямое увеличение покупательской способности гражданина за счет средств, выделенных из бюджета, а также замещение функции государства в снабжении необходимыми товарами уязвимых слоев населения.
Ключевым условием для позитивного развития подобного формата предоставления социальной помощи является независимость владельца и оператора подобного процессинга от ключевых бенефициаров, в особенности – от бизнеса.
Здесь отличным референсом будет служить реализация подобного социального процессинга в Российской Федерации со стороны Федерального казначейства РФ в связке с НСПК по 491-ФЗ от 30.12.2020.
В данном случае у органов государственной власти не будет подозрений о риске монополизации подобного формата реализации программ адресной социальной помощи, а значит система будет равноценно работать для всех ее участников.
При этом само Федеральное Казначейство выполняет свое КПЭ по цифровизации предоставления государственных финансовых услуг и будет полностью заинтересовано в развитии и продвижении данного процессинга.
Схожей альтернативой можно считать введение на территории Российской Федерации цифрового рубля. Этот платежный инструмент действительно имеет схожий функционал и рано или поздно сможет вытеснить электронные сертификаты.
Однако по самым оптимистичным прогнозам обращение цифрового рубля среди граждан ожидается не ранее 2030 года, а текущие пилоты ЦБ РФ больше направлены на B2B и B2G взаимодействие, в связи с чем подобную альтернативу на ближайшую и среднесрочную перспективу я бы рассматривать не стал.