Кабмин предложил повысить штрафы для банков за нарушения при рекламе кредита
Как напомнили в Ассоциации юристов России, в конце прошлого года вступил в силу закон, обязывающий банки указывать крупным шрифтом сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита в процентах годовых.
Это значит, подчеркивают эксперты, что будет нарушением указывать в рекламе только привлекательную информацию - например минимальную ставку, которая зачастую или устанавливается не на весь срок кредита, или требует соблюдения дополнительных условий. Например: пообещать полпроцента, но - только в первый месяц. А то, что потом процент автоматически превращается в грабительский, скромно умолчать. Почему так делают банки, понятно. Но так делать - незаконно.
"За нарушение данного требования, согласно проекту, должностным лицам будет грозить штраф от 40 тысяч до 100 тысяч рублей, юридическим лицам - от 600 тысяч до 1 миллиона 600 тысяч рублей", - сообщил председатель правления АЮР Владимир Груздев.
Он подчеркнул, что реализация предлагаемых рассматриваемым законопроектом положений будет способствовать повышению степени защищенности прав граждан.
В свою очередь, заместитель председателя Союза юристов-блогеров при АЮР Мария Верховская заметила, что рассматриваемый сейчас в Госдуме проект также распространяет ответственность за нарушения при рекламе кредита на микрофинансовые организации. Это важно.
"К рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности предъявляются специальные требования, - говорит она. - В частности, в рекламе банковских услуг запрещено умалчивать об условиях, влияющих на сумму доходов или расходов".
Между тем, по ее словам, соответствующие нормы КоАП пока не распространяются на микрофинансовые организации, что позволяет им формально избегать ответственности за данное нарушение.
Также, как поясняет представитель АЮР, информация о диапазоне значений полной стоимости кредита должна быть указана до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка. Требование об указании диапазона значений ПСК касается и рекламы со звуковым сопровождением.
"Норма будет применяться к любым потребительским кредитам, в том числе ипотечным", - подчеркивает она.
По ее словам, если реклама кредита нарушает закон, следует обратиться в Федеральную антимонопольную службу.