29.12.2023, 16:37
Количество просмотров 1599

Ключевые тренды криптоотрасли 2023–2024

Гегемония биткоина, токенизация активов, улучшение пользовательского опыта, путь к дедолларизации, децентрализованная идентичность и многое другое обсуждаем в интервью порталу PLUSworld Владимира Смеркиса, экс-главы Binance в СНГ, колумниста Cointelegraph.com и Forbes.
Ключевые тренды криптоотрасли 2023–2024

PLUSworld: Почти два года вы возглавляли офис крупнейшей в мире криптовалютной биржи Binance в России и СНГ. В сентябре 2023-го вы покинули свой пост, а вскоре биржа объявила о своем уходе с российского рынка. Эти события были взаимосвязаны?

В. Смеркис: Да, эти события однозначно взаимосвязаны. Понятно, что сегодня мы наблюдаем очень серьезное давление со стороны США (и его результат – со стороны Европы) относительно российского рынка криптовалют, да и в целом всего рынка. И поэтому сейчас уже можно точно сказать, это абсолютно связанные события. Ушел не только я, но и мой коллега, Глеб Костырев, который был вице-президентом Binance и возглавлял отделения более 60 стран. А через месяц после этого из Binance ушла практически вся команда СНГ. Все наблюдали результат давления США в ноябре 2023 года, когда основателю компании Binance были предъявлены иски. Он был лишен возможности возглавлять компанию ближайшие несколько лет, но на самом деле история развивалась с начала 2023 года, когда США предъявляли к компании разного рода претензии. И одна из них – как раз о присутствии на российском рынке. Ведь если компания обладает 50% всего рынка, она так или иначе становится связана и решениями, которые принимают политики.

PLUSworld: Как вы полагаете, какова вероятность того, что криптобиржи и дальше будут вводить ограничения для россиян?

В. Смеркис: Это очевидно. Понятно, что в целом регуляторика повсеместно, по миру, будет усугубляться и усложняться. Мы это видим и по уходу Binance и других бирж с европейских регулируемых рынков, потому что данные компании не могут соответствовать тем требованиям, которые выдвигает регулятор.

Мой прогноз таков: следующие по размеру за Binance биржи, такие, как Bybit, Bitget, OKX и многие другие будут подвергнуты давлению со стороны регуляторов так называемого цивилизованного мира. Так, мы видим, что компания OKX уже убрала рубль из возможности торговать для россиян, и многие другие вещи. Конечно, биржи второго-третьего эшелона сильно радовались, когда против Binance вводили санкции. Они ожидали перелива клиентов на новые площадки, где россияне еще могли бы торговать. Но мне кажется, эта музыка будет играть недолго.

С другой стороны, мы видим, что на рынках со сложной геополитической и экономической ситуацией криптовалюты чувствуют себя как никогда лучше. Думаю, очень скоро мир разделится на две части. Одна – суперрегулируемая и суперконтролируемая, которая будет словно под лупой – это страны Центральной Европы, США и их друзья.

Другая часть – достаточно свободолюбивая в виде так называемого глобального Юга – страны СНГ, Турция, Индия, Вьетнам, Индонезия, Филиппины, Бангладеш, Шри-Ланка и так далее, где люди очень любят криптовалюту. И регуляторика там будет более взвешенной. Потому что это – налоги, рабочие места, инновации; это все, что странам глобального Юга сейчас жизненно необходимо. Безусловно, Китай, наверное, можно отнести туда же, но по понятным причинам в частности запрета, наложенного государством на криптовалюты, активно продвигаться там игрокам будет очень сложно. Хотя тема эта очень актуальна. Поэтому сейчас появляется огромное количество возможностей для новых игроков, как локальных, так и российских. Санкт-Петербургская Биржа уже активно двигается в сторону создания своей цифровой площадки. И я знаю еще нескольких игроков, которые пристально смотрят на этот рынок и собираются развивать его для нашего региона. Поэтому раскол в мире крипты очевиден. Хотя тема эта связана единой нитью блокчейна. Но с разным фокусом обзора, с разными интересами.

PLUSworld: Вы сказали, что спрос на криптовалюты в России сейчас колоссальный. Чем это обусловлено?

В. Смеркис: Начиная с 2022 года в России уровень массовой адаптации населения к криптовалютам вырос. Первая причина – утилитарна. Нам отрезали большую часть финансовых организаций, возможность переводить фиатные средства, доллары, евро за рубеж, взаимодействовать с зарубежными банками. Многим зарубежным банкам строго наказали не работать с россиянами. В России не работают Visa и Mastercard. В некоторых странах, конечно, можно использовать «Мир», но это отдельные локации, 100%-ного покрытия нет.

Поэтому криптовалюта стала утилитарной функцией. Это касается и частных клиентов, которым нужна валюта за рубежом, например – на отдыхе. Но это важно и для бизнеса: когда необходимо закупить запчасти для самолетов, для автомобилей, для станков, когда необходимо купить ткани или фурнитуру для ателье. Здесь криптовалюта является идеальным способом оплаты.

Вторая причина – это вопрос трейдинга и инвестиций. Крипторынок гораздо эффективней, интереснее и удобнее, чем классический фондовый рынок. Во-первых, он работает 24 часа в сутки. Во-вторых, он, конечно, более волатильный, что дает больше возможностей для трейдера и инвесторов. В-третьих, вход на этот рынок существенно проще. Достаточно на какой-нибудь бирже пройти процедуру, сфотографировать свой паспорт, и вы уже через несколько минут становись ее клиентом. При помощи P2P-технологии, например, других фиатных мостов, вы можете купить свой первый биткоин, обменять его на другие криптовалюты, торговать или купить актив для долгосрочных инвестиций. То есть, повторюсь, рынок сам по себе технологически проще, интереснее и удобнее для массового сегмента. И понимать это наконец-то начинает все большее количество людей.

Третья причина – это общая ситуация на рынке в 2023 году, когда он вырос на 110%. Основной актив, который занимает больше 50% всего рынка – биткоин, увеличил свою капитализацию на 160%. Когда все так растет, цветет и пахнет, это не может не вызывать интереса как у частных лиц, так и у финансовых организаций.

PLUSworld: Как все новое, криптоиндустрия привлекает и темных личностей. Недавно вы записали подкаст, где, в том числе, обсуждали тему крипто-преступлений и рынок в 2024 году. Могли бы прокомментировать эту тему?

В. Смеркис: Есть два вида преступлений. Первый - когда преступление совершается при помощи криптовалют, но также могло бы совершаться при помощи обычных – т. е. фиатных валют: долларов, рублей и т. д. Например, это вирусы-вымогатели или грабежи криптовалют с физическим похищением носителей – там криптовалюта выступает лишь инструментом.

И второй тип – это технологические преступления, например, полевые атаки. Преступники совершают новые типы преступлений, правоохранительные органы их все более активно расследуют. Понятно, что в любых индустриях, где деньги имеют хождение, будут появляться и преступники, но не стоит забывать главный принцип прозрачности блокчейна, благодаря которому преступники рано или поздно будут деанонимизированы.    

PLUSworld: Биткоин сейчас в центре внимания. Как вы прокомментируете перманентные скачки цен на этот вид цифровой валюты?

В. Смеркис: Этот рынок по масштабам мировой финансовой системы очень маленький. В начале 2023 года он составлял меньше 1 трлн долл. Сейчас – 1,68 трлн долл. (на 27 декабря 2023 года). Поэтому, конечно, волатильность индустрии очень большая. Безусловно, каждый новый миллиард долларов, что заходит на рынок, может существенно повлиять и на цену всего рынка, и того или иного актива, в частности. Поэтому надо помнить о том, что эта индустрия крайне высокорисковая. Здесь в инвестициях – главное правило: высокий доход = высокий риск. Невозможно заработать в 36 раз больше, не имея возможности потерять все.

Мы видим, что в 4-м квартале 2023 года на 60% увеличилось количество инвестиций в блокчейн проекты, блокчейн стартапы, в блокчейн компании, по сравнению с 3-м кварталом 2023 года. При этом весь объем инвестиций в блокчейн-проекты 2023 году составил чуть больше 9 млрд долл., в то время как в 2022 году инвестиции были в размере более 40 млрд долл.

Однако по моим ощущениям разворот рынка все-таки происходит или будет происходить в самое ближайшее время. Но это не точно. Мы видим сейчас рост курса биткоина с 16 тыс. до 44 тыс. долл., и это еще не финальная остановка. Думаю, игроки еще вернутся, чтобы зафиксировать свою прибыль. Мы можем выйти со среднего уровня падения и уже через него подняться на новые вершины.

PLUSworld: Многие считают, что институциональные потоки средств останутся привязанными к биткоину, по крайней мере, до первой половины 2024 года. Как вы полагаете, чем это обусловлено?

В. Смеркис: Да, биткоин является своего рода цифровым золотом. Он выступает одним из основополагающих активов в индустрии, у него уровень высокий доминации, то есть его стоимость среди других активов – 50% крипторынка на 27 декабря 2023 года. То есть огромное количество мощностей, оборудования направлено на то, чтобы его майнить. Это колоссальное количество инвестиций по всему миру. И майнеры не должны, по крайней мере, стремиться к тому, чтобы продавать биткоин дешевле стоимости его производства, то есть стоимости оборудования, электроэнергии, интернета и т. д.

Плюс к этому биткоин не стоит на месте, у него появляются технологические улучшения и новшества, в частности, Lightning. Это технология «поверх» биткоина, которая позволяет проводить быстрые транзакции, быстрые денежные биткоин-переводы, и т. д. В конце 2022 года появилась новая технология, которая называется Inscription. Она позволяет создавать NFT или уникальные сертификаты на биткоине. Сейчас эта тема тоже шумит из всех утюгов. Возникает много новых инноваций и кейсов.

PLUSworld: Считается, что децентрализованные блокчейны являются противовесом централизованному искусственному интеллекту. Что вы можете сказать на тему слияния ИИ с блокчейном?

В. Смеркис: Я думаю, что в целом искусственной интеллект имеет все шансы стать большей индустрией, чем блокчейн, как таковой. Но здесь есть ряд философско-критических проблем. Например, если мы спросим, искусственный интеллект Сбера или Яндекса и сопоставим их ответы с вариантами американских OpenAI или Google-Bark (большая языковая модель, которую разрабатывает Google), то ответы могут несколько отличаться.

Плюс в текущих языковых моделях ИИ есть ряд цензурных барьеров. Наверное, это правильно. Однако блокчейн-технологии более демократичные. Они про настоящую, искреннюю, не манипулируемую, не цензурируемую ценность. В частности, биткоин никому не принадлежит – или же принадлежит всем. Хочешь его майнить – майнь, хочешь торговать – торгуй, хочешь его хранить – храни, никто об этом может не узнать. И мне кажется, что следующий этап ИИ тоже должен быть децентрализованным – когда нет цензуры, все могут стать его донором при добавлении в него разного функционала и т. д. Безусловно, внутри блокчейн-технологических проектов ИИ используется достаточно давно. И в практическом смысле ИИ активно применяется в блокчейне уже сегодня. Но мы говорим в более глубоком, более философском смысле – мы ждем появления децентрализованных языковых моделей для развития ИИ, которые будут не подвергнуты цензуре, а будут созданы абсолютно демократично. Я лично этого очень сильно жду.

PLUSworld: Режим торговли криптовалютой может измениться в сторону Web3 приложений в 2024 году, поскольку участникам рынка более интересно разнообразие вариантов проведения сделок. Можно ли считать, что Web3 долго будет оставаться независимой финансовой площадкой?

В. Смеркис: Давайте определимся в понятиях. Сначала был Web1 – это своего рода файлотека, откуда люди могли черпать информацию. Мы заходили в интернет для того чтобы что-нибудь почитать или узнать время работы какого-то предприятия, или адрес какой-то организации, например. Мы еще не могли взаимодействовать с интернетом.

Потом появился Web2 – в котором мы живем сегодня. Здесь существует большинство компаний, продуктов и проектов. Теперь мы можем выложить в сеть свой контент, разместить фотографии, тексты, можем взаимодействовать с централизованными серверами, будь то криптобиржи или, например, игры, совершать покупку и продажу, и так далее.

А Web3 – это когда мы не только можем интерактивно взаимодействовать посредством глобальной паутины друг с другом, но действительно владеем активами. Поясню на примере. Сейчас мы открываем приложение любого банка и видим там цифры на своем счету. Но если подумать, мы этим цифрами не владеем. Этим цифрами владеет банк. Если завтра регулятор, например, скажет, что этому человеку возможность вывода средств закрыта, то данный клиент ничего не сможет сделать, кроме как расстроиться и пытаться бороться за возвращение своих средств. То же самое – с централизованными биржами. Вы видите количество биткоинов или эфириумов на своем счету на централизованной бирже, но завтра может прилететь некий запрос, и вы этих средств лишитесь. То есть на самом деле не вы решаете, как ими распоряжаться, это не истинное владение активом. То же самое с недвижимостью и т. д. Вы пользуетесь ими при определенных обязательствах, опираясь на определенные документы, надеясь, что все будет хорошо, соблюдаете закон, но тем не менее не можете на это реально повлиять. Произойти может всякое. Страна может изменить название, новое юридические документы могут появиться, и т. д.

А вот в случае с блокчейном, или Web3 вы действительно можете владеть своим активом. Вы действительно владеете теми биткоинами или эфириумами, или другими валютами, которые у вас лежат в кошельке, и вы можете перевести их абсолютно на любой адрес.

Вопрос с Web3 напрямую увязан с DeFi – децентрализованными финансами. Это история с децентрализованными биржами, так называемыми дексами.

Например, Binance является централизованной биржей. То есть вы туда загрузили свои средства, торгуете, но по факту не владеете своими активами.

И есть децентрализованные биржи, где у вас есть кошелек, вы подключаетесь к этой бирже и совершаете обмен хоть на другом конце мира с другим человеком, у которого есть актив, который вас интересует.

Так вот – количество децентрализованных бирж растет, объемы торгов на них растут, но пока еще являются достаточно мизерными относительно централизованных площадок. Все-таки людям важно удобство, службы поддержки и так далее, которые на централизованных площадках, как правило, в большей степени доступны пользователям.

Однако даже централизованные биржи запускают свои децентрализованные площадки. В частности, Binance, ОКХ. Но я делаю ставку на гибридные площадки, то есть на соединение лучших возможностей централизованных бирж с децентрализованными площадками. Мне кажется, это будет тренд 2024–2025 годов, который мы с вами увидим. То есть удобство, комфорт, службы поддержки, помощи и т. д. вместе с полной свободой действий и возможностью реально владеть активами. Мне кажется, это идеальный сценарий, и я очень хочу увидеть его в ближайшем будущем.

PLUSworld: Дедолларизация сегодня является одной из самых обсуждаемых тем. Какие прогнозы в этом смысле вы строите на 2024 год? Особенно на фоне ожидаемого значительного расширения BRICS?

В. Смеркис: На самом деле мне бы очень хотелось, чтобы это произошло. Понятно, что как бы мы к этому не относились, США являются существенным мировым экономическим игроком. Плюс, к сожалению, у США еще очень много рычагов давления на мировую экономику. Особенно – для стран БРИКС. При этом данные страны занимают далеко не последнее место в мире хотя бы по численности населения и размерам территории. США же используют разные методы, зачастую отнюдь не с благими намерениями. Начиная от возможности блокировок счетов в любом европейском банке и вплоть до экстерриториального влияния на свободу граждан во всем мире. В том числе, и в блокчейн-среде, где присутствуют стейблкоины, такие как USDT и USDC, которые созданы в США, и которые имеют многомиллиардные обороты и многомиллиардную эмиссию.

Сейчас многие страны «незападного» мира работают над собственными стейблкоинами для того чтобы способствовать дедолларизации и свободному обращению криптовалюты и других валют. Надеюсь, в 2024 году эта тенденция станет еще более актуальной.

 

 

 

Рубрика:
{}Криптобизнес
Новости в вашей почте
mail

PLUSworld в соцсетях:
telegram
vk
dzen
youtube
ЕЩЁ НОВОСТИ