Роман Волков о проблемах и перспективах импортозамещения ПО
Пока ни одна отрасль отечественной промышленности не прошла полную процедуру импортозамещения софта успешно — слишком короткие сроки для такого масштаба изменений. Отрасли, у которых импортозамещение на довольно серьезном уровне, — это те, где есть высокая степень участия государства. Например, это топливно-экономический сектор, атомная, ракетно-космическая и оборонная промышленности.
Тем не менее, и в таких отраслях процессы замещения систем основного производства идут не быстро: например, в ракетно-космической отрасли по прогнозам это произойдет в лучшем случае к 2028 году. Речь идет об управлении станками ЧПУ, проектировании СКАД. Только после этого можно говорить об импортозамещении систем ERP, CRM и других дополнительных сервисов. В этой части идет масштабная работа, и даже создан специальный центр компетенций, который ее координирует. Однако в настоящий момент часть импортных программных средств не может быть заменена отечественными — их просто нет.
При этом промышленность не обладает такими ИТ-ресурсами, как, например, банковский сектор. Там есть большой штат внутренних специалистов и внешних ИТ-партнеров, которые могут за пару лет разработать всё необходимое.
Проблемы российских импортозамещения софта у российских компаний и успехи отечественных вендоров
Первая проблема — отсутствие средств у промышленных предприятий на эти инициативы. Российский рынок MES-систем значительно меньше, чем, например, рынок ERP или CRM. Чтобы разработать что-то конкурентоспособное мировым аналогам, важно найти внешние рынки. Пока наши вендоры не выходят со своей продукцией на иностранные рынки, так как европейские рынки закрыты, а на открытых азиатских рынках есть сложности. Они связаны с тем, что Китай обладает своими решениями в этой области.
В такой ситуации у промышленных компаний основная надежда — на отечественных вендоров. В части ERP на рынке уже есть зрелые решения, которые могут заместить иностранное ПО в течение одного-двух лет ведения проекта.
С MES всё сложнее, так как совместимость со станками обеспечивается «из коробки» только у импортных систем. При этом важно понимать, что парк станков в российской промышленности изношен на 90%, и в течение пяти лет его необходимо менять. В этом случае встанет вопрос — оборудование какого производителя будет поставляться? Раньше это было западное оборудование и MES-системы, которые были совместимы. Сейчас дело обстоит иначе. Нужно сначала менять изношенное оборудование, а затем интегрировать его с новыми системами управления. Пока работа в этом направлении практически не ведется. Замена станков сейчас не субсидируется, а без этого замена ПО бессмысленна.
Низкие темпы импортозамещения производственных систем связаны еще и с тем, что производители отечественного ПО сейчас просто не могут конкурировать с де-факто бесплатным импортным ПО. Ситуация такова, что предприятия не в состоянии оплачивать многие иностранные программные модули, но и убрать их из эксплуатации полностью невозможно. Поэтому такое ПО используют бесплатно. Это значит, что сейчас официальное отечественное ПО конкурирует с «трофейным» зарубежным. И это основная проблема импортозамещения в промышленности.
В качестве варианта решения проблемы Минцифры России рассматривало предложение, чтобы отчисления, которые ранее шли иностранным вендорам, поступали в бюджет и направлялись на субсидирование разработки отечественного ПО. Однако эта инициатива пока не получила развития.
Ближайшие перспективы импортозамещения
Сейчас не подлежат замене именно те системы, которые должны замещаться в первую очередь. Например, MES, LIMS, системы диспетчеризации. Зрелых решений пока очень мало, и они секторальные. Сейчас ставка в коммерческом секторе делается на то, чтобы как можно дольше эксплуатировать бесплатное западное ПО.
Для подобных проектов по разработке отечественных аналогов требуется от 2-3 лет. Этот процесс идет интенсивно там, где есть государственное участие, или действуют повышенные требования к информационной безопасности.
Не для всех компаний переход на отечественное ПО является обязательным. Коммерческие предприятия, которые не входят в критическую информационную инфраструктуру (КИИ), не обязаны заменять иностранное ПО.
Сложность скорее в том, что непонятно, как дальше будут работать санкции, будет ли возможность покупать и пользоваться иностранными решениями. Перед предприятиями может возникнуть ситуация выбора — использовать отечественные разработки или «трофейное» западное ПО. Важно, чтобы применение западного ПО стало невыгодным — в этом случае компании будут вынуждены переходить на отечественный софт. Добиться этого можно только государственным регулированием.