Каждый второй предприниматель ищет инвестора
Каждый второй предприниматель (77%) заявил о том, что находить деньги для проектов за последний год-два стало сложнее. Из них 41% столкнулся с проблемами при поиске российских инвесторов, а 36% – зарубежных. В топ-5 отраслей, которым легче получать средства на развитие, вошли IT (78%), медицина (57%), строительство (39%), производство (39%), финансовые и юридические услуги (35%). Наибольшие трудности с привлечением средств испытывают бьюти сфера (4%) и медиа (4%).
«Инвесторы за последний год стали более осторожными: выбирают либо быстроразвивающиеся ниши, связанные с технологиями, либо консервативные сферы вроде строительства и медицины. Однако большинство предпринимателей (55%) отдают предпочтение именно поиску инвестиций, поскольку знают, что инвестор заинтересован в успехе бизнеса и, как правило, будет помогать», — отмечает Михаил Воронин, основатель бизнес-клуба «Атланты».
«Большинству предпринимателей (61% опрошенных) важны не только финансовые возможности инвестора, но и его отраслевая экспертиза и деловые связи. Иными словами, бизнесу интересны smartmoney – не просто деньги, но и опыт, который может придать компании дополнительное ускорение», — говорит Наталья Джораева, эксперт по привлечению инвестиций и основатель платформы Get-Investor.
В рамках исследования выяснилось, что чаще всего бизнесмены заинтересованы в небольшой сумме для развития своего дела — от 5 до 20 млн рублей (30%). Каждый пятый респондент (22%) рассчитывает на качественные вложения от 100 до 500 млн. 9% опрошенных признались, что средства нужны для значительных изменений - более 500 млн рублей, еще 9% хотели бы получить более 1 млрд рублей.
В большинстве случаев, деньги привлекаются на старте - для запуска нового проекта или направления (61%), ускорения роста бизнеса (52%) и масштабирования текущего (48%). Каждый третий бизнесмен (30%) хотел бы потратить деньги на увеличение эффективности бизнес-процессов, каждый четвертый (26%) – на закупку нового оборудования, а каждый пятый планирует экспансию на зарубежные рынки (22%).
К поиску инвестиций предприниматели относятся ответственно, как к отдельному проекту, и тщательно формулируют цели. Большинство предпринимателей ищут средства всеми возможными и доступными способами. Каждый второй владелец бизнеса признался, что ищет инвесторов традиционным методом — в инвестиционных фондах (70%), через специализированные платформы (65%) или знакомых (65%). Чуть меньше половины респондентов (48%) привлекают средства используя соцсети (48%) или посещая инвесторские клубы (48%). Еще 43% планируют найти необходимые вложения через знакомства в бизнес-клубе. Реже всего предприниматели пользуются услугами бизнес-инкубаторов (22%), краудфандинговых платформ (17%) и консалтинговых агентств (4%).
Пока инвесторы не найдены, бизнес держится на средствах основателя. 26% респондентов уже вложили в бизнес от 1 до 5 млн рублей, 9% — от 5 до 10 млн рублей, еще 13% — более 10 млн рублей.
Методология
*В опросе приняли участие 1217 предпринимателей в возрасте 18-60 лет. Регионы исследования — города с населением от 1 млн человек. Исследование проводилось методом онлайн-анкетирования в июле 2023 года.