Как происходит цифровизация банковского сектора и переход на безналичную экономику в Узбекистане
— Расскажите, пожалуйста, о деятельности компании Visa в Узбекистане?
Узбекистан — стратегически важный рынок для Visa. Мы присутствуем в стране на протяжении 30 лет и стояли у истоков становления индустрии безналичных платежей. Сейчас при поддержке широкого круга партнеров, включая регулятора, банков, мобильных операторов и финтехов мы продолжаем инвестировать в ее развитие.
Наша главная цель в Узбекистане — содействие развитию безналичной экономики страны. Платежные решения, которые мы внедряем, отвечают потребностям людей и бизнеса.
Хочу отметить, что Visa разделяет видение и цели правительства Узбекистана по поддержке роста цифровых платежей. Как и во многих других странах мира, в стране есть точки роста для повышения финансовой грамотности населения, увеличения уровня доверия к банкам и продолжения развития инфраструктуры.
Сегодня количество бесконтактных платежей растёт во всём мире. И, что интересно, лидерами могут быть не только большие страны с сильными экономиками. Так, довольно высокие подобные показатели есть и в Центральной Азии.
В Узбекистане также продолжает расти количество цифровых платежей. Это говорит о том, что электронные платежи используют в тех направлениях, где раньше, возможно, люди этого не делали. В ближайшее время этот тренд будет усиливаться.
- Какие ключевые решения внедрила компания Visa в Узбекистане за последние годы?
В первую очередь мы открыли и постоянно работаем над расширением сети приема. Так, в 2021 году был открыт прием карт Visa в 2 800 банкоматах и 185 000 платежных терминалах страны.
Также мы убрали комиссию для держателей карт Visa при оплате товаров и услуг. Это революционный шаг для всей индустрии, который позволит нам системно преобразовать экосистему безналичных платежей.
В феврале 2021 Visa в партнерстве с одним из коммерческих банков Узбекистана и OCTO запустили первое в стране решение по токенизации, в основе которого лежит Visa Token Service. Внедрение технологии поможет ускорить развитие инноваций в сфере электронной коммерции и сделает платежи еще более безопасными и удобными для потребителей.
Также один из коммерческих банков первый в Узбекистане сделал возможным переводы на карты Visa по номеру телефона. Это глобальный сервис мобильных онлайн-переводов с карты на карту, помогающий сделать процесс перевода более удобным и безопасным. Для перевода денег с помощью нового сервиса нужно всего лишь знать номер телефона и имя получателя.
Одно из приоритетных направлений – развитие сети приема электронной оплаты, особенно за пределами крупных городов, и внедрение новых технологий, которые способствуют этому развитию. Одна из таких инноваций – Visa Tap to Phone. Технология позволяет финансовым институтам создавать решения по приему бесконтактных оплат на Android смартфоны с поддержкой NFC-модуля (беспроводная передача данных малого радиуса действия).
В 2021 году совместно с финтех-компанией MayaSoft и банком Orient Finance мы запустили решение Tap to Phone (Marta) для представителей микро и малого бизнеса в Узбекистане. Тем самым мы расширили возможность для приема цифровых бесконтактных оплат: картами, телефонами или другими гаджетами. Приятно отметить, что MayaSoft – первая компания из региона, которая стала региональным победителем международного конкурса финтех-стартапов Visa Everywhere Initiative еще в 2019 году.
Запущенное решение работает по простому принципу: раньше владельцам небольшого бизнеса было необходимо покупать или брать в аренду POS-терминал. Теперь достаточно установить приложение Marta на свой Android-смартфон, пройти регистрацию в банке и начать принимать платежи от клиентов с карт и других гаджетов.
Стоит особо выделить продукт, реализованный совместно с нашим стратегическим партнером в Узбекистане платежной системой Humo — платежную карту Humo Visa. Выпуск таких карт был реализован «Агробанком» в 2021 году — это был первый запуск подобного продукта не только в Узбекистане, но и в странах СНГ. Держатели карт могут осуществлять транзакции как в инфраструктуре Humo, так и Visa.
Еще одной инновацией стала физическая и виртуальная платежная карта Visa Humans – запущенная в сотрудничестве с финтех-компанией Humans и при поддержке коммерческого банка Узбекистана.
— Какая работа осуществлена в рамках Меморандума о сотрудничестве с ЦБ Узбекистана?
Основные цели меморандума — расширять инфраструктуру приема электронных платежей и совершенствовать законодательную базу в сфере безналичных расчетов. Также совместно с ЦБ реализовывать программы по развитию инфраструктуры, обмениваться передовым опытом внедрения инновационных платежных технологий и работать с торговыми предприятиями и банками для расширения приема карт по всей стране и популяризации цифровых платежей.
Мы ведем работу по каждому из этих направлений. Так, Центральный банк Узбекистана предпринимает действенные меры для того, чтобы обеспечивать соответствующую регуляторную базу для развития экономических процессов.
Мы видим максимально позитивный эффект от внедрения порядка цифровой удаленной идентификации, начавшей действовать в октябре 2021 года. Должна сказать, что при всей очевидности и необходимости таких решений, пока, к сожалению, немногие страны могут похвастаться наличием такого регуляторного поля.
Сегодня банки Узбекистана могут проводить удаленную идентификацию клиентов для того, чтобы открыть счет. Это значимое решение с точки зрения удобства, но еще больше с точки зрения финансовой инклюзивности и вовлечения большего числа граждан в мир финансов.
Помимо уже внедренных решений, таких как Tap to Phone, VTS или переводов по номеру телефона на основе Visa Direct, сегодня мы активно работаем с Центральным банком и по направлению повышения финансовой грамотности населения. В скором времени планируем внедрить интересный образовательный интерактивный проект.
Еще одна часть работы с ЦБ – это совместная деятельность для предотвращения мошенничества с платежами. Так, мы совместно организовали семинары-практикумы для представителей правоохранительных органов и банков. Такие интенсивы мы проводим с целью передачи знаний от ведущих тренеров компании Visa в области определения рисков для карточных операций, диджитал скимминга, социальной инженерии специалистам в Узбекистане.
Все это поможет нам совместными усилиями развивать сферу приема платежей и внедрять инновационные решения на локальном рынке.
— Какие инновационные платежные решения планируете внедрить в Узбекистане в ближайшем будущем?
У нас большие планы по выводу на рынок новых продуктов и технологий. Все они будут реализованы в рамках наших стратегических приоритетов, а именно: популяризации безналичных платежей, обеспечению доступности приема карт Visa, развитию электронной коммерции и преимуществ, которые дают оплаты нашими картами. Также в приоритете развитие и поддержка финтех-сообщества в стране.
Планируем еще больше вкладывать усилия в обучение людей финансовой грамотности: создавать программы и курсы по финансам и работе платежных систем для жителей страны разных возрастов.
— Какие направления платежной системы считаются перспективными?
Могу назвать несколько ключевых трендов в финансовой индустрии. Первый, Buy Now Pay Later (BNPL) – это сервисы, предоставляющие потребителям возможность получать рассрочку на любые покупки. Тренд не новый, но он уже прочно вошел в финансовую жизнь пользователей по всему миру. Потребители ценят простоту, понятность процесса, продавцы ценят высокий уровень конверсии.
Еще один тренд – мобильные платежные системы и мобильный банкинг с безопасностью и удобством для переводов, платежей и сбережений через концепцию счета «мобильный кошелек».
Также перспективным направлением стал прием оплаты на смартфоне для владельцев малого и среднего бизнеса. О нем я рассказывала выше.
Помимо действующих трендов, существуют направления, где будет развиваться конкурентная борьба. Например, встроенные финансы, то есть, предоставление финансовых сервисов бизнесу. Сегодня проведение платежей становится доступным не только банкам, но и нефинансовым сервисам. Банки с помощью API и других каналов получают возможность предоставлять свои сервисы нефинансовым партнерам.
— Геополитическая ситуация в мире повлияла ли на деятельность компании?
Visa продолжает активно работать в более чем 200 странах и территориях, продолжая привносить инновации, технологии и экспертизу с целью развития экосистемы цифровых платежей и безналичной экономики всех рынков, на которых мы присутствуем.
Что касается изменений, то Visa приостановила свою деятельность в Российской Федерации. Все операции, совершенные с помощью карт Visa, выпущенные российскими финансовыми учреждениями в Российской Федерации, теперь не обрабатываются за пределами страны, а любые карты Visa, выпущенные финансовыми учреждениями за пределами Российской Федерации, больше не работают на территории Российской Федерации.
Во всех остальных географиях мы постоянно работаем над развитием безналичной экономики и платежной экосистемы, чтобы всегда быть лучшим способом совершать и принимать платежи.
По материалам cbu.uz
Напоминаем, что ближайший ПЛАС-Форум в Узбекистане «Финтех, банки и ритейл. Цифровая трансформация и взаимодействие» пройдет уже 21–22 июня 2023 года в Ташкенте!