Цифровой рубль в розничных платежах: угроза рынку или новый виток эволюции
Россия остается одной из передовых стран с точки зрения развития платежных систем — к такому выводу пришли эксперты «Яков и Партнёры» по итогам анализа банковских систем 75 стран.
Мир постепенно переходит от наличного денежного обращения к современным формам платежей. Тем не менее 1,5 млрд людей до сих пор не имеют доступа к банковскому обслуживанию. Более половины из них проживают в странах, где доля наличных денег в обороте составляет не менее 40%. При этом средняя реальная ставка по кредитам в таких странах на 2,1 п. п. выше, чем в странах с более развитыми платежными системами, а уровень проникновения кредитных продуктов ниже на 22 п. п.
За последние пять лет доля наличных в глобальном POS-обороте (в точках продаж, кассах) снизилась на 12 п. п. и составляет 18%. Наибольшее распространение получили способы оплаты с помощью токенизированных карт, QR-кодов и мобильных кошельков внутри замкнутых (closed-loop) экосистем, когда деньги попадают со счета клиента-плательщика непосредственно на счет компании-получателя, минуя посредников.
Уход международных компаний из России в 2022 г. создал новые вызовы и возможности. Ухудшение клиентского опыта с токенизированными картами привело к росту распространения платежей через QR, в том числе при помощи СБП. Международный опыт показывает, что в странах, где данный способ оплаты стал доминирующим, происходит сближение банков и ритейлеров, формирование замкнутых экосистем, в которых клиент может получить дополнительные бонусы как в виде скидок, так и в виде баллов лояльности. Кроме того, цифровизация платежей создает возможности для получения рассрочки (BNPL), которая относительно менее распространена в России, где только 1% онлайн-покупок оплачивается в рассрочку (по сравнению со средним уровнем 8% в странах ЕС). В целом, несмотря на санкционное давление, доля безналичных расчетов в России в 2022 г. выросла и достигла рекордных 78%.
Но если смену способов платежей во многом можно охарактеризовать как эволюционный процесс, как отмечается в исследовании, параллельно среди провайдеров инфраструктуры сегодня происходят гораздо более кардинальные изменения. Условно их можно разделить на три блока: запуск национальных платежных систем, позволяющих проводить платежи внутри страны (и в отдельных случаях между странами) без привлечения международных платежных систем; создание национальных систем моментального проведения платежей (Real Time Gross Settlement, RTGS) и внедрение цифровых валют — нередко с использованием технологии блокчейн.
«Как показало наше исследование, всего 11% рассматриваемых стран, в том числе Россия, обладают всеми тремя компонентами современной национальной платежной системы. При этом 71% развили хотя бы минимальный функционал моментальных платежей, которые с недавних пор стали достаточно популярны у нас в стране, а 22 страны выстроили собственные платежные системы. Следующий большой вызов, очевидно, это национальные цифровые валюты: уже каждое пятое государство находятся в стадии пилотного внедрения. Однако мы ожидаем, что их распространение может не получить единодушную поддержку со стороны всех игроков платежного рынка», — отмечает младший партнер «Яков и Партнёры» и соавтор отчета Виталий Колаев.
Один из главных бенефициаров внедрения цифрового рубля (ЦВЦБ) — регулятор. У Центрального банка появляется возможность проводить более эффективную и оперативную денежно-кредитную политику. Эмиссия цифровой валюты производится быстрее и дешевле. Усиливается контроль за использованием бюджетных средств и повышается прозрачность экономики.
Клиентам будет удобно использовать единый цифровой кошелек через приложение любого коммерческого банка или другой финансовой организации. Офлайн-режим позволит осуществлять безопасные цифровые транзакции без доступа к интернету.
Несмотря на очевидные выгоды для экономики в целом, внедрение цифрового рубля в краткосрочной перспективе может негативно повлиять на прибыльность игроков рынка. Так, на горизонте 3–5 лет банки могут терять до 50 млрд руб. в год в виде снижения чистого дохода от интерчейнджа и повышения расходов на привлечение пассивов. В свою очередь, потребители могут остаться без кешбэка и других бонусов, начисляемых за покупки.
В отличие от банков ритейлеры в любом случае выиграют от внедрения ЦВЦБ. Общий выигрыш для ритейлеров от снижения эквайринговых комиссий может составить не менее 80 млрд руб. в год. Тем не менее, как отмечают авторы отчета, для успеха системы важно, чтобы часть выгоды перешла и конечным потребителям. Для этого стоит выстраивать клиентские сервисы, создающие добавленную стоимость (например, «бесшовная» рассрочка, бесплатная доставка и т. д.), — в том числе в партнерстве с банками и другими игроками.
«Сейчас банки видят перед собой своеобразную «дилемму заключенного». Они могут сопротивляться изменениям и замедлить внедрение ЦВЦБ или, наоборот, возглавить процесс и получить от этого несоразмерную выгоду. Но в целом, несмотря на краткосрочные сложности, если рынок примет новый инструмент, то потенциальные потери легко возмещаются, например исключительно за счет комиссий по сделкам с недвижимостью и автотранспортом с использованием функционала смарт-контрактов цифрового рубля. Более того, новая цифровая валюта может получить важную роль в сфере корпоративных расчетов, где объемы платежей несоразмерно выше. Поэтому в долгосрочной перспективе внедрение ЦВЦБ, если оно произойдет с оглядкой на интересы конечных потребителей, будет исключительно положительным фактором», — резюмирует партнер «Яков и Партнёры» и соавтор отчета Илья Иванинский.